Тема: С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» (урок 1).
Цели: проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Задачи:
образовательная:
-формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;
совершенствовать умение делить произведение на части;
-активизировать лексический запас учащихся; коррекционно-развивающая:
-развивать зрительное и слуховое восприятие и память;
воспитательная:
-воспитывать умение слушать друг друга, уважение к мнению каждого, умение передавать свои настроение и чувства;
-формировать личностное отношение к таким понятиям, как положительное и отрицательное.
Оборудование: учебник по чтению, портрет С. Я. Маршака, рисунки главных героев, диск с музыкой, мультфильм.
Ход урока:
Организационный момент.
2. Вводная беседа
— Какие времена года вы знаете? ( зима, весна, осень, лето)
— Сколько месяцев в году? В каждом времени года? (двенадцать, три)
— Назовите мне зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
— Ребята, а бывает так, что февраль приходит раньше января, а апрель раньше марта? (нет)
— Почему?(все месяцы по календарю должны приходить по установленному порядку)
— Но люди рассказывают, что в горной стране Богемии жила одна девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как это было мы с вами сейчас узнаем.
3. Новая тема
— Сегодня мы с вами познакомимся с пьесой С. Маршака «Двенадцать месяцев».
( Учитель знакомит детей с первой частью пьесы).
4. Работа по содержанию.
Первая часть — Жизнь в доме мачехи.
— В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?
— С чего началась сказка, что случилось в горной стране Богемии?
— Где жила девочка?
— Кем она приходилась мачехе?
— Счастлива ли она была в этой семье?
— Почему?
— Как можно озаглавить первую часть? (на доске появляется запись)
Физминутка
(под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, а дети выполняют движения)
Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко.
Вторая часть – В зимний лес за цветами.
— Что же произошло в один из холодных зимних вечеров, мы узнаем из видеосюжета. (Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»)
— Куда отправляет мачеха падчерицу?
— Для чего понадобились подснежники зимой?
— Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?
— Почему?
— Что можно сказать о поступке мачехи?
— Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?
— Могла ли она просто вернуться домой?
— Почему?
— Как озаглавили вторую часть? (на доске появляется запись)
5. Подведение итогов урока.
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание. Прочитать первую главу по ролям.