Конспект урока для 4 класса «Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14» имени А.М.Мамонова








Конспект урока – исследования

по литературному чтению

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»


4 класс

УМК «Школа России»








учитель начальных классов


Сидельникова Ольга Владимировна













2014-2015 учебный год



Источники:


  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006 г.

  3. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.

  4. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М.: Просвещение, 2007 г.








Тема урока: Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Урок 2

Обобщение урока: Тарас выбрал самое лучшее (надёжное) решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим. Человек должен созидать, творить добро, противостоять злу, нести ответственность за хрупкий мир живой природы.

Цель урока: проанализировать поступок (поведение) главного героя рассказа, используя выработанные критерии для оценки.

Планируемые результаты

Дети учатся:

  • понимать внутренний мир героя, причины его поступков;

  • давать характеристику герою;

  • оформлять свою мысль в устное монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • проводить оценку с опорой на выбранные критерии,

  • придумывать содержание рассказа.

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

  • определять авторскую позицию и описывать своё отношение к героям и их поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • дополнять прозаический текст на основе авторского текста;

  • выделять основания (критерии) для оценивания поступка героя;

  • создавать свой текст с опорой на авторский.

Ход урока (дедуктивного типа)


  1. Мотивация.

Для создания проблемной ситуации на уроке используется приём

погружения в проблему.

У ч и т е л ь. Ребята, на прошлом уроке благодаря рассказу «Приёмыш» мы познакомились с удивительным человеком – лесником Тарасом. Как вы думаете, правильно ли поступил Тарас, забрав лебедя к себе домой? Вы знаете, в одной статье приводится другой взгляд на поступок Тараса. В ней говорится, что Тарас поступил неправильно, взяв лебедя к себе. Эту проблему, как пишет автор статьи, можно было решить по-другому. Согласны ли вы с автором? Что вы об этом думаете? (Дети высказываются и дают собственную оценку поступку лесника).

У ч и т е л ь. А как по-другому можно было поступить на месте Тараса? Какие другие действия может предпринять человек в такой ситуации?

Учащиеся предлагают возможные варианты. Например: отправить птицу в зоопарк, регулярно приходить кормить птицу, передать лебедя детям в школьный живой уголок и т. д.

Все выдвинутые решения необходимо кратко зафиксировать на бумаге («облачках»).

У ч и т е л ь. Молодцы! Вы предложили другие способы решения проблемы, описанной в рассказе. Значит, действительно можно было по-другому помочь птице. Но как же нам быть? Как доказать автору статьи, что решение Тараса было самым лучшим? Как доказать, что тот или иной способ – лучше всего?

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимы специальные основания для оценки (критерии) каждого из вариантов решения проблемы.

У ч и т е л ь. Чтобы вынести заключение, нам нужны объективные основания – критерии. Давайте попробуем их выделить. Для этого постараемся ответить на вопрос: какую проблему решал Тарас? (Как спасти птицу.) Что значит спасти птицу? (Чтобы лебедь не погиб.) А что угрожает лебедю? Какие существуют угрозы для жизни птицы зимой в дикой природе? При каких условиях птица сможет выжить? Чем нужно обеспечить птицу, чтобы она не погибла?

В ходе обсуждения на доске выписываются критерии, например:

  • поддержание температуры (тепло);

  • питание птицы (корм);

  • безопасность животного;

  • быстрота решения проблемы (скорость достижения результата);

  • гуманность, доброта, участие человека, проявление милосердия;

  • надёжность и т. д.


Появляется таблица:


Проблема: спасение лебедя

Способ реше-ния

Критерии

Итог

Тепло

Пита-ние (корм)

Безопас-ность

Быстрота решения

Участие человека

Надёж-ность


1








2








3









Подводятся итоги.

У ч и т е л ь. Итак, у нас всё готово для объективной оценки действий человека в подобной ситуации. Теперь нам необходимо оценить каждый способ. Мы поручим каждой группе оценить тот или иной вариант решения проблемы. Вы должны дать оценку по каждому критерию – поставить в

соответствующей графе «+» или «-». Перед тем как поставить тот или иной знак, пожалуйста, обсудите в группе ваше решение.

  1. Исследование в группах.

Каждая группа получает фрагмент критериальной таблицы (т.е. каждой группе предлагается оценить один из возможных способов решения проблемы). Например:

— забрать птицу домой, ухаживать за ней;

— отправить в зоопарк;

— приносить корм; и т.д.

Каждая группа обсуждает один из предложенных способов и заполняет знаками «+» и «-» графы таблицы. В графе «Итог» каждая группа фиксирует количество плюсов.

  1. Физкультминутка.

  2. Обмен информацией.

Каждая группа представляет своё заключение по рассмотренному способу решения проблемы. Все графы «собираются» на доске в одну сводную таблицу.

  1. Оценка информации. Формулирование обобщения урока.

У ч и т е л ь. Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. Обратим внимание на главу «Итог». Какому из способов решения проблемы по итогам проведённой оценки присуждено больше всего плюсов?

Учащиеся обращают внимание на тот факт, что максимальное число баллов присудили способу, которым решил описанную в рассказе проблему главный герой – Тарас. Это решение является оптимальным в данной сложившейся ситуации.

Формулируется обобщение урока: Тарас выбрал самое лучшее (надёжное) решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим. Человек должен созидать, творить добро, противостоять злу, нести ответственность за хрупкий мир живой природы.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Обращается внимание детей на то, что помогло им сегодня на уроке обосновать правильный вариант решения (критериальная оценка).

У ч и т е л ь. Ребята, а что позволило нам сегодня провести объективную оценку наших идей? Благодаря чему мы сумели доказать автору статьи справедливость действий главного героя рассказа «Приёмыш»?

  1. Домашнее задание.

У ч и т е л ь. Как вы думаете, произойдёт ли в будущем встреча Тараса и лебедя? Как это может случиться? Как вы думаете, важно ли описать такую встречу? Почему? Попробуйте придумать рассказ-продолжение о встрече друзей спустя некоторое время.





Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: