Конспект урока на тему «А. А. Фет и эстетика «чистого искусства»


Урок-опровержение на тему «А. А. Фет и эстетика «чистого искусства».

Баташова Людмила Александровна, учитель русского языка

и литературы

Разделы: преподавание литературы


Цели:

Познавательные:

  1. Погрузиться в историко-литературную атмосферу 19 века.

  2. Понять суть литературно-критических столкновений. Опровергнуть или согласиться с критиками. Определить истинный смысл понятия «чистого искусства»

  3. Развенчать представление о Фете как “второстепенном поэте”.

Регулятивные:

1. Совершенствовать умения литературоведческого анализа поэтического текста, решение проблем, оперирование литературоведческими терминами, рассуждение, обобщение путем сравнения.

2. Развивать память, внимание, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта.

3. Формирование личностной позиции

Личностные:

  1. Прививать любовь к поэзии русской классики 19 века.

  2. Разгадать тайну поэтического феномена Фета.


Эпиграф к уроку:

В чистоте, искренности, свежести, неувядаемой

молодости поэта Фета – источник лирической

дерзости.

В. Г. Белинский


Оборудование.

1.Запись романсов Фета «На заре ты ее не буди» (П.И. Чайковский),

«Я тебе ничего не скажу».

Подготовка к уроку.

Индивидуальные задания.

1.Выучить наизусть стихотворения: «Я пришёл к тебе с приветом …», «Шёпот, робкое дыхание…».

2. Нарисовать иллюстрации к этим стихотворениям.

3. Подготовить сообщения о представителях «чистого искусства», «Импрессионизм как направление в искусстве».

4. Работа творческих групп: архивариусы, текстологи, литературоведы.

Запись на доске высказываний современников о поэзии А.А. Фета

  1. Господин Фет в стихах придерживается гусиного мировоззрения (потешался В. Зайцев).

  2. В семье второстепенных русских поэтов господину Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. (Салтыков-Щедрин)

  3. Стихи поэта пригодны «для оклеивания комнат под обои и для завёртывания сальных свечей, мещерского сыра и копчёной колбасы», только тогда они будут приносить «некоторую долю практической пользы». (Д.И. Писарев)

  4. Фет высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли. (В. Брюсов)

  5. Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу, поющая снежинками, перекличкою зарниц и птиц, шумом ветра в веющих, вещих узорах листьев, протяжно поющая самым молчанием.

  6. Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу, поющая снежинками, перекличкою зарниц и птиц, шумом ветра в веющих, вещих узорах листьев, протяжно поющая самым молчанием.

( К. Бальмонт)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Звучат романс П. И. Чайковского на слова А. Фета «На заре ты её не буди».

Учитель.

— Каково ваше впечатление от услышанного романса?

— Давайте прочитаем отзывы современников о поэзии Фета. Можно ли с этими высказываниями согласиться или возразить.

— Чтение эпиграфа к уроку и высказываний о творчестве поэта. Кто же прав?

-Как вы понимаете слово «эстетика»? Работа со словарями.

Учитель.

Высказывания критиков-современников А.А. Фета должны создать проблемную ситуацию, послужить поводом для обсуждения: почему такая резкая оскорбительная характеристика личности представителя русской классической поэзии, отчасти ответ на этот вопрос дает сам А.А. Фет. Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений Фета сопровождалось положительными откликами. Но позднее, когда накануне крестьянской реформы 1861 года и после нее обострились социальные противоречия, и на страницах журнала “ Современник” развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Собрание сочинений поэта, появившееся в 1863 году, было встречено градом насмешек и оскорблений. Критик Писарев утверждал, что произведения Фета ни на что не годны, кроме как “ для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и копченой рыбы”, только тогда они будут приносить “некоторую долю практической пользы”.

Совсем уж уничижительно отзывался революционный писатель и критик Н.Г. Чернышевский: “И есть у него пьесы, очень миленькие. Только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. Я знавал Фета. Он положительно идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом”.

Отношение к творчеству Фета изменилось в начале ХХ века, было отмечено высокое достоинство его произведений.

После 1917 года поэзия Фета, как и эстетическая теория “чистого искусства” вновь была подвергнута острым нападкам, которые длились вплоть до “перестроечного периода” в нашей современной истории. Пора, наконец, воздать должное неординарному, ни на кого не похожему, поэту Фету, которого глубоко уважали и любили наши современники. Стихи Фета своеобразны, нетрадиционны для того периода. Наша задача – выяснить это своеобразие стихов. Прав ли был И.С. Тургенев, сказав о стихотворении «Шёпот, робкое дыхание, что это «непостижимо непонятный стих», «до судорог непонятен». Ничего конкретного! О чём можно говорить, на чём можно остановить взгляд? Задачей поэта было запечатлеть момент тончайшего движения души: влюблённые наедине – замирает душа и тело. Словами невыразимо то, что чувствуют сердца. Весь мир у ног влюблённых! А ведь Фет прав: мир ощущений, впечатлений, переживаний настолько велик, богат, что порой кажется, что слова теряют вес, значимость.

Непонимание друзей Фет позднее объяснил расхождением их во взглядах на сущность искусства.

Реалист Тургенев считал, что к оценке поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума». Романтик Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты».

Работа в группах. Диалог консультантов на уроке.

Сообщение консультантов о представителях «чистого искусства», «Импрессионизме как направлении в искусстве».

Текстолог. Читается стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом».

Что увидели вы в этом стихотворении? Ответы.

Литературоведы.

В журнале « Отечественные записки» в 1843 году было опубликовано это стихотворение. Читатели увидели в этом стихотворении «лирический автопортрет» и «поэтическую декларацию» нового поэта. В четырёх строках с четырёхкратным повтором глагола «рассказать» (анафора — приём) поэт как бы во всеуслышание именовал всё то, о чём он пришёл рассказать в русской поэзии:

  • о радостном блеске солнечного утра и страстном трепете молодой весенней жизни;

  • о жаждущей счастья влюблённой душе и о неудержимой песне, готовой слиться веселием мира;

  • думаем, что это гимн утру. Лирический критик Василий Боткин воскликнул: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской литературе».

К сожалению, при жизни, и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а сточки зрения их социальной значимости, с классовой позиции. Поначалу В.Г. Белинский писал: «Из всех живущих в Москве поэтов даровитее всех господин Фет». Но революционеры-демократы всё чаще и чаще отзываются о нём недоброжелательно. Собрание сочинений Фета, вышедшее в1863 году, было встречено градом насмешек.

Учитель.

— Давайте обратимся к высказываниям современникам поэта.

— Как вы думаете, кто прав из этих критиков и почему? Согласны ли вы с такими суждениями?

— сможем ли мы с вами выпрямить взгляд на лирику Фета? Может быть, не станем давать сейчас однозначный ответ, а просто вчитаемся в музыку стиха, поразмышляем над фактами жизни, любви и смерти.

— Вам было индивидуальное задание. Как вы справились с этим. Давайте посмотрим.

Литературоведы.

Считаем, что в своих публицистических суждениях поэт был противником революционно-демократических взглядов. Но как художник он выразил ту правду духовных движений, ту правду красоты и гармонии, которые навсегда останутся драгоценными для человек мыслящего и чувствующего. Фет как будто специально дразнит своих обидчиков.

Только в мире и есть, что тенистый шатёр

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.


Учитель. Неужели-таки больше ничего и нет в мире важнее?

Архивариусы:

Да есть, конечно. А. Фет, человек очень трудной жизненной судьбы, лучше многих понимал и бытовые, и экономические, и общественные проблемы современности. Незаконно рождённый Афанасий Фет, великий русский лирик, обессмертивший стихами своё, почти всю сознательную жизнь посвятил борьбе за право носить фамилию отца Афанасия Неофитовича Шеншина. Чтобы стать орловским помещиком и дворянином, ему нужно было дослужиться до капитана, вот он и пошёл в армию. Но его подстерегала неудача, так как николаевский манифест затруднил доступ в дворянство. Нужно было уже дослужиться уже до звания майора. Фет покидает армию. Становится образцовым «сельским хозяином». В поэзии он не хотел «скорбью» вдохновляться, так как считал, что в поэтическом мире должна господствовать красота и гармония. В письме к другу И. П. Борисову Фет писал: «С тобой, мой друг, я люблю окунуться душой в ароматный воздух первой юности, только при помощи товарища детства душа моя об руку с тобой любит пробегать по оврагам, заросшим кустарником, по крутым тропинкам». У поэта появилась мечта сосредоточиться исключительно на поэзии. В 1840 году он пишет:

Пускай в свете мои мечты,

Я предаюсь надежде сладкой,

Что, может быть, на них украдкой

Блеснёт улыбка красоты,

Иль раб мучительных страстей,

Читая скромные созданья,

Разделит тайные страданья

С душой взволнованной моей.

Однако литературные заработки были скудны, а надежда на наследство, которое обещал подарить дядя — не оправдалась. В трудное время произошло знакомство Фета с Марией Лазич. Серьёзной, образованной девушкой, но бедной как и он сам, Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта.

Ты раз явилась мне, как дивное виденье,

Среди бесчисленных, бесчувственных людей, —

Но быстры молодость, любовь и наслажденье,

И слава, и мечты, а ты ещё быстрей.

Мне что-то новое сказали эти очи,

И новой истиной невольно грудь полна, —

Как будто на заре, подняв завесу ночи,

Я вижу образцы пленительного сна.

Литературоведы:

Мария Лазич безоглядно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Казалось бы, что ещё надо! Женись – и будь счастлив! Это ли не твоя судьба? Однако в письме к другу Борисову писал: «Но у неё ничего и у меня ничего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места. Вот об этом стихотворение «Что за ночь».

Чтец:

Помнишь ночь последнего свиданья!

Безотраден сумрак ночи был;

Ты ждала, ты ждала признанья –

Я молчал: тебя я не любил.

Холодела кровь, и сердце ныло:

Так тяжка была твоя печаль;

Горько мне за нас обоих было.

И сказать мне правду, было жаль.

Но теперь, когда дрожу, и млею,

И, как раб, твой каждый взор ловлю,

Я не лгу, назвав тебя своею

И клянусь, что я тебя люблю!

Литературовед:

Вы поняли, что расчётливый ум человека, решившего вопреки превратностям судьбы стать богатым человеком и независимым, берёт верх над сердцем поэта, узнавшего прелесть чистой любви и надеявшимся на семейное счастье.

Архивариус:

Летом 1850 года И. Борисов получил безжалостное письмо от Фета, в котором уже слышны холодные ноты: «Я не женюсь на Лизич, и она это знает и между тем умоляет не прерывать наших отношений. Какой кошмар! Я стал совершенно равнодушен». Действительно у Афанасия Фета появляется равнодушие ко всему, кроме способности творить. Так сознавал и так принял своё решение человек в жизни.

Куда ни взгляну я, встречаю неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу.

Или

Душа человека, какие выносит мученья!

А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.

Стою как безумный, ещё не постиг выраженья.

Становится ясно, что любовь не выдержала столкновения с житейским расчётом. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Равнодушие разъедало душу поэту. Это не был расчёт, не было любви, тем более благородства.

Чтец:

Долго мне снились мне вопли рыданий твоих, —

То был голос обиды, бессилия плач;

Долго, долго мне снился тот радостный миг,

Как тебя умолил я – несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить,

Расцветала улыбка, грустила печаль;

Проносились года, — и пришлось уходить:

Уносило меня в неизвестную даль.

Подала ты мне руку, спросила: «Идёшь?»

Чуть в глазах я заметил две капельки слёз;

Эти искры в глазах и холодную дрожь

Я в бессонные ночи навек перенёс.

Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях херсонской губернии: Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету.

Чтец:

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной темноте безвременного горя,

Вдали предо мной прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В тот величавый блеск за тёмный весь предел, —

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:

Там человек сгорел.


Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его зову отправилась бы за ним на край света, зримая и покорная, одно мгновение стала недосягаемой, непреклонной и царственно величавой, как беспредельное звёздное небо, куда унеслась её грешная душа. Только сейчас почувствовал поэт, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло. И виновником он был сам. Любовь, которую он заточил в глубинах своего холодного сердца, вырвалась на свободу, но навсегда осталась несчастной и безысходной.

Действительно, образ Марии Лазич в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви.

Чтец:

Давно забытые, под лёгким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И час душевных мук мгновенно воскресили

Всё, что давным-давно утрачено душой.

Горя огнём стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблёкшие узоры

От сердца моего к ланитам гонит кровь.

Я вами осуждён, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку, —

Как будто в не любви есть в мире что-нибудь! –

Я дерзко оттолкнул писавшую мне руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Архивариусы:

Итальянский скрипач дел мастера говорил, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить самые сокровенные чувства человеческой души.

Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Марии превратилась неожиданно, быть может, для него самого в ту волшебную скрипку, которой стала его поэзия. Вот стихотворение Афанасия Фета «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»

Чтец:

Ты отстрадала, я ещё страдаю…

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей.

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твоё,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твоё небытиё!

Немногие писатели, современники поэта, поняли глубинный смысл его поэтических поисков. Пожалуй, только Л. Толстой и Ф. Достоевский сумели по достоинству оценить его творчество. Так в письме к Боткину Л. Толстой с восторгом вопрошал” И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”

Текстологи:

«Лирическая дерзость» — это понятие больше соотносится с содержательной стороной фетовской поэзии, на это указывал в свое время литературовед Л. Эйхенбаум. Если же рассматривать форму его произведений, то здесь невольно вспоминается строка, принадлежащая Фету: «О, если б без слова сказаться душой можно было!». Она подтверждает мысль П.И. Чайковского о том, что Фету «дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

Архивариусы.

Музыкальность лирики Фета была отмечена не только Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский-Корсаков, Аренский, Варламов, Балакизов, Рахманинов и др.

Литературоведы.

О Фете П.И. Чайковский писал: “Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом”. “К чему искать сюжеты для стихов; сюжеты на каждом шагу, – брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты”, – говорил Фет Полонскому. А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать “так называемого содержания”, что в них “тон” и “музыка” важнее, чем мысль, важнее чувство. “Скорбь никак не могла вдохновить нас”, – писал Фет. – Напротив… жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя б на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии”. Каждое стихотворение Фета производит впечатление головокружительного полета с мельчайшими подробностями. Фет замечал: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик”. У Фета много случайностей, сиюминутных впечатлений. В творчестве Фета прослеживается “импрессионистический стиль”, который с его принципом “первое впечатление” давал возможность вести повествование через схваченные наугад детали, которые нарушали строгую согласованность и придавали рассказу яркость, а идее – многоликость. В своей изобразительности поэт близок к художникам-импрессионистам. Импрессионизм не означал ломки принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов у Фета в искусстве описаний. Фет – романтик, и в мироощущении его присутствует трагическая нота разлада между тем, что существует здесь, на земле, и там – в звездной вечности, куда устремляется душа поэта. Земное счастье – “как дым”.

Действительно Фету было тесно в рамках поэзии, тогда он обращался за помощью к звуку, музыке. Поэт считал, что слово не может передать глубину чувств человека, и когда слово “немеет”, тогда приходит музыка.

 Чайковский, тонкий ценитель поэзии, считал поэта «безусловно, гениальным». В одном из писем он высказывал недоумение по поводу того, что находятся “господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворение вроде «Уноси мое сердце в звенящую даль» есть бессмыслица, и называл этих «господ» — «ограниченными» и «немузыкальными». Здесь уместно вспомнить резкие высказывания против Фета революционно-демократической критики (Чернышевский, Писарев и др.). Трудно поверить, что они были «ограниченными». Почему же тогда они сознательно перечеркивали находки Фета, советуя использовать страницы его поэтических сборников для завертывания свечей, сыра, рыбы? Фет принадлежал к той группе литераторов, которые считали, что вечными темами поэзии могут быть только вечные темы любви и природы. Поэтическое искусство, полагали они, не может считаться свободным, если оно имеет какие-то социальные цели.

Декларируя свои взгляды, Фет в стихотворении «Муза» обращается к одному из поэтов некрасовского круга:

Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,
Что не труба она погрома?

В одной из своих статей поэт категорически заявлял: «…произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, — дрянь и только». Как видим, Фет был истинным приверженцем «чистого искусства». Его мысли: « Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. В противном случае она ненужная парадная форма» и поэзия должна обходиться без «наставлений, нравоучений и всяческой дидактики». Поэтому-то ее представители в пылу общественно-политической борьбы «уничтожали фетовскую поэзию, и в ее лице все «чистое искусство», которое не отвечало их представлениям.

Текстологи:

Если сравнивать лирические откровения Фета, посвящённые памяти Марии Лазич, скажем, со стихотворениями Некрасова, адресованными женщинам, то нетрудно убедиться в том, что у Фета отсутствует индивидуализация образа, его характерологическая конкретность и социально-бытовая детализация. Женский образ в лирике Фета тяготеет не к «временному», а к «к вечности». И в этом главное отличие любовной темы Фета от подобной темы, разрабатываемой другими русскими поэтами. В своём стремлении к вечным идеалам красоты и женственности Фет определил своё время и предвосхитил поэзию русского символизма.

Изучая творчество поэта, мы уже заметили одну важную особенность его поэтики: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример такого намёка – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…»

Чтец:

Шёпот, лёгкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

Учитель:

Обратите внимание: все три строфы этого стихотворения нанизаны на одну синтаксическую нить, образуют одно-единственное предложение.

— Подумайте, зачем?

— Что в этом длинном предложении главное, а что второстепенное?

— На чём сосредоточено внимание автора?

Ответы текстологов:

  1. Может быть, на ярких, метафорических описаниях предмета. Ведь не случайно поэт создаёт разнообразную цветовую гамму: тут и серебро ручья, и пурпур розы, и тёмно-жёлтый «отблеск янтаря» в предрассветных «дымных тучках»

  2. Фет в стихотворении стремится передать эмоциональное впечатление, восторг от наступающего рассвета. Не случайно так окрашены личным отношением эпитеты сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо…

  3. Удивительно то, что в стихотворении нет ни одного глагола, — а стихотворение исполнено движения, ощущение времени представления события: какого-то тайного, романтического.

  4. Предложение – сплошь назывное, ему незачем дробиться на синтаксические отрезки, оно охватывает картину жизни целиком и сразу.

  5. Стоит задать вопрос: «А когда, в какое время начинается действие в стихотворении?

Ясно: задолго до рассвета, ручей ещё сонный, светит полная луна (поэтому ручей, отразивший её, превратился в «серебро»). Ночной покой царит в небе и на земле. Но во второй строфе кое-что меняется: «свет ночной» начинает отбрасывать тени, «тени без конца» Что это значит? Пока не до конца понятно. Либо ветер поднялся, и деревья, качаясь, колеблют серебряный свет луны, либо предрассветная рябь пробежала по небу.

  1. Тут мы вступаем в пределы третьей строфы. И понимаем, что рассвет и впрямь зарождается, уже видны «дымные тучки», они взбухают красками зари, которая и торжествует в последней строке: «И заря, заря!..»

  2. И тут самое время спросить: о чём стихотворение? О природе? Да нет же, о любви, о свидании, о том, как незаметно летит время наедине с возлюбленной, как быстро проходит ночь и наступает рассвет. То есть, о чём поэт стыдливо намекает: «Шёпот… и лобзания, и слёзы…». Именно поэтому он отказывается дробить своё поэтическое высказывание. Поэту важно, чтобы стихотворение читалось на одном дыхании, разворачивалось и проносилось стремительно, как время свидания, чтоб ритм его бился взволнованно и учащённо, как любящее сердце.

  3. Подкупает богатство мелодики стиха, редкая гармония природы и человека. Ясно, Фет был мастером художественного слова.

  4. В поэтическом тексте каждое слово значимо, и все же, какие строки кажутся главными? (и лобзания, и слезы)

  5. А почему слезы? По каким приметам мы должны догадаться, что это слезы счастья? (серебро ручья, милое лицо, пурпур)

  6. Подбор лексики несет в себе свет радости и счастья. Обратите внимание на строчку “Ряд волшебных изменений милого лица…” Почему произошли эти изменения? (Меняется состояние влюбленного, но происходит изменение в природе, постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарей. Природа подыграла влюбленным, на наших глазах произошло изменение, движение).

  7. Выберите из текста те прилагательные, которые являются эпитетами, образными, эмоциональными определениями. (Робкое дыханье, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки).

  8. Как понимать выражение “робкое дыханье”?

  9. Эпитет насыщен внутренним напряжением, которое боится вырваться наружу, как дыхание.

  10. В строчке “В дымных тучках пурпур розы” — выразительность усилена повтором согласных звуков [р] – аллитерация, которой часто пользовался Фет.

  11. Найдите 2 слова, которые придают картине особенную живость?

(Колыханье, изменений) Слова трепет, дрожь, трепещут, колыханье — одни из самых излюбленных слов поэтического словаря Фета. Он умеет зафиксировать каждый миг, при этом создается картина движения жизни. Л.Н. Толстой говорит об этом стихотворении: «Каждое выражение – картина. Каждую строчку стихов Фета мы видим».

  1. К какому направлению в искусстве можно отнести поэзию Фета?

(Стиль Фета назвали импрессионизмом в поэзии) (впечатление, красота, свет)

  1. Какое название получила в русском литературоведении теория, которая объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства? (Теория «чистого искусства»)

Слово учителя. Итог урока.

Давайте обратимся к началу урока. Здесь уместно вспомнить резкие выпады революционно-демократической критики.

Итак, мы видели, что Фет был истинным приверженцем «чистого искусства». Его мысли: «Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. В противном случае она ненужная парадная форма и поэзия должна обходиться без наставлений, нравоучений”. Такие суждения не могли быть приняты революционно-демократическими критиками. Поэтому его поэзию уничтожали, а в ее лице и все «чистое искусство». Эта оценка творчества Фета была подхвачена критикой соцреализма и долгое время не давала массовому читателю почувствовать всю прелесть его произведений.

Таким образом, мы сделали вывод, что оценка творчества Фета была заведомо искаженной и долгое время не давала читателю почувствовать всю красоту его произведений.

К счастью, отношение изменилось, и мы с вами можем почувствовать, сколь глубоки философские обобщения и сколь эстетически прекрасны стихи Фета, одного из ярких представителей «чистого искусства». Фет далеко еще не открыт, но, несомненно, что и тот Фет, который всем известен, прекрасен.

Вопросы к учащимся.

  1. Какой можно сделать вывод, проанализировав поэзию Фета?

( Оценка была заведомо искажена, подхвачена критикой соцреализма и долгое время не давала массовому читателю почувствовать всю прелесть его произведений)

  1. Можно считать, что урок — опровержение достиг целей?

  2. Чем дорога вам поэзия А.А. Фета?

( Поэт берёт вечные темы любви и природы, в них мотив музыки, беспокойная мудрость, опаляющая душу, Благородная простота, изящная симпатия. В поэзии Фет является дерзким, скорбным, мятущимся, утончённым лириком).

Учитель.

Фет понимал, что пишет для потомков, хотя его современники обвиняли в том, у него не было «гражданской тематики». Однако он подготовил обращение к потомкам, где звучит тема бессмертия его творчества:

Спешите, юноши, и верить и любить

Вкушать и труд, и наслажденье.

Придёт моя пора – и скоро, может быть,

Моё наступит возрожденье.

Приснится мне опять весенний, светлый сон

На лоне божеском едином,

И мира юного, покоен, примирён,

Я стану вечным гражданином.

Свободный микрофон.

Мы начинаем убеждаться…

Я уверен…

Авторская позиция чётко прослеживается…


Оценивание учащихся.

Домашнее задание













Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ты хочешь мира? Помни о войне!"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: