Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок»

Конспект урока литературы в 5 классе


Тема урока: «И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок»

урока в теме: 1-й из 2 по басням И.А.Крылова; 4-й из 6 в разделе «Из басен народов мира»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок развития речи


Общедидактическая цель урока: формирование универсальных учебных действий через создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Задачи урока:

  1. образовательные – знакомство с биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками его басен

  2. развивающие – развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; развитие речи обучающихся

  3. воспитательные – воспитание внимательного отношения к художественному слову; осознание учениками ценности совместной работы в малых группах


Оборудование: карточки для групповой работы, работы в парах; иллюстрации к басням И.А.Крылова


Эпиграф (на доске): «Люблю, где случай есть, пороки пощипать, всё лучше-таки их немножко унимать» (И.А.Крылов)

Словарная работа: баснописец, аллегория, мораль, афоризм


Этапы урока

Содержание учебного материала

Методы

Приемы, формы обучения

Результат

1

Активизация начала урока

Чтение слов М.Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Цель: создание ситуации успеха, психологического настроя на урок


-Чему будет посвящен наш урок?

-Согласны ли вы со словами русского поэта?

-Почему крыловские слова названы крылатыми?

Словесный.













Проблемный

Привлекательная цель












Постановка проблемного вопроса

Готовность класса к уроку.

Активизация умственной деятельности

2

Проверка знаний

Пересказ статьи о И.А.Крылове (из учебника) – предварительное д/з

Цель: обучение связному устному выказыванию на заданную тему

Словесный

Рассказ

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной

устной речи

3

Словарная работа

Объяснение лексического значения слов=литературоведческих терминов

Цель: закрепление ранее изученного

Репродуктивный, словесный


Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

4

Работа в парах

Викторина по басням И.А.Крылова

Цель: систематизация ранее изученного

Проблемный

Работа по карточкам

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

5

Работа с эпиграфом

Объяснение слов И.А.Крылова, записанных на доске

Цель: понимание учениками цели творчества русского баснописца

Проблемный

Беседа.

Связное высказывание по проблеме

Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся

6

Физминутка

(1 мин)

Цель: здоровьесбережение



Смена деятельности, отдых

7

Беседа

Вопросы и задания:

-Какие человеческие слабости высмеивает Крылов в известных вам баснях (+ в новых, прочитанных дома)?

-Давайте назовем аллегории:

Лисица – хитрый человек

Заяц – трусливый человек

Ягненок — ? Мартышка — ?

Моська — ? Свинья — ?

-Как вы думаете, почему крылатые выражения из басен, написанных в 18-19 веках, живут в языке и сейчас? (пороки)

Цель: учить анализировать текст, понимать идею, авторский замысел

Словесный


Эвристический








Проблемный




Учебная дискуссия

Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной

устной речи, логического мышления

8

Работа в группах

(творческая работа)

Мини-сочинение (по 1 афоризму из предложенных)

-Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.

Цель: развитие связной письменной речи обучающихся на заданную тему

Практический


Создание связных письменных высказываний по афоризму

9

Выразительное чтение басен

Чтение басен «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок» подготовленными учениками

Цель: развитие творческих способностей учеников при исполнении басни

-Найдите мораль каждой басни.

-О каких пороках идет речь в этих баснях? Существуют ли они сейчас?

Словесный




Частично поисковый.

Проблемный

Инсценированное чтение




Учебная дискуссия

Развитие исполнитель-ского мастерства при чтении. Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных навыков

10

Итоги урока

Выставка рисунков

Цель: стимулирование интереса к учению, создание ситуации успеха

Наглядный

Словесный


Беседа

Развитие объективности, самокритичности обучающихся

11

Домашнее задание

Выучить наизусть басню «Свинья под дубом», ответить на вопросы к басням «Волк на псарне», «Свинья под Дубом».



Получение инструкций по выполнению д/з

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


Викторина по басням И.А.Крылова

5 класс


вопрос

ответ

1

Из какой басни эта мораль: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»?


2

Какими словами начинается басня «Волк и Ягнёнок»?





3

В чём на самом деле оказался виноват Ягнёнок?



4

Каким предметом пользовалась Мартышка: «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет»?


5

Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»?


6

Кто сказал Стрекозе: «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши»?


7

Из какой басни афоризм: «А Васька слушает да ест»?


8

Назовите участников «Квартета»



9

Кто так и не смог втроём сдвинуть с места воз?



10

Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»?


11

Из какой басни афоризм: «Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученья, И все учёные труды. Не чувствуя, что он вкушает их плоды»?


12

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха»?




13

Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размеров Вола из басни «Лягушка и Вол»?


14

Вставьте пропущенное слово: «Быть сильным хорошо, быть … лучше вдвое».


15

Какими словами успокаивала себя Лисица, когда не смогла достать виноград?



Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.


1 вариант


  1. «А ларчик просто открывался» (Ларчик»)


  1. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк и Ягнёнок»)


  1. «Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)


  1. «Услужливый дурак опаснее врага» («Пустынник и Медведь»)


  1. «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»)


  1. «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)


  1. «Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса»)


  1. «Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)


  1. ««Рыльце в пуху» («Лисица и Сурок»)


  1. «Великий зверь на малые дела» («Воспитание Льва»)

Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.


2 вариант


  1. «Хоть видит око, да зуб неймёт» («Лиса и виноград»)


  1. «Если голова пуста, то голове ума не придадут места» (Парнас»)


  1. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)


  1. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» («Зеркало и Обезьяна»)


  1. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица»)


  1. «Охотно мы дарим, что нам не надобно самим» («Волк и Лисица»)


  1. «Медвежья услуга» («Пустынник и Медведь»)


  1. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)


  1. «Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться» («Орёл и куры»)


Свежие документы:  Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме «Геометрическая прогрессия»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: