Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках и во внеклассной работе.
УРОК. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс.
Литературное кафе (по С.А. Есенину)
Тема урока:Тема любви в лирике С.А. Есенина.
Цель урока:познакомить с любовной лирикой поэта,помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных этапах его творчества.
Оборудование урока:компьютер, проектор, экран.
Основной метод- групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой фантазиейв литературное кафе, где за столами-группы из 5-6 человек.Каждая группа представляетопределённый период любовной лирики поэта:
1914-1917 ГОЛУБАЯ ВЕСНА.
1917-1919 РОЗОВОЕ ЛЕТО.
1919-серед. 1925.-ЖЁЛТАЯ ОСЕНЬ,
2-я пол.1925года -ЧЁРНО-БЕЛАЯ ЗИМА.
Каждый столик стилизован под опред.период (ска-терть,ваза с букетом и т.д.)
Каждый член группы получил задание подготовить
наизусть одно стихотворение С. Есенина с письменным анализом.В процессе урока члены группы дают информацию о любимых женщинах поэта и особенностях лирики этого периода.Одни учащиеся читают и анализируют стихи на уроке возле импровизированной березки,другие сдают письменные работы ; на уроке время от времени включается компьютер,который демонострирует на экране фотографии любимых женщин поэта.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
…. У нас сегодня необчный урок – урок литературное кафе.Общей творческой фантазией наш кабинет преобразился в литературное кафе С.А.Есенина.
Тема нашего урока – «Тема любви в лирике Есенина» сегодня мы будем говорить о любовной лирике поэта,попробуем разобраться в особенностях лирики на разных этапах его творчества.
В своём развитии любовная лирика Есенина проходит 4 времени года:
1.Весна (14-17)
2. Лето(17-19)
3.Осень(19сер.-1925)
4.Зима (IIпол.1925)
Соответственно класс разделен на 4 группы.Первая изучала и подбирала материалы по лир. 1914-1917гг – периода ГОЛУБОЙ ВЕСНЫ…..
Вторая группа представляет РОЗОВОЕ ЛЕТО
Третья – ЖЕЛТУЮ ОСЕНЬ,
А четвертая – ЧЕРНО-БЕЛУЮ ЗИМУ
Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные стороны жизни человека, многие темы связаны с темой любви.Это значит,что в любовной лирике поэт выражает и себя,и своих современников,и окр.мир.Лир.поэз. автобиографична.В октябре 1925г поэт сказал : «Что касается автобиографических сведений – они в моих стихах.
Поэтому раскрывая тему любви,мы будем обращаться к биографии поэта,узнавать о современницах поэта,вдохновивших его на создание стихов о любви.
Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта во время учебы его в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках.А вдохновила его Анна Сардановская,сестра его друга.
I группа: Период ГОЛУБОЙ ВЕСНЫ,
1 ученик ( Титова Катя об Анне Сардановской.)
2 ученик (чтение стихотворения «За горами, за черными долами… Ветлугина Даша и анализ.)
3 ученик ( Шабалин -А. Бальзамова)
4 ученик (Виолетта Леонович -об Анае Изрядновой)
5 ученик (Саша Буланов «Гаснут красные крылья заката»)
6 ученик (Маша Коротун -анализ)
Учитель. Вопрос : Каковы особенности ранней лирики любви Есенина?
II группа:Период РОЗОВОГО ЛЕТА :
1 ученик (Тяпкин Саша о Лидии Кашиной)
2 ученик ( Кузнецова Юля «Зеленая прическа»)-наизусть ст-ие.
3 ученик ( Коняева Даша — анализ)
4 (Я) об экспедиции.
5 ученик (Воронин Артем -.Зинаида Райх)
6 ученик (Юра Оголев. — Поэма»Письмо к женщине»)
7 ученик ( Алина Э.- краткий анализ)
Учитель : Что отличает лирику 2го периода?
III группа :Период Жёлтой ОСЕНИ,
1 ученик (Саша Комнов.Период душевного кризиса.)
2 ученик ( Юля Жесткова.Айседора Дункан)
3 ученик ( Слава Щерба. «Мне осталась одна забава».) Чтение начала стихотворения и переход к прослушиванию песни «Забава» в исп А. Малинина.(диск)
4 ученик ( Аня Филинова- анализ)
5 ученик ( Аксенова Юля. Августа Миклашевская)
6 ученик ( Лена Климкова.»Ты такая простая,как все».)
7 ученик ( Жесткова Юля.Шаганэ Тальян)
8 ученик (Буланов Саша)Чтение стихотворения.
Учитель III период самый продолжительный,сложный,судьбоносный.Каковы самые важные отличительные его особенности? (Исчезновение библейский образов,религиозной символики,возросшее мастерство поэта)
VI группа. ЧЁРНО_ БЕЛАЯ ЗИМА.
1 ученик ( Вика Синтялева..)
2 ученик ( Настя Москаленко.-Галина Бениславская.)
3 ученик ( Илья Аветян.стихотв.)
4 (Я) последние стихи посвящаются С.А.Толстой
5 ученик ( Вика Чернова.)
Я читаю стихотворение наизусть. 1925 г. « Я помню, любимая, помню»
Учитель. Стихи С.Есенина о любви различны по степени совершенства.Но они безгранично искренни,предельно чисты и задушевны.
« Я сердцем никогда не лгу» писал Есенин,поэтому его стихи волнуют сердца читателей ,ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.
Ребята сдают работы,выполненные дома.