Методическая разработка урока литературы в 6-а классе
Тема урока: А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»
Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, с его сказкой-былью «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом, иллюстрациями.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к чтению.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Предметные познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок».
Технология и методы обучения: технология критического мышления, метод чтения с остановками.
Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
Результат применения данной технологии:
повышение коммуникативной компетенции
развитие творческих способностей
развитие самоуважения
формирование адекватной самооценки
формирование потребности творческой самореализации
повышение мотивации школьников к изучению литературы
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки с заданием для самостоятельной работы .
Технологическая карта урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя |
Мотивационно-целевой (стадия вызова) | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний; Определение границ знания и незнания. Определять и формулировать познавательную цель и тему для изучения | Включает музыку «В гостях у сказки». — Может быть кто-то из вас слышал эту музыку? -расскажите, что вы услышали? -Когда-то с нее начиналась передача «В гостях у сказки». — Любите ли вы сказки? — Что вы знаете о них? (записывает на доске в одну колонку) — Какие сказки вы знаете? — Как называются сказки у которых есть автор? — О чем сегодня будем говорить на уроке? — Сегодня вы познакомитесь с писателем А.П.Платоновым. — Я добавлю информацию о том, что Платонов перерабатывал и записывал русские и башкирские сказки, с которыми мы с вами познакомимся на внеклассном чтении, а сегодня я представляю вам его сказку (выводит на экран название «Неизвестный цветок») — По названию определите, о чем произведение А.Платонова? (записывает высказывания на доске) -Начинаем знакомиться с произведением, открываем стр.45 — Что вас удивило или смутило? -Что оно означает? (записывает на доске, рядом со сказкой) | Отвечают на вопросы учителя волшебство, чудеса, живые предметы прием «Верно, неверно» У.Плотникова выступает с сообщением о писателе (презентация) — записывают в тетрадь Ф.И.О.писателя — записывают в тетрадь название произведения обращают внимание на подзаголовок сказка-быль отвечают на вопрос, рассуждают открывают учебник указывают на слово «быль» ассоциации приводят (реальность, на самом деле,правда) |
Поисково-исследовательский (осмысление содержания) | Формирование и развитие умений выполнять задание по алгоритму | -Читает текст с остановками: 1 остановка: — Что в этом отрывке есть из сказки , а что из были? -Какой эпитет использует автор, называя цветок? Где жили рос цветок? -как автор описывает пустырь? -просит нарисовать на листе пустырь -представьте, что вы оказались там одни, ваши ощущения, как себя чувствуете? 2 остановка -Как жил цветок? -Найдите глаголы, которые описывают действия цветка, выпишите их в тетрадь -Какую роль они играют? — Когда цветок радовался? — что есть из сказки и были? 3 остановка — была ли у цветка самая главная цель в жизни? — как бы вы поступили, оказавшись на его месте? — почему цветок еще не знал себя? -что из сказки и были? 4 остановка — в какое время распустился цветок? -Почему? -Как называет автор цветок и с чем сравнивает? -Нарисуйте цветок, каким вы его представляете -Можно ли с казать, что цветок победил все трудности, как его можно назвать? 5 остановка — Кто появился в сказке-были? -Что мы узнаем о ней? -Есть ли что-то общее между цветком и Дашей? — как по вашему выглядит одиночество, нарисуйте символ, знак -как девочка нашла цветок? -как автор его называет? -Как вы думаете, почему Даша нигде такой цветок не видела? -перед вами иллюстрация В.Горяева к сказке-были, рассмотрите ее. — подумайте и напишите, что может произойти дальше? — хотите узнать историю цветка и Даши? Запишите д/з: прочитать до конца сказку-быль А.Платонова, подготовить пересказ | отвечают (зачин, дедушка-сеятель, олицетворение) -маленький Отвечают на вопрос (на пустыре); ищут в тексте — рисуют пустырь — отвечают, сопоставляя себя с цветком рассказывают — работают в парах,выписывают глаголы отвечают (показать, что цветок хотел жить, во что бы то ни стало выжить в трудных условиях, преодолевая все препятствия) отвечают на вопросы был слепым, не распустился июле большинство цветов в это время цветут, больше солнца, значит он не отставал от других отвечают одиночество, скучает по маме рисуют, показывают и поясняют благоуханием ищут в тексте размышляют -рассматривают иллюстрацию на стр.47 на листах — «дерево предсказаний», записывают свои мысли, высказывают свое предположение -записывают д/з |
Итоги урока. Рефлексия |
| -На следующем уроке мы продолжим начатый разговор и узнаем, что же А.Платонов хотел донести до нас своей сказкой-былью «Неизвестный цветок» -Подарите свой цветок тому, кому пожелаете, исходя из активности на уроке, интересных высказываний ит.д. — Я дарю свой цветок Ульяне, …. в конце урока песня «Волшебный цветок» | -оценивают, дарят цветки и поясняют свой выбор |