Конспект урока для 8 класса «В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»


Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Цели урока: Вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;

  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

  3. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие:

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;

  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;

  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии», карточки для групповой работы, раздаточный материал: кластеры, синквейны.




Дальних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.


В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)





Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

— Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение — это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

  1. Стадия вызова:

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

1. Ответы по группам.

— Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

2. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)

-Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:

1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе … он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

Именно воспоминаниям детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.



Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»

Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.


3. Кластеры

— Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?

— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память». (Работа в группах).





— Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. А фотография – это память, личная память.







  1. Стадия осмысления содержания.


1. Работа в группах, выполнение групповых заданий

Задание 1 группе.


Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?


Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры…”.


В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…”


Задание 2 группе.


Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?


Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…”


В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…”.


Задание 3 группе.


Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.


Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы…”.


В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…”


Задание 4 группе.


Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?


Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…”.


В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что…”

2. Выступление групп.

3. Анализ последней части рассказа.

Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)


Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?


Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.

— Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.



IV. Стадия рефлексии.

1.Синквейн

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат листочки.

Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

  4. Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

  5. Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

2. Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…. и т. д.



V. Домашнее задание:

Просмотрите фотоальбомы своей семьи.

— Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

Составить презентацию «Фотографии рассказывают о семье»

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "В мастерской писателя"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: