Технологическая карта по географии «Землетрясения и вулканизм» 5 класс

29 Дата ___________

Тема: Землетрясения. Вулканизм.

Задачи



1.Раскрыть содержание понятий землетрясения, очаг землетрясения, сейсмически активные районы, эпицентр, вулкан, кратер, жерло, конический вулкан, щитовой вулкан, вулканическая бомба, действующий вулкан, потухший, шкала Рихтера



2. Расширить знания о причинах движениях Земли и последствия этого движения.



3. Способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

  • знать понятия : землетрясения, очаг землетрясения, сейсмически активные районы, эпицентр, вулкан, кратер, жерло, конический вулкан, щитовой вулкан, вулканическая бомба, действующий вулкан, потухший, шкала Рихтера рельеф, формы рельефа

  • Уметь характеризовать каждый термин урока

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить

  • Оценивать достижения на уроке

  • Оценивать работу одноклассников

  • Высказывать суждения, подтверждая ее фактами

  • Работать с текстом, презентацией,

таблицей

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Ресурсы урока: учебник, физическая карта, таблица « формы Земли», презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности .


Контроль знаний


По пройденной теме проверим правильность выполнения задания:

Планетарный рельеф Земля состоит……

Рельеф суши бывает ……..

Горы – это…….

Равнины – это……

Горы делятся на группы согласно чего….

Равнины бывают…..

Земная кора движется за счет сил…..

Плиты – это….

Выполняют диктант



Контроль своей работы. Самооценка.


Организация познавательной деятельности

Верхний слой земли называется земная кора. Она двигается в двух направлениях: горизонтально и вертикально. Какое явление при этом происходит?

Определяем тему урока, цель

Что такое землетрясение? Как называется наука, изучающая это явление? Приборы, помогающие человеку в определении землетрясения

Работа с п.21.

Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других в горизонтальном положении. Землетрясения имеют очаг и эпицентр. Очаг землетрясения – место, где образуется разрыв и смещение пород. Эпицентр землетрясения– место на земной поверхности, находящееся над очагом. Наука, изучающая землетрясения – сейсмология. Ученые – сейсмологи изучают это природное стихийное бедствие с помощью сейсмографа и составили шкалу для изменения силы землетрясения в баллах от 1-12.

Человек исследует силу землетрясений. Рихтер составил школу

( знакомство со шкалой)

Баллы

Название землетрясения

Краткая характеристика

1

Незаметное


Отмечается только сейсмическими приборами

2

Очень слабое

Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя

3

Слабое

Ощущается лишь небольшой частью населения

4

Умеренное

Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды и оконных стёкол, скрипу дверей и стен

5

Довольно сильное


Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в оконных стёклах и штукатурке. Пробуждение спящих

6

Сильное

Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий.

7

Очень сильное

Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические, а также деревянные постройки остаются невредимыми.

8

Разрушительное


Трещины на крутых склонах и на сырой почве. Меняется уровень воды в колодцах. Памятники сдвигаются с места или опрокидываются. Падают дымовые трубы. Сильно повреждаются капитальные здания.

9

Опустошительное

Сильное повреждение и разрушение каменных домов.

10

Уничтожающее

Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов.

11

Катастрофа

Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Каменные дома совершенно разрушаются

12

Сильная катастрофа .

Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные трещины, обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает. На земной поверхности видны волны






Закрепления.

Определим силу землетрясения в баллах

1

Сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло 18 апреля 1906 года. Почувствовав первые удары стихии, жители города «золотой лихорадки», который к той поре превратился в самый процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает.

2

Скалы в разломе Святого Андреаса больше не могли сдерживать давление земной коры, начавшей энергичную подвижку. Волны давления, расходясь от эпицентра землетрясения, распространялись со скоростью 5 миль в секунду на юго-восток от Сан-Франциско через скальное ложе под горами Санта-Крус. 17 октября, в вечерний «час пик», оно нанесло удар Сан-Франциско и в течение 15 секунд превратило многие здания в развалины, уничтожило секцию моста Бэй Бридж, разворотило целую милю шоссе-эстакады и ввергло в пожарище исторический район Марина. (8-9б)



Следующие явление, которое происходит в результате движения земной коры – это извержение вулканов

Что такое вулкан, виды вулканов, вулканическая бомба. Работа с учебником п. 21 стр. 100

—— Работа с атласом определения крупных вулканов на 6 материка.

( работа в парах)



Последствия движения земной коры

Анализ табл. № 2 стр.104



Отвечают на вопросы



Определяют тему и цель урока, выводят гипотезу







Работают с учебником. Отвечают на вопрос

















Записывают все определения



Знакомятся со школой











































































































Решения задач, на определения силы.











































Работа с учебником стр. 100. Отвечают на вопросы. Текстовый материал переводят в табличный или схематичный.

………………….. работа с атласом.





Анализ таблицы.

Рефлексия

Оцените свою работу в классе.

Вспомнить тему урока, цель и гипотезу.



Оценивают свою работу



Подготовиться п.20

Записывают д/з п.






Свежие документы:  Технологическая карта по Географии "Земля и её изображение" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: