Внеклассное мероприятие для 10 класса на тему «Конфликты и способы их решения»



Муниципальное образовательное учреждение гимназия №36 г. Иваново






Методическая разработка внеклассного мероприятия по программе духовно-нравственного образования.



«Конфликты и способы их решения»

Внеклассное мероприятие. 10 класс.





Автор работы:

ФИО: Киселева Ирина Анатольевна

Место работы: МОУ гимназия №36

Должность: учитель физики, классный руководитель 10 класса.

Дата рождения: 30.01.1960.

Стаж педагогической работы: 30 лет.

Квалификационная категория: высшая.

Образовательное мероприятие

апробировано в 10 классе (октябрь 2010 г.)

Контактная информация:

Рабочий телефон: 23-63-36

Домашний телефон: 29-54-81

Мобильный телефон: 89158458934

Email: fizika36@mail.ru














ИВАНОВО – 2010.



Пояснительная записка.


Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликта вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

В этом учебном году я работаю классным руководителем в 10 классе, класс сборный. Проведя опрос среди учащихся, я убедилась, что проблема межличностных взаимоотношений актуальна. Результаты исследования показали, что основными причинами конфликтов учащихся считают поведенческую и интеллектуальную, а небольшой процент учащихся не видит выхода из сложившейся ситуации. (см. приложение 1)

Поэтому я решила попробовать разрешить противоречие между намерениями и возможностями наиболее доступным способом – способом изучения проблемы.


Тема мероприятия: «Конфликты и способы их решения»

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся.


Задачи:


Образовательные:


  • Ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

  • Учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

  • Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;


Развивающие:


  • Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

  • Формировать социально одобряемые формы поведения;

  • На конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;


Место мероприятия: мероприятие по программе духовно- нравственного образования

Тип мероприятия: внеклассное с учащимися 10 класса

Используемое оборудование: ПК, интерактивная доска, монитор.

Материалы:

Метод «Крылья и зубы»: лист ватмана, на котором нарисована земля (болото) и небо, листочки в форме птичек и крокодилов, скотч.

Метод «Кластер»: цветные карточки, фломастеры, скотч.

Метод «Светофор»: карточки зеленого, желтого и красного цвета на каждого учащегося, ватман, скотч.












Структура образовательного мероприятия.


  1. Тема: Конфликты и способы их решения.

  2. Аннотация:


  • Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся.


  • Задачи:


Образовательные:


  • Ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

  • Учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

  • Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;


Развивающие:


  • Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

  • Формировать социально одобряемые формы поведения;

  • На конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;


  • Целевая группа: учащиеся 10 класса.


  • ЗУНКи:

Знания: понятие «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент».

Умения, навыки:

— осмысление конфликтной ситуации и способы выхода из нее

— развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях

выбора

— разрешение внутри- личностных противоречий

Качества: самопознание, саморазвитие, самовоспитание.


  • Краткое описание образовательного мероприятия «Конфликты и способы их решения»:


  • Необходимо рассмотреть понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «инцидент».

  • На данном мероприятии показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.

  • Рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

  • При проведении используются АМО.



  1. Продолжительность— 1,5 часа.

  2. Этапы и содержание образовательного мероприятия.









Этапы образовательного мероприятия


Этап

Подэтап

Примеры методов

I. Вхождение

1. Приветствие

Активные методы знакомства – метод «Приветствие»

2. Мотивация

Целеполагание

Формирование заинтересованности, раскрытие значимости воспитательного мероприятия. Активные медоты выяснения ожиданий и опасений – метод «Крылья и зубы».

II. Основной

  1. Актуализация знаний учащихся


Активные методы представления информации — метод «Мозговой штурм».

  1. Сообщение новой информации (инпут)

Активные методы представления информации – метод «Кластер».

  1. Игровая пауза

Активные методы релаксации и активизации — метод «Ухо к уху»

  1. Формирование и развитие навыка

Ролевая игра, групповые формы работы, дискуссия.

III. Заключение

  1. Анализ и подведение итогов

Вернуться к упражнению на выяснение ожиданий и опасений.

  1. Рефлексия

Активные методы перехода к повседневности – метод «Светофор».


Содержание образовательного мероприятия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1. Этап: Вдохновение

Подэтап: Приветствие

Цель: поприветствовать друг друга

Вот и наступил новый день, давайте поздороваемся друг с другом. Делать это будем необычным образом. Я буду называть способ приветствия, а вы должны поздороваться этим способом как можно с большим количеством человек.

Способы приветствия:

— встреча близкого друга или подруги.

— встреча деловых людей.

Используется метод «Приветствие».

Здороваются друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом. Как подать руку? Как близко подойти? Какое выражение лица будет при этом?

Ученики ходят по классу молча, ни с кем не разговаривая – это повышает концентрацию внимания и придает действию прелесть новизны.

Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами — это способствуют возникновению позитивной внутренней установки.

Преимущество игры: способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе.


  1. 2. Этап: Вхождение

Подэтап: Мотивация. Целеполагание.

Цель: Мотивировать учащихся, выяснить ожидания и опасения школьников.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребятам объясняется то, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Представьте, что ожидания- это птички, а опасения- крокодилы. Напишите на листочках ожидания и опасения, приклейте на лист ватмана, где изображено болото и небо.

Все учащиеся пишут на листках ожидания и опасения, затем наклеивают. Один ученик читает за крокодилов, а другой за птичек.

Учитель комментирует высказывания, т.к. некоторые ожидания могут не оправдаться.

Конфликты. Каковы их последствия? Считаете ли вы, что этот вопрос актуален для нашего класса?


  1. 1. Этап: Основной

Подэтап: Актуализация знаний учащихся.

Цель: Генерировать максимальное количество идей на заданную тему и развить способность видеть проблему в многообразии подходов.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Тема нашего классного часа- конфликты.

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?



Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?


Могут ли люди обходиться без конфликтов?


(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.)


(Поиски истины, открытия, самоутверждения и т.п.)

В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Первая группа учащихся объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?

Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».

Третья группа определяет значение выражения «инцидент».

Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».

Учащиеся дают короткие ответы на вопросы.

Высказывания не оцениваются и не обсуждаются.


  1. 2. Этап: Основной

Подэтап: Сообщение новой информации – инпут.

Цель: Концентрация внимания учащихся, структурирование информации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Учитель в ходе инпута записывает основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на флип — чарт, к концу инпута получится конспект.

Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (см. приложение №2).

Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения).


Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.


Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.


Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.


Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

1. Учащиеся визуально следят за ходом инпута.


Восстанавливают логические цепочки стрелочками, указывают правильное расположение позиций.
















Ответ учащегося: приспособление.




Ответ учащегося: избегание.




Ответ учащегося: сотрудничество.




Ответ учащегося: соперничество.

2. Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

(По ходу рассказа появляется модель конфликта . См. приложение №3).

Социолог. Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека?


Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая?

В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться «отлавливать» конфликты еще до их начала! Здесь уместно вспомнить слова польского сатирика Станислава Ежи Леца, которые стали эпиграфом нашего урока: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь!».






















Ответ учащегося: на этапе разрешения конфликта.






Ответ учащегося: в фазе возникновения разногласий.


II. 3. Этап: Основной

Подэтап: Игровая пауза

Цель: поднять настроение, активно подвигаться.

Действия учителя

Действия учащихся

Учитель произносит команду «Ухо к уху»

Учащиеся двигаются в разных направлениях, хаотично.

Учащиеся объединяются по парам (с тем, кто ближе стоит), прислоняются ухом к уху партнера и продолжают движение.

Учитель произносит команду «Спасибо!»

Все учащиеся продолжают двигаться по цепочке.

Повторяет игру несколько раз, меняя команды, например «Нога к ноге», «Спина к спине».

Учащиеся объединяются вновь парами, выполняя команды.


II. 4. Этап: Основной

Подэтап: Формирование и развитие навыка

Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, обработка

эффективных средств общения.

Действия учителя

Действия учащихся

а) Ролевая игра «Контакты и конфликты».

Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра — оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.


Ученики разыгрывают заранее подготовленные ситуации.

Проводит разбор ситуаций по вопросам:

-Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

-Есть ли из нее выход?

— При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?


б) Результативность стратегий

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь:

  • Эта стратегия используется, если цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

  • Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

  • Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна из сторон оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.


в) Групповая дискуссия.

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему?

Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?




А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их еще можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?


г) Формирование убеждений

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Учитель начинает фразу:

  • Самое главное, чтобы обе стороны желали…

  • Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, …

  • В прощение ваше освобождение от того негатива, …

  • Дайте возможность партнеру высказаться, …

  • Предоставьте собеседнику психологическую паузу…

  • Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас…

  • Не спешите реагировать на чужое…


  • Идите на все возможные…


  • Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный…


  • Уступайте в мелочах, чтобы добиться…


  • Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить…


  • Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их…


  • Помните, что безвыходных ситуаций…





д) Пути выхода из конфликтов

Обозначьте пути решения конфликтов.

Обсуждают и принимают общие решения.











Учащиеся по описанию результативности определяют стратегию.


Ответ учащихся: избегание.







Ответ учащихся: соперничество.





Ответ учащихся: приспособление.


















Ответ учащихся: под опытным жакеем лошадь никогда не встает на дыбы.





Ответ учащихся:

Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.


Ответ учащихся: Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.










Учащиеся продолжают фразу:

…разрешения конфликта.



… как ее разрешить.


… который накопился в результате конфликта.


… внимательно его выслушайте.


…для снятия эмоционального накала.


… критиковать


… раздражение.


… компромиссы.



… ущерб личности.


… победы в главном.




… время и здоровье.



… разрешить или избежать отрицательных последствий.

…не бывает.











  1. Доброжелательность

  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

  3. Тактичность.

  4. Разговор по существу.

  5. Поиск компромисса.

  6. Способность признать свою ошибку. Помните, только дураки и покойники не меняют своего мнения.

  7. Соблюдение чужого персонального пространства.

  8. Правильный выбор роли.

  9. Умение слушать и слышать друг друга.

  10. Справедливость.




  1. 1. Этап: Заключение.

Подэтап: Анализ и подведение итогов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта.

  2. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.

Слушают учителя, делают выводы.

Разрешение конфликта


Конструктивное

Юмор

Уступка

Компромисс

Сотрудничество

Осознание позиций сторон

Деструктивное

Угрозы, насилие

Грубость, унижение

Переход на личности

Уход от решения проблемы

Разрыв отношений

  1. Учитель и учащиеся возвращаются к методу на выяснение ожиданий и опасений.

Анализируют, все ли ожидания оказались сбывшимися, а опасения несбывшимися.

  1. Классный руководитель просит учащихся всегда помнить ЗАКОН ЖИЗНИ: правда.






III. 2. Этап: Заключение

Подэтап: Рефлексия

Цель: Оценка работы на данном мероприятии.

Действия учителя

Действия учащихся

Просит учащихся выбрать карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке внеклассного мероприятия.

Учащиеся наклеивают карточки на лист ватмана, группируют по цвету:

Зеленый- позитивно, желтый- нейтрально,

красный- негативно.

Получается цветная картина, отражающая оценку мероприятия.

На прощанье скажем друг другу: «До свидания».


Приложения

Приложение 1.

АНКЕТА.

1.Я считаю, что конфликт – это…

а) недовольство кем-либо или чем-либо;

б) непонимание друг друга, ссора;

в) разногласия между людьми, столкновение

различных мнений.


2.Если я вижу, что человек не прав, то…

а) я скажу все, что о нем думаю;

б) лучше промолчу;

в) постараюсь корректно высказать свое мнение.


3. Если я попадаю в конфликтную ситуацию, то чаще всего решаю ее таким образом…


а) буду настаивать на своем;

б) прекращаю общение с этим человеком;

в) постараюсь найти компромисс.


4. Что чаще всего является причиной конфликта?


а) поведение людей, неумение общаться;

б) столкновения из-за жизненных ресурсов;

в) несовпадение жизненных позиций;

г) разница в интеллектуальном уровне;

д) расовые и национальные различия


5. Я думаю, что жить без конфликтов можно, потому, что…


а) я так не думаю;

б) это сохраняет нервную систему;

в) любые конфликты можно решить мирным путем.


6. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как…


а) я так не думаю;

б) это эмоциональная разрядка;

в) иногда нужно уметь защитить себя.


Приложение 2.


Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны.

Стремление добиться своего за счет другого.

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Уклонение от принятия решений.

Люди, неуверенные в себе.

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Мирные, уступчивые люди.

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.


Приложение 3.


Модель конфликта


Конфликтная ситуация


Инцидент


Конфликтное взаимодействие


Разрешение конфликта


Конструктивное Деструктивное






























Список литературы:


1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996;


2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;


3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993.


4. Кичанова И. Конфликт: за или против.- М.: Молодая гвардия, 1978.


5. https://festival.1september.ru/

Свежие документы:  Урок на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: