Урок информатики
Учитель: Н.И.дашко
Класс: 5
Тема: Знакомство с графическим редактором Paint.
Тип урока по дидактической цели: Урок ознакомления с новым материалом.
Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения практической работы.
Цели:
Общеобразовательная: дать представление о графическом редакторе Paint;
Воспитательная: развивать познавательную активность, творческие способности, логическое мышления, воспитывать чувство ответственности, уважения друг к другу, аккуратность;
Практическая: формирование у учащихся умений применять полученные знания для выполнения практической работы.
Задачи:
1. ввести понятия «компьютерная графика» и «графический редактор»;
2. познакомить с назначением, интерфейсом и возможностями графического редактора Paint;
3. показать приемы работы в графическом редакторе для создания компьютерных изображений.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение новой темы
3. Закрепления пройденного материала
4. Практическая работа за компьютером
5. Подведение итогов
6. Задание на дом
Этапы урока:
1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
2. подготовка к изучению нового материала через создание проблемной ситуации;
3. ознакомление с новым материалом;
4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения путем применения полученных знаний на практике;
5. постановка задания на дом;
6. подведение итогов урока.
Средства обучения:
Аппаратное обеспечение: проектор, компьютеры.
Программное обеспечение: операционная система Windows, офисная программа Microsoft Power Point, Графический редактор Paint.
Раздаточный материал: камень, карандаши, кисточка, листы бумаги, карточки с заданиями, оценочные жетоны – пропуски в «Галерею», «Сертификаты участников выставки», грамоты, эмблемы.
Сопроводительная презентация.
Методы обучения:
Словесный.
Наглядный.
Практический.
Репродуктивный.
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие:
Здравствуйте. Я рада видеть вас. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я хочу. Чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до конца урока. Итак, начнем.
II. Проверка домашнего задания.(4- 5 мин)
На предыдущих уроках мы изучали текстовый редактор. Давайте вспомним основные понятия ( у детей карточки с заданиями. Учитель читает задание, все вместе отгадывают слово)
1. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница.
2. Упорядочивание информации в определенном порядке: по алфавиту, по номерам или в хронологической последовательности.
3. Второй этап подготовки документа на компьютере, в ходе которого исправляются обнаруженные ошибки и вносятся изменения.
4. Этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге.
5. Минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д.
6. Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
7. Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, выделенная отступом.
Одновременно на ПК высвечивается слайд с ответами (слайд 1).
II. Основная часть урока (25 минут)
подготовка к изучению нового материала через создание проблемной ситуации путем проведения исследования (2 минуты)
На столах учеников находятся предметы: камни, мел, карандаши, краски и кисточка, береста, лист бумаги.
Учитель (не обращая внимание на эти предметы): С древних времен люди передавали информацию друг другу. Из поколения в поколение переходили их опыт и быт, а как же они это делали?
Ученики: наскальные рисунки, картины, книги, музыка, кино и т.д.
Учитель: Ребята, у нас на столе находятся разные предметы, как они взаимосвязаны друг с другом?
Ученики: Это предметы для рисования.
Учитель: Все верно. А как же их применяли в рисовании? (учитель показывает предметы, ученики рассказывают)
Ученики: 1 – КАМЕНЬ — с помощью камня высекали на скалах,( слайд 2)
2 – МЕЛ — с помощью мела можно рисовать на доске и дереве ( слайд 3)
3 – КАРАНДАШИ — карандашами мы рисуем на бумаге ( слайд 4)
4 – КИСТОЧКИ И КРАСКА — кисточкой и красками можно рисовать на бумаге и ли холсте ( слайд 5)
2 – на бересте и пергаменте раньше рисовали (слайд 6)
(по ходу беседы с обучающимися, учитель показывает слайды с изображениями, которые были созданы с помощью рассматриваемых предметов).
Выстраивается историческая цепочка эволюции рисунка.
Учитель: Ребята. А вы умеете рисовать?
Как давно вы это делаете?
Чем можно рисовать?
О чем мы сегодня будем с вами говорить?
Да, действительно, мы сегодня будем рисовать, но только на компьютере.
На смену простому рисунку, который прошел целую эволюцию, пришло поколение Компьютерной графики.
А что же такое Компьютерная графика и где она применяется?
Сначала я хочу вручить памятные эмблемы «Участника выставки компьютерной графики».
Учитель: Итак, цель нашего урока – познакомиться с компьютерной графикой и программой для рисования Paint.
Что такое компьютерная графика? ( слайд 7-12)
Ученики: Компьютерная графика – это рисование на компьютере. Она применяется для создания мультфильмов, кино, рекламы и т.д. ознакомление с новым материалом (7 минут)
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете (Работа с презентацией «Графический редактор Paint») (слайд 7- 12)
Познакомитесь с Графическим редактором Paint
Узнаете откуда взялось название Paint? ( слайд 13,14)
ФИЗМИНУТКА ( 2 минуты)
УЧАЩИЕСЯ САДЯТЬСЯ ЗА КОМПЬЮТЕРЫ ( инструктаж по технике безопасности)
Научитесь запускать Paint.– работа обучающихся за компьютерами под руководством учителя. ( слайд 15)
Рассмотрите окно редактора Paint (работа обучающихся с раздаточным материалом «Окно») и инструменты Paint (работа обучающихся за компьютерами под руководством учителя (подведение курсора мышки к инструментам редактора, проба рисования)). ( слайд 16-18)
И, конечно попробуете себя в роли компьютерных художников.
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения путем применения полученных знаний на практике (13 минут)
I этап (1 минута) – мотивация обучающихся на практическую работу через творческо-образное мышление, путем приема психологического погружения в среду выбранного пейзажа.
Учитель: Ребята, а давайте с вами попробуем порисовать. Итак, ваша задача – нарисовать пейзаж времени года вашего дня рождения.
Учитель: закройте глаза и попытайтесь представить картину вашего времени года. Какие краски там преобладают? А теперь откройте глаза, взгляните на экран (слайд с картинками времен года, выполненные в программе Paint). ( слайд 19)
Учитель: Приступим к рисованию.
II этап (9 минут) – непосредственное выполнение задания практической работы за компьютером (обучающимся заранее раздаются карточки с Алгоритмом выполнения задания практической работы)
Учитель: Ребята, обратите внимание, у вас на столах находятся карточки с алгоритмом выполнения задания. Опираясь на этот алгоритм, создайте компьютерный рисунок, а я вам буду помогать.
Практическая работа выполняется с точки зрения дифференцированного подхода к обучающимся под контролем учителя:
Ребята, имеющие предварительные навыки работы в программе могут работать самостоятельно, опираясь на свои знания и фантазию.
Ребята, не имеющие предварительных навыков работы в программе, работают с Алгоритмом – подсказкой.
Ребята, не имеющие навыков работы с мышью и программой, работают с Алгоритмом под руководством учителя.
По ходу выполнения практической работы, звучит классическая музыка для создания благоприятной атмосферы.
Алгоритм выполнения практической работы «Мое время года»
Запусти Paint.
Установи размер страницы 900 на 600 точек (пикселей) (РИСУНОК АТРИБУТЫ)
Залей страницу цветом твоего времени года, светлым оттенком, щелкнув мышью по инструменту ЗАЛИВКА и нужному цвету на ПАЛИТРЕ.
Используя инструмент КАРАНДАШ, нарисуй облака или тучи не разрывая линию контура. С помощью ЗАЛИВКИ и ПАЛИТРЫ закрась нарисованные объекты
Используя ЭЛИПС, ЗАЛИВКУ и ЛИНИЮ в три пикселя толщиной, нарисуй солнце.
С помощью КИСТИ и ПАЛИТРЫ изобрази стволы деревьев.
А с помощью РАСПЫЛИТЕЛЯ и ПАЛИТРЫ можно нарисовать листья, снег, дождь, цветы и т.д
Все остальное – твоя фантазия. Желаю удачи!!!
***Лишние детали можно стирать ЛАСТИКОМ или ВЫДЕЛЯТЬ и удалять кнопкой Delete.
***Для отмены команды используйте кнопку меню ПРАВКАОТМЕНИТЬ,
III этап (3 минуты) – оценка работ обучающихся с методом самооценки.
Обучающимся предлагается посетить «Галерею компьютерной графики» и, с помощью жетонов оценить лучшую работу.
Учитель: Ну что же, время практической работы подошло к концу. Нам сейчас необходимо будет оценить ваши рисунки. Итак, я предлагаю всем сейчас отправиться в «Галерею компьютерной графики», взяв пропускные жетоны и, оставить свой жетон около того пейзажа, который на ваш взгляд самый лучший.
Обучающиеся оцениваю работы.
Учитель: Итак, лучшему «компьютерному художнику» сегодняшнего урока вручается грамота.
III. Заключительная часть урока (3 минуты)
1. Постановка задания на дом: параграф 2.10, стр.95-100, вопросы стр.107(1,2) — на карточках.
2. Подведение итогов урока.
Учитель: На сегодняшний день тяжело представить себе мир без компьютерной графики. Ведь в любой области жизни общества компьютерная графика находит свое применение. Давайте вспомним, где же используют компьютерную графику?
Ученики: кино, мультфильмы, ролики, книги, журналы и т.д.
(учитель показывает слайды с изображениями компьютерных рисунков по областям применения)
Учитель: А с помощью, какой программы мы научились создавать компьютерное изображение? Единственная ли это программа для работы с графикой?
Ученики: Графический редактор Paint. Существует множество программ для создания компьютерных изображений.
Учитель: А какие преимущества у Paint перед бумагой и красками?
Ученики: Не нужно заменять листы, много функций одновременно, меньше времени на создание рисунка и т.д.
Учитель: Ребята, мы сегодня посвятили только первый урок созданию компьютерного изображения. Впереди у вас множество интересных занятий, на которых вы будете продолжать создавать рисунки с помощью компьютера, а затем можно сделать фильм или презентацию своих работ, как это выполнили ученики другой школы (параллельно идет слайд-фильм с рисунками Paint).
А может быть, кто-то из вас в дальнейшем выберет профессию компьютерного художника, что сейчас очень актуально.
Ребята, а теперь встаньте те, кому понравился сегодняшний урок. И мне тоже очень понравилось работать с вами.
Желаю всем творческих успехов в данной работе! Всем спасибо за сотрудничество! До свидания!