Классный час «Семь чудес света»

Кальянова Марина Тазретовна

Учитель математики

МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»

Классный час «Семь чудес света»

Форма проведения: заочное путешествие

Участники: учащиеся 5 класса

Цель: развитие эстетического чувства учащихся

Задачи:

Воспитательные: создание условий для воспитания нравственной культуры учащихся

Развивающие: развитие кругозора учащихся

Образовательные: расширение представления о культуре Древнего мира

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация

Структура  классного часа:

  1. Вступительное слово

  2. Основная часть

  3. Заключительное слово

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово (слайд 2)

Семь чудес света

Лора Евлахова


Говорят, на белом свете,
Нашей солнечной планете
Было только семь чудес,
Восхваленных до небес:

Пирамиды – чудо раз,
Сохранились и до нас.

Чудо два – Семирамида
Будто бы взрастила сад,
В нем гулять был каждый рад.
(Кто садил? Ведется спор.
Вдруг Навухо-доносор?)

Чудо три и чудо пять
Нужно в Турции искать:
Для Дианы храм в Эфесе
Чуден был и интересен.

Ну, а царская жена
Мужу Мавзолу верна,
Усыпальницу-громаду
Приказала строить рядом.
Где? Ответ для предков ясен:
Строился в Галикарнасе.

Чудо света где четыре?
Грецию мы пропустили.
Фидий Зевса сотворил
И на троне посадил.
(В городе, что спорту рад –
Родине олимпиад).

Чудо шесть – колосс Родоса,

Ну а семь? – маяк Фароса.

Тесен древний мир чудес,
Зато вечен интерес!

(Географию чудес,
Восхваленных до небес
Вы запомнили, друзья?
Иран, Египет, Турци-я,
И, конечно, Гре-ци-я).          

— Ребята, что для вас является чудом.

— Чудеса света создавались на протяжении огромного промежутка времени. Много великих событий случилось за это время. Целые народы исчезли с лица земли, одни цивилизации сменялись другими. Но влияние погибших культур осталось.

— Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства.

— Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились на острове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света:

  1. Акведук в виде тоннеля,

  2. Дамба в порту на острове,

  3. Храм богини Геры.

Постепенно список расширялся. В мире множество необычного, яркого, интересного. Не хочется упускать хоть что-либо! И поэтому, сегодня мы познакомимся с одними из самых достойных чудес света.

  1. Основная часть

Египетские пирамиды. (слайд 3)

 

Великая пирамида — самая большая из египетских пирамид, гробница царя Хуфу (по-гречески — Хеопса), построенная примерно в 2600 году до н. э.

Пирамида — идеальная конструкция, она поставлена так, что ветры не смогли ее разрушить в течение уже четырех с половиной тысяч лет. Это вызывает изумление современных ученых и инженеров, которые считают, что повторить пирамиду возможно только при современном уровне развития математики и строительной техники.

Более двух миллионов каменных блоков,  из   которых она сложена, весят в среднем около двух тонн каждый; самый большой блок весит   15 тонн.

Постройка пирамиды. Прежде чем завезти камень, надо было расчистить и выровнять площадку.     Для сооружения остова пирамиды использовался известняк, его вырубали прямо на месте. Медными резцами с помощью клиньев рабочие отделяли блок от скалы.

У строителей  не было  подъемных сооружений, поэтому камни надо было затаскивать по наклонной плоскости.

Внутри пирамиды, в центре, строилась система погребальных камер и коридоров. Даже массивный гранитный саркофаг устанавливался в погребальную камеру до того, как были сделаны перекрытия ее потолка.

Когда внутренние помещения гробницы были готовы, внешне она все еще напоминала высокую плоскую платформу, стороны которой были скрыты наклонными насыпями. Каменщики, облепив со всех сторон пирамиду, выравнивали облицовку так, чтобы ни один блок не выделялся на фоне соседних. Наклонная плоскость становилась все ниже и ниже, и каменщики, продолжая работу, доходили наконец до самых нижних слоев камня, и пирамида представала взору во всей своей красе, отшлифованная и сияющая.

Сколько же времени требовалось для возведения пирамиды? Геродот сообщает, что с момента начала работы до ее окончания проходило 20 лет, на строительстве трудились 100 тысяч человек «на периоды по три месяца» для транспортировки камня. Это означает 400 тысяч человек в год. Вероятно, эта цифра завышена. По расчетам современных исследователей, она может составлять «всего» 100 тысяч человек.

Висячие сады Семирамиды (слайд 4)

Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждою этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение — в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной  ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше — свинцовые пластины для задержки воды. Саму  террасу  покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов  поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и  белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и  давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав. цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными вёдрами, подавая в сады воду  из Евфрата.

Храм греческой богини Артемиды (слайд 5)

Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было  участвовать в известном состязании между  Афиной, Афродитой и Герой.

        Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор  Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дело осложнялось тем. что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, помог  случай. Однажды пастух Пиксодор  пас стадо на  холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и  наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись. Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так. что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В его  руках    оказался… кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в  дорогие одежды, и никому доселе неизвестный   пастух  стал знаменитым.

Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры .  Здание  было огромно: длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18  метров. По свидетельству  Плиния Старшего, их было 127. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит.   По  углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.  Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя  Артемиды высотой   15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху  она была сплошь покрыта  золотыми украшениями и драгоценностями.

Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, роскошно украшен величественной скульптурной композицией.

Через 200 лез житель Эфеса Герострат  поджег  храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г.  до нашей эры. Решением собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В  официальных списках о нем говорится просто как об «одном безумце», но в   IV веке до нашей эры о нем  упомянул древнегреческий историк Феопомп  и имя   Герострата  с   тех пор стало нарицательным. (слайд 6)

Статуя Зевса (слайд 7)

На  юге   Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса — верховного бога древних греков, которое по праву   считалось четвёртым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал?   Сам ли взошел па Олимп, чтобы увидеть  Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему  показаться?     Нa это великий скульптор отвечал, что изобразил  Бога   согласно  Гомеру. Высота статуи достигала 12,5 метров. Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела — из слоновой кости,трон — из кедра, инкрустированного черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом. На троне Фидий воспроизвел много сюжетов эллинской мифологии и фигуры, вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, восхищали те совершенство и мастерство, с которыми Фидий создал фигуру и лик Зевса.

Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он  забудет  обо всем  тяжелом и страшном, что  несёт  с  собой человеческая жизнь». Плиний, собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так говорил об этой статуе: «Много ecть   прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости». (слайд 8)

Гробница царя Мавсола (слайд 9)

Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля -дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму  прямоугольника. На нем стоял храм гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы находились богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды венчалась площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней, высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы 46 метров.

Статуя Колосса Родосского (слайд 10)

Согласно Филону, Колосс  представлял собой мужскую фигуру, па пьедестале из белого  сверкающего мрамора, к которому были прикреплены его ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда  факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, всматривался вдаль. Годову  его украшал венец из расходящихся лучей.

Статуя простояла более 50 лет ,  вплоть до землетрясения 225 года до н.э.   Почти тысячу  лет  лежала   на берегу бухты расколотая статуя. В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда.  По одному  из проектов  Колосс   Родосский будет отлит   из алюминия, а в его чреве предполагается устроить   бар для туристов.

Маяк Фарос (слайд 11)

Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась. Заканчиваясь  зубцами. На  этой  башне стояла еще одна, более узкая, по тоже довольно высокая, которая оканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу  располагались колонны, поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров,. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которою благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль.(1 миля -1852м,)

Через весь маяк проходила шахта,  вокруг  которой по спирали поднимались пандус  (наклонная  площадка, заменяющая  лестницу)   и лестница. По широкому  и отлогому   пандусу  на вершину   маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Высокий   маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго  до  того,   как они появлялись  у   берега.

    Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясения и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали.   Его огонь навсегда потух во время землетрясения в IV веке нашей эры. В самом начале XIV века его разобрали па камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

— в настоящее время жители Земли выбрали новые семь чудес света:

  1. Заключительное слово

На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадило время, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний мой рассказ напомнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культуре Земли. Очень часто мы не задумываемся, что чудеса находятся рядом с нами. Разве не чудо, что мы с вами умеем видеть все цвета радуги, разве не чудо, что мы можем слышать шум моря, разве не чудо, что мы с вами просто живем? Наверно нам необходимо просто научиться ценить то, что у нас имеется.

— Какие места нашей республики вы бы отнесли к чудесам света?

— Спасибо за работу.



Литература:

Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света. — М.: 1980

Свежие документы:  Выпускной вечер "Выпускной бал цветов" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: