Конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: «И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок»
№ урока в теме: 1-й из 2 по басням И.А.Крылова; 4-й из 6 в разделе «Из басен народов мира»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок развития речи
Общедидактическая цель урока: формирование универсальных учебных действий через создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Задачи урока:
образовательные – знакомство с биографией И.А.Крылова, жанровыми признаками его басен
развивающие – развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль; развитие речи обучающихся
воспитательные – воспитание внимательного отношения к художественному слову; осознание учениками ценности совместной работы в малых группах
Оборудование: карточки для групповой работы, работы в парах; иллюстрации к басням И.А.Крылова
Эпиграф (на доске): «Люблю, где случай есть, пороки пощипать, всё лучше-таки их немножко унимать» (И.А.Крылов)
Словарная работа: баснописец, аллегория, мораль, афоризм
Этапы урока | Содержание учебного материала | Методы | Приемы, формы обучения | Результат | |
1 | Активизация начала урока | Чтение слов М.Исаковского: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Цель: создание ситуации успеха, психологического настроя на урок
-Чему будет посвящен наш урок? -Согласны ли вы со словами русского поэта? -Почему крыловские слова названы крылатыми? | Словесный.
Проблемный | Привлекательная цель
Постановка проблемного вопроса | Готовность класса к уроку. Активизация умственной деятельности |
2 | Проверка знаний | Пересказ статьи о И.А.Крылове (из учебника) – предварительное д/з Цель: обучение связному устному выказыванию на заданную тему | Словесный | Рассказ | Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной устной речи |
3 | Словарная работа | Объяснение лексического значения слов=литературоведческих терминов Цель: закрепление ранее изученного | Репродуктивный, словесный |
| Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся |
4 | Работа в парах | Викторина по басням И.А.Крылова Цель: систематизация ранее изученного | Проблемный | Работа по карточкам | Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся |
5 | Работа с эпиграфом | Объяснение слов И.А.Крылова, записанных на доске Цель: понимание учениками цели творчества русского баснописца | Проблемный | Беседа. Связное высказывание по проблеме | Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков обучающихся |
6 | Физминутка (1 мин) | Цель: здоровьесбережение |
|
| Смена деятельности, отдых |
7 | Беседа | Вопросы и задания: -Какие человеческие слабости высмеивает Крылов в известных вам баснях (+ в новых, прочитанных дома)? -Давайте назовем аллегории: Лисица – хитрый человек Заяц – трусливый человек Ягненок — ? Мартышка — ? Моська — ? Свинья — ? -Как вы думаете, почему крылатые выражения из басен, написанных в 18-19 веках, живут в языке и сейчас? (пороки) Цель: учить анализировать текст, понимать идею, авторский замысел | Словесный
Эвристический
Проблемный |
Учебная дискуссия | Формирование интеллектуальных навыков обучающихся, развитие связной устной речи, логического мышления |
8 | Работа в группах (творческая работа) | Мини-сочинение (по 1 афоризму из предложенных) -Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен. Цель: развитие связной письменной речи обучающихся на заданную тему | Практический |
| Создание связных письменных высказываний по афоризму |
9 | Выразительное чтение басен | Чтение басен «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок» подготовленными учениками Цель: развитие творческих способностей учеников при исполнении басни -Найдите мораль каждой басни. -О каких пороках идет речь в этих баснях? Существуют ли они сейчас? | Словесный
Частично поисковый. Проблемный | Инсценированное чтение
Учебная дискуссия | Развитие исполнитель-ского мастерства при чтении. Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных навыков |
10 | Итоги урока | Выставка рисунков Цель: стимулирование интереса к учению, создание ситуации успеха | Наглядный Словесный |
Беседа | Развитие объективности, самокритичности обучающихся |
11 | Домашнее задание | Выучить наизусть басню «Свинья под дубом», ответить на вопросы к басням «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». |
|
| Получение инструкций по выполнению д/з |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Викторина по басням И.А.Крылова
5 класс
вопрос | ответ | |
1 | Из какой басни эта мораль: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»? |
|
2 | Какими словами начинается басня «Волк и Ягнёнок»? |
|
3 | В чём на самом деле оказался виноват Ягнёнок? |
|
4 | Каким предметом пользовалась Мартышка: «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет»? |
|
5 | Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? |
|
6 | Кто сказал Стрекозе: «Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши»? |
|
7 | Из какой басни афоризм: «А Васька слушает да ест»? |
|
8 | Назовите участников «Квартета» |
|
9 | Кто так и не смог втроём сдвинуть с места воз? |
|
10 | Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»? |
|
11 | Из какой басни афоризм: «Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученья, И все учёные труды. Не чувствуя, что он вкушает их плоды»? |
|
12 | «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха»? |
|
13 | Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размеров Вола из басни «Лягушка и Вол»? |
|
14 | Вставьте пропущенное слово: «Быть сильным хорошо, быть … лучше вдвое». |
|
15 | Какими словами успокаивала себя Лисица, когда не смогла достать виноград? |
|
Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.
1 вариант
«А ларчик просто открывался» (Ларчик»)
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк и Ягнёнок»)
«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)
«Услужливый дурак опаснее врага» («Пустынник и Медведь»)
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»)
«А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
«Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса»)
«Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)
««Рыльце в пуху» («Лисица и Сурок»)
«Великий зверь на малые дела» («Воспитание Льва»)
Познакомьтесь с крылатыми выражениями из басен И.А.Крылова. Запишите значение двух из них.
2 вариант
«Хоть видит око, да зуб неймёт» («Лиса и виноград»)
«Если голова пуста, то голове ума не придадут места» (Парнас»)
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» («Зеркало и Обезьяна»)
«От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица»)
«Охотно мы дарим, что нам не надобно самим» («Волк и Лисица»)
«Медвежья услуга» («Пустынник и Медведь»)
«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
«Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться» («Орёл и куры»)