Урок литературного чтения во 4-м классе «Мой любимый писатель Н.Н. Носов»

Урок литературного чтения во 4-м классе «Мой любимый писатель Н.Н. Носов»

  • Стрединина Наталья Александровна учитель начальных классов Мкоу «Орловская СОШ»



Цели урока:

  • формирование интереса к чтению произведений Н.Н.Носова; учить выразительно читать диалоги;

  • развивать читательское воображение, наблюдательность, красивую выразительную речь;

  • развивать способности полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, откликаться на прочитанное;

  • способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия;

  • воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме.

  • Корзина с вещами: шляпа, песок, крупа (рис или гречка), заплатка, телефон, кастрюля, огурцы.

  • Напечатанные отрывки из рассказов Н.Н.Носова.

  • Выставка книг.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

В класс входит учитель с воздушными шарами.

_ Здравствуйте, ребята. Я так к вам спешила на урок, боялась опоздать. Хорошо хоть воздушные шарики помогли мне быстрее к вам добраться.

-Ребята, а вы мне не подскажите, герои какой сказочной страны совершили путешествие на воздушном шаре, побывали в Зеленом городе и городе Змеевке и многому чему научились?

( Это герои сказочной повести «Приключение Незнайки и его друзей» )

-Как зовут самого известного героя среди коротышек? (Незнайка)

-Может, вы назовете имя писателя, который рассказывает о сказочной стране, где жили коротышки?

(Да, это писатель — юморист Н.Н.Носов)





Поднимите руки, кто из вас знаком с рассказами Носова?

Можете назвать некоторые из них?



Спасибо.

— О книгах какого писателя мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (О книгах Н.Н.Носова?)

Давайте мы вместе придумает тему нашего урока.

Любимые книги Н.Н.Носова

Я предлагаю вам обменяться мнениями о прочитанных книгах Н.Н. Носова и принять участие в викторинах, посвященным его книгам.

— Согласны?

— Как мне приятно видеть вас здесь таких юных, любознательных и озорных. Смотрю на вас и хочу назвать фантазерами. Уж очень вы похожи на героев Николая Николаевича Носова. А вы знаете, кого мы называем фантазерами?

А помните, как звали мальчишек из рассказа Н.Носова, которые сидели на скамеечке и рассказывали друг другу небылицы, словно соревновались, кто кого переврет?

Прочитайте отрывок из рассказа «Фантазеры».

  • Сколько действующих лиц в рассказе?

  • Как их зовут?

  • Сейчас попробуйте себя представить в роли актеров.

  • С одинаковой ли интонацией надо читать слова Мишутки и Стасика?

  • Чьи слова прочитаете уверенно?

  • А кто сомневается в словах друга?

  • Каким тоном хочется читать слова Игоря?

С одинаковым настроением надо читать начало и конец рассказа?

Разыграйте диалог в лицах, Прочитайте по ролям.

Веселый рассказ или грустный? Почему?

Полезный или нет? В чем польза?

Как же писателю удается писать смешные рассказы и одновременно поучать ребят?

Учитель. У писателя Н.Н.Носова все рассказы и сказки озорные, задорные смешные, но еще и поучительные. Они весело учат с пользой и честно жить на свете.

-А как вы понимаете выражение «Писатель – юморист»

Конечно, веселым писателем Носов стал не сразу. Сначала он, как и все, родился – в 1908 году в г. Киеве.

И вот что он сам о себе рассказывает:

«Сначала я рос очень медленно, потому что не любил есть суп и манную кашу. Моим родителям стоило больших трудов усадить меня за стол и заставить поесть как следует. Вскоре я заметил, что отстаю в росте от своих сверстников. Это меня встревожило. Теперь, чтобы поскорее вырасти, я ел все, что мне не давали без разбора: и колбасу, и суп, и манную кашу и пил молоко. В результате я стал человеком среднего роста. Учился я тоже сначала неважно: мне казалось гораздо полезнее бегать на свежем воздухе, играть в игры и читать интересные книжки. Потом я понял, для чего дети учатся, засел за учебники и просиживал за ними дни и ночи. В итоге из меня получился человек не глупее других.

А стать писателем мне захотелось, потому что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем порассказать детям. Почему я стал юмористом?

По-моему так и родился с юмором, а моей лично заслуги в этом нет.

Сатириком сделала меня жизнь. Писателя читают, когда он говорит правду. Но правду не всякую приятно слушать. Я смягчаю ее шуткой – и получается смешно, полезно и приятно. Это и есть сатира.

За свою жизнь Н.Носов написал 31 рассказ для детей, четыре повести и три сказочные повести про Незнайку и его друзей.

Итак, начинаем парад Н. Носова.

    1. Посмотри на предмет и определи из какого он рассказа?



Огурцы — «Огурцы»

Иголка, нитка, заплатка.- «Заплатка»

Крупа. – «Мишкина каша»

Телефон – «Телефон»

Шляпа – «Живая Шляпа»

Шляпа «Приключение Незнайки»



    1. Узнай героев. Для каждой пары раздаются карточки с заданиями. Одни дети показывают пантомиму. Другие угадывают героев.



3.Парад произведений продолжается. И сейчас в центре нашего внимания повесть «Веселая семейка»

В повести «Веселая семейка» с деятельным и изобретательным Мишкой и его другом Колькой.


На этот раз Мишка выполнил серьезное занятие. Он сделал инкубатор, в котором вывелись цыплята без курицы.

Читая повесть, вы узнаете (Как и Мишка с Колей массу полезных вещей)


  • Как устроен инкубатор?

  • Какая температура должна быть в инкубаторе?

  • На какой день выводятся цыплята?

  • Оказывается, яйца в инкубаторе надо постоянно переворачивать, как это делает курица наседка.


А еще вы узнаете о том, как дружба и взаимовыручка одноклассников и поддержка взрослых могут помочь довести задуманное дело до конца. И на глазах ребят из привезенных яиц из деревни вылупились цыплята.


Это было счастье. Мы сидели у инкубатора и упивались счастьем.

— мы с тобой такие счастливые, — говорил Мишка, -не каждому выпадает такое счастье.



Вопрос:

Когда вылупились цыплята, был отпразднован день рождение цыплят. На торжество все пришли с подарками. Я буду называть подарки – если подарок полезен цыпленку, говорите – «да», если бесполезен – говорите «нет»

  • _-Сеня Бобров пришел с букетом цветов.

  • — Сережа и Вадик принесли по букету подснежников.

  • — Ваня Ложкин принес полкило крупы овсянки.

  • — Учительница Марья Петровна принесла бутылку простокваши.

  • — Прибежал Леша Курочкин с погремушкой в руках.

  • — Костя вытащил из кармана два пирога с кашей.

  • Майка принесла красную ленточку.



А хотите знать, как Николай Николаевич придумал Незнайку?

Когда то дивным давно вышла детская книжка о приключениях маленьких лесных человечков. Были среди них Знайка, Незнайка, доктор Мазь – Перемазь и даже Мурзилка. Они все время путешествовали и преодолевали опасности6 Боролись с огромными обезьянами, змеями и попали в плен к туземцам… Маленький Коля очень любил эту книжку. А когда вырос и стал детским писателем, то решил;Дайка я перескажу эту книжку по своему и напридумывал много того, чего не было в старой книжке.



4.Предлагаю вам решить задачу.

Сколько всего коротышек жило в домике?

В одном домике на улице Колокольчиковой жило … малышей – коротышек.

Самым главным из них был малыш — коротыш по имени Знайка. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитыймеханик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Жил в этом доме еще охотник Пулька. У нее была собака Булька, и еще было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка. Два брата – Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

Итог.

Вот и подошла к концу наша встреча с героями Н.Н.Носова. Но у вас есть возможность организовать с ними новую встречу самостоятельно. Если вдруг кому – то станет скучно, грустно и захочется похныкать, берите и читайте книги Н.Н.Носова.

В заключении хочу, чтобы вы закончили фразу.

Мне понравилось…

Я понял, что могу…

Я задумался над тем…



В благодарность Незнайка оставляет вам эти чудесные шары. Они Ваши.











Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "The trip in the country DoDidDone"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: