3. | Сообщение темы и целей урока, актуализация знаний (3 мин) | Эпиграф к уроку «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Люди всегда стремились сохранить в события давно минувших времен. Пока на Руси не было письменности, бродячие певцы слагали былины, в которых поэтически рассказывали о прошлом родной страны. Письменность пришла на Русь вместе с христианством, и первыми грамотными людьми на Руси были священники, монахи. Именно они и стали вести записи о важнейших событиях, происходивших в стране: о войнах, о подвигах богатырей, о жизни известных людей и царей, затмениях солнца, землетрясениях и многих других событиях. Сообщение темы урока: Летописи и летописцы. Контроль записи в тетрадях, на маркерной доске темы урока учащимися. | Ученики записывают тему в тетрадях. Один из учащихся (например, дежурный) записывает тему урока на маркерной доске. |
4. | Изучение нового материала (25 мин) Словарная работа, предварительное знакомство с терминами Работа с определениями. Работа с учебником. Рассказ учителя по иллюстрации, чтение стихотворения Работа с учебником Динамическая пауза-игра, работа с компьютером, первичное закрепление материала Рассказ, беседа, работа с таблицей – структурирование урочного материала Динамическая пауза –поисковая игра Практическая творческая работа «Летописцы» Блиц-выставка работ Развивающее задание: «Песнь о Вещем Олеге» | Проводится словарная работа со словами летопись и летописец. Учитель предлагает учащимся определить от каких слов произошли эти слова. Что могут означать эти слова. Заранее подготовленный ученик читает определение терминов из словаря Ожегова. Учитель предлагает детям найти объяснения слов из словаря учебника. Для более точного понимания синонимов «год» и «лето» в данном контексте, учитель может попросить нескольких учащихся, чтобы они назвали свой возраст. (например – Мне 14 лет). Демонстрация иллюстрации памятник монаху-летописцу. Одновременно иллюстрация сопровождается отрывком из стихотворения А.С.Пушкина: Еще одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет. Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике текст о летописце. Учитель по ходу чтения учеников комментирует, объясняет новые слова, определяет порядок чтения. Слова на карточках вывешиваются на доску. Учитель показывает на экране интерактивный слайд с изображениями предметов. (Приложение № 1). Проводит игру «Что находится в келье летописца?» Верное действие сопровождается звуковым сигналом «Аплодисменты» Рассказ учителя о «Повести временных лет». Рассказ сопровождается заполнением таблицы, готовая форма которой дается каждому ребенку. (Приложение № 2). Первым летописцем был монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Он был очень любознательным юношей. Много читал. Он знал греческий язык. У Нестора было собрано большое количество греческих книг. Нестор, став монахом, сначала записал все устные рассказы о знаменательных событиях в истории нашей страны. Затем он начал записывать каждый день все, что происходило в государстве. Летопись эта называется «Повесть временных лет». Всю жизнь Нестор писал эти первые записи истории российского государства. Начинается «повесть временных лет» словами «Откуда есть пошла Русская земля». в ней подробно рассказывается, как создавалось древнерусское государство, как крестилась Русь, как делили наследство между собой русские князи, какие военные походы они предпринимали, какие договоры подписывали с другими странами, какие территории завоевывали, какие страны дань платили киевскому князю, из летописи мы узнали имена знатных людей Древней Руси: бояр, горожан, священников. Особенно подробно описывает Нестор правление Ярослава мудрого и его великие дела. «повесть временных лет» является древнейшей русской летописью и главным письменным памятником истории нашей Родины. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте(специально выделанной коже), а с XV в. – на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописи считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом. Игра: рецепт чернил. В разных местах класса расставлены стаканчики с цветными карандашами. Детям дается задание: собрать полный комплект карандашей (7 цветов) и при этом постараться запомнить текст на стаканчиках. Наклейки на стаканчиках: «Дубовая кора», «Ольховая кора», «Ясеневая кора», «Жостыль (красная смородина)», «Кусок железа», «Поварешка щей», «Кружка кваса медового». После того, как все дети соберут свои наборы карандашей, учитель уточняет, что запомнили дети, спрашивает, что, по мнению учащихся, в древности изготавливали из смеси этих ингредиентов. После выслушивания ответов, зачитывает текст из древнерусской летописи: «взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде, добавить ягоды жостыля, а потом кинуть кусок железа, а потом подлить поварешку щей покислей, да кружку кваса медового» Это рецепт изготовления чернил. Учитель сообщает, что все учащиеся на некоторое время могут перевоплотиться в летописцев. Каждый получит карточку — часть летописи. Первая буква пропущена. Задача учащихся – нарисовать и закрасить с помощью имеющихся карандашей заглавную букву абзаца. (Фантазия детей не ограничивается). Вопрос (тема прошлого урока) – в какой цвет преимущественно раскрашивалась заглавная буква абзаца древнерусской книги? (В красный – красная строка). Во время работы детей учитель читает отрывок из «Повести временных лет» о князе Олеге. (Приложение 3) Все карточки прикрепляются к доске с помощью магнитиков. Образуется своеобразная выставка. Учитель сообщает, что великий русский поэт А.С.Пушкин, цитаты из произведений которого уже звучали на этом уроке (какие? – ответ учащихся – эпиграф к уроку и стихотворение о летописце) в свое время так вдохновился именно этой частью «Повести временных лет», что написал стихотворение «Песнь о Вещем Олеге». Демонстрация презентации. (Приложение3). Задание детям – расставить слайды, иллюстрирующие произведение Пушкина в верном порядке. (Исходя из уже имеющихся у них знаний о Вещем Олеге). Верный выбор слайда (щелчком левой кнопки мыши) сопровождается аудио-отрывком из стихотворения. | Ученики делают предположения о составе слов и значении слов. Ученики слушают и сравнивают со своими догадками. Учащиеся работают с учебником, более четко понимают значение слов. Учащиеся рассматривают иллюстрацию и слушают стихотворение. Сопоставляют текст и изображение. Сильные ученики читают выделенные абзацы по учебнику, остальные следят. Учащиеся поочередно выходят к доске и с помощью манипулятора «мышь» выделяют «лишние» предметы, которые не могли быть в келье монаха-летописца. Учащиеся заполняют таблицу, обсуждая вместе с учителем вносимый текст. Задают вопросы. Один из учащихся показывает г.Киев на карте древнерусского государства. Учащиеся разыскивают по классу стаканчики, собирают карандаши, читают надписи на стаканчиках с карандашами. Высказывают предположения о веществе, которое могло быть изготовлено из ингредиентов, указанных на стаканчиках. Учащиеся рисуют и «узнают» текст своих карточек по мере чтения отрывка учителем. Прикрепляют к доске с помощью магнитиков работы. Ответы учащихся. Учащиеся с места указывают верный порядок слайдов. Слушают аудиоотрывки из произведения. |