Урок на тему «Февраль – месяц метелей и вьюг»


Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Начальная школа ХХI века».


Разработала: Козлитина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Начальная школа — детский сад №44» г. Белгорода.


Тема урока: Февраль – месяц метелей и вьюг.


Цели урока:

образовательные:

  • дать представления о характерных признаках третьего этапа зимы, познакомить с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей финала зимы;

  • расширить и углубить знания детей о том, как зимуют дикие животные, показать связь их жизни с состоянием неживой природы зимой

развивающие:

  • развивать навыки коммуникативного общения;

  • любознательность;

  • умение работать в команде

воспитывающая:

  • воспитание эмоционального взгляда на окружающий мир


Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, таблицы с изображениями животных, выставка книг о живой и неживой природе, путевой лист, грамзапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка».


Ход урока:

1. Орг. момент.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Мозговичок. Он предлагает нам поиграть в «Веселый марафон» и утверждает, что те задания-заморочки, которые он нам подготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну что, ребята, принимаем предложение Старичка-Мозговичка? Покажем, на что мы способны? Но соревноваться мы будем друг с другом. Делимся на две команды: «Снеговики» и «Снежинки». В конце урока выявим команду-победителя. На «Путевом листе» я буду отмечать прохождение этапа в баллах.


Путевой лист


Команды


Этапы


«Снеговики»


«Снежинки»

1. «Времена года»



2. «Приметы зимы»



3. «Бывает – не бывает»



4. «Зимние братья»



5. «Животный мозголом»



6. «Лесное собрание»




(Команды занимают свои места.)


2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Февраль – месяц метелей и вьюг». Сегодня мы поговорим о приметах зимы, о зимних месяцах, конечно, о феврале, выясним, как животные зиму проводят, чем они заняты в феврале.


3. Речевая разминка.

А начнем мы с речевой разминки:

  • Сколько времен года вы знаете? (4)

  • Назовите времена года. (Зима, весна, лето, осень.)

  • Посмотрите на данные иллюстрации. Какое время года на них изображено? (Ответы детей.)


А сейчас проводится первый конкурс, который так и называется «Времена года».

Под каждой картинкой есть цифра. Такие же цифры (от 1 до 4) лежат на парте у каждого из вас. Я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадав, поднимаете ту карточку с цифрой, которая соответствует картинке. Например, если вы думаете, что в загадке говорится о зиме, то поднимаете цифру 1, если ваша отгадка – лето, то поднимаете карточку с цифрой 2 и т.д. Понятно? Приступаем.

  • Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (Зима)

  • Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… (Весна)

  • Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь,- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я… (Лето)

  • Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я… (Осень)

Молодцы, ребята! Продолжаем речевую разминку.

  • Сколько месяцев в году? (12)

  • Перечислите месяцы года. (Ответы детей.)

  • Проверочная работа.

Задание: соедини линией месяцы с их временами года.

Лето весна зима осень

декабрь июнь сентябрь март

январь июль октябрь апрель

февраль август ноябрь май


  • Проверка, подведение итогов первого конкурса.


4. Работа над новым материалом.

  • Какое сейчас время года? (Зима.)

Переходим к следующему этапу – «Приметы зимы».

Много примет у красавицы-зимы. Что можно о ней рассказать? Я начну, а вы продолжайте.

  • Ярко светит, но не греет солнце. (Ответы детей.)

Вопросы-помощники:

  • Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

  • Какими стали осадки зимой по сравнению с осенью?

  • Что произошло с почвой зимой?

  • Какие изменения произошли с водой в водоемах?

  • Бывают ли зимой потепления? Как они называются?

  • Каким бывает снег во время морозов и в оттепель? И т.д.

Прочитайте (слова записаны на доске) и выберите явления, наиболее характерные для зимы: снег, дождь, туман, снегопад, метель, сугробы, оттепель, роса, гроза, жара, сосульки, наст, молния, гололедица.

Выяснение смысла «снежных» слов.

Снег – атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

Снегопад – выпадение снега в безветренную погоду или при слабом ветре.

Метель – выпадение снега при сильном ветре. Сухой, пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли, закружит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли снизу, то ли сбоку летит. Словно метлой снежную пыль подняли. Если разыгралась сильная метель, да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая буря. В разных местах ее называют по-разному: где буран, где пурга.

(Слушание аудиозаписи «Звуки окружающего мира. Зимняя буря»)

Страшно в такую погоду! Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое «помутнение» воздуха от снежинок называют снежной мглой. В стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер» точно и красиво описана метель. Послушаем: Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

Но вот отшумела метель и на улице оставила наметенные ветром большие кучи снега – сугробы. Если снегопады и метели шли долгое время, то сугробы могут образовать снежные заносы, преграждающие путь машинам и даже железнодорожным поездам. Еще хуже, если снег идет мокрый. Такой снег липкий и тяжелый. Он налипает на провода, столбы, деревья плотной массой. Под его тяжестью ломаются ветки, рвутся провода, что приносит убытки народному хозяйству и вред природе.

Оттепель – теплая погода с таянием снега, льда. Влажный и липкий снег – замечательный материал для снежков, снежных скульптур и крепостей.

В солнечный день снег на крышах тает – начинается капель. Натекая, друг на друга и замерзая в еще очень холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют красивые ледяные сосульки. Снег тускнеет, сереет. Сверху подтаявший на солнце снег за ночь смерзается в ледяную корку – наст.

Во время оттепели снег становится мокрый и липкий, за ночь намокший снег замерзает. На плотном снежном покрове образовалась корка льда. И тогда по радио и телевидению в сводке погоды передают, что ожидается гололедица. Тут уже береги руки-ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге.


  • Подведение итогов конкурса «Приметы зимы».


Конкурс «Бывает — не бывает».

Я вам буду говорить о том, какая бывает погода зимой, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года.

  • Выпал снег и зацвели подснежники. (Так не бывает.)

Почему? Когда идет снег? Когда цветут подснежники?

  • Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. (Так не бывает.)

  • На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег. (Так не бывает.)

  • На улице сильный мороз, и светит солнце. (Так бывает.)


    • Занесение результатов конкурса в «Путевой лист».


5. Физминутка.

Сейчас мы с вами станцуем «Французскую кадриль». Но так как на дворе зима,

танцевать мы будем в зимнем стиле.

Итак, фигура первая – «Хоровод»: становимся в круг, беремся за руки и двигаемся по

кругу…

Фигура вторая – «Снежинка»: соединяем правые руки в центре круга и продолжаем двигаться по кругу…

Фигура третья – «Елочки»: разбиваемся в пары, правые руки поднимаем вверх и кружимся в парах…

Фигура четвертая – «Вьюга»: разрываем круг и двигаемся змейкой друг за другом…

Запомнили фигуры? Пошли!


Мы с вами размялись, поиграли, а теперь проведем следующий конкурс. Это речевая логическая задача «Зимние братья».

Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковы.

Первый, самый старший, брат заканчивает год. Он посылает с небес легкие белые снежинки и украшает землю пушистым ковром. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам трещит мороз – строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит снег под ногами. Он разрисовывает окна разными узорами. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки снежинок.

  • Угадайте, что за зимние братья? Как их зовут? (Декабрь, январь, февраль)

  • Прочитайте в учебнике о младшем зимнем брате (с.71).

  • Расскажите о феврале.

Дополнения учителя.

Обратимся к истокам слова. Название месяца «февраль» латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль.

Древнерусское название февраля – «лютый» (злой, морозный). В феврале выпадает много снега, стоит лютый мороз.

Февраль – финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится в лесу меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все осыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.

Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль – по-народному двуликий месяц: и лютень, и бокогрей.

День ото дня становится светлее. Впереди – предвесенье. Но еще зима, зима…


  • Подведение итогов конкурса «Зимние братья».


  • Работа с выставкой книг. Чтение учителем рассказа В. Бианки «Дотерпят ли» («Лесная газета»).


Нас ожидает конкурс «Животный мозголом».

    • Работа в тетради «Учимся думать и фантазировать» (с.40).

    • Работа в учебнике (с.71-72).

Дополнения учителя:

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опущенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Кормится по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой их стеблей. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываясь в сады, обгрызают кору молодых деревьев.

Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. В феврале у медведицы появляются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего 500 г. Для их воспитания медведице требуется нянька. Нянька в медвежьем семействе своя – один из старших медвежат. Таких нянек зовут пестунами.

У дятла длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.


6. Ролевая игра «Лесное собрание».

Между детьми распределяются роли, и каждый участник рассказывает другим, как он проводит зиму.


  • Подведение итогов конкурса «Животный мозголом».


7. Подведение итогов «Веселого марафона», выявление команды-победителя.


8. Рекомендации.

Знакомство с выставкой книг о природе, принести на следующий урок книгу и прочитать ее предварительно дома (по желанию).


Литература:


1. Бианки В. Лесная газета. – Ленинград, Детская литература, 1990.

2. Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. – М., Просвещение, 1971.

3. «Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты». /Составитель Л.С.Михайлова. – Волгоград: Учитель, 2003.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. «Я иду на урок в начальную школу. Природоведение». – М., 1999.



Свежие документы:  Классный час в 1 классе "Великая Отечественная война"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: