Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Петродворцового района города Санкт-Петербурга
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы — воздухе.
Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Материалы и оборудование: коробка, мыльные пузыри на каждого ребенка, целлофановые пакеты для каждого ребенка,
Предварительная работа наблюдения за ветром, беседа «Откуда берётся ветер?», подвижная игра “Пузырь”, игры с вертушками на прогулке, изготовление вееров, рисование цветных шариков, рисование мыльными пузырями, загадки про воздух.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на коробку лежащую в центре группы.
Воспитатель Чья это коробка?
Дети: Незнаем
Воспитатель: Вы хотите узнать, что внутри коробки?
Дети: Да.
Воспитатель открывает коробку
Дети: Коробка пустая, в ней ничего нет
Воспитатель: Как ничего нет, вы уверены? Давайте посмотрим повнимательней.
Дети крутят коробку и ищут, что в ней лежит
Воспитатель: Я вам сейчас помогу отгадайте мою загадку.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Правильно ребята. Это воздух. И сегодня мы поговорим о воздухе: какой он? где он прячется? И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько опытов.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: — Правильно ребята. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель раздает детям целлофановые пакеты и показывает как ловить воздух.
Дети проводят опыт.
Воспитатель: нам надо немного размяться
Физкультминутка
— Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево — вправо
Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так
Переходим мы на шаг (ходьба на месте)
Воспитатель: Я умею надувать мыльные пузыри. Хотите покажу?
Дети: да
Воспитатель надувает мыльный пузырь и у него не получается его надуть
Воспитатель: Ребята у меня не получается, кто поможет мне?
Дети: Можно я
Дети берут мыльные пузыри и пускают их
Воспитатель: А откуда берется в пузыре воздух?
Дети: мы его выдыхаем
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, его надо вдохнуть. А где мы берем воздух, когда вдыхаем?
Дети: вокруг нас есть воздух.
Воспитатель: Значит, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнем и выдохнем воздух через рот.
Проходит дыхательная гимнастика
Воспитатель: Я в магазине купила много пластмассовых трубочек. Как вы думаете, что с ними можно делать?
Дети: Из них можно пить.
Воспитатель: А давайте возьмем трубочку и подуем в нее на ладонь.
Дети берут трубочки и дуют себе на ладонь
Воспитатель: Что вы ощущаете?
Дети: Воздух
Воспитатель А у меня есть стаканы с водой.
А что будет, если отпустить трубочку в стакан с водой. Давайте попробуем!
Дети проводят опыт
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Пузыри получаются из воздуха поэтому воздух мы можем увидеть и в мыльных пузырях. А сейчас, давайте поиграем.
Игра малой подвижности «Пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу.
Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки, набирая воздух через нос, отходят до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», двигаются к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому еще нужен воздух?
Дети: животным, птицам, растениям, людям, насекомым.
Воспитатель: А вы можете обойтись без воздуха?
Дети: нет
Воспитатель: А давайте проверим! Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени, сколько выдержим
Дети проводят эксперимент
Воспитатель: Ребята можно человеку, животным, растениям обойтись без воздуха?
Дети: Нет, без воздуха мы не можем дышать.
Рефлексия.
Что понравилось на занятии?
Что было сложным для понимания?
Хотите ли вы еще больше узнать о свойствах воздуха?
Воспитатель вспоминает как можно поймать воздух, как можно увидеть воздух.
Воспитатель: С воздухом еще очень много игр, поэтому мы с ним не прощаемся, а говорим до новых встреч.
— Ребята, а как вы думаете, кому еще нужен воздух? (животным, птицам, растениям, людям, насекомым) .
— А вы можете обойтись без воздуха?
— А давайте проверим! Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени, сколько выдержим.
— Ну что, ребята можно человеку, животным, растениям обойтись без воздуха?
— Нет, без воздуха мы не можем дышать.
— Молодцы ребята, а чтобы нам отправиться дальше, нам нужно немного размяться.
Физкультминутка
— Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево — вправо
Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так
Переходим мы на шаг. (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра, в путь нам двигаться пора! Поехали!
— Ребята когда воздух перемещается над землей с одного места в другое, люди говорят, что дует ветер. Ветер-это природное явление.
— А как вы думаете, какой бывает ветер? (сильный, слабый, свирепый, теплый, холодный, злой, добрый) .
— Ребята, посмотрите, перед вами два портрета ветра. Вы догадались, какой ветер злой, а какой добрый? А как вы это определили?
— Ребята, представьте, что перед вами море. Вы, дети, ветры. Подуйте на воду. Что получается? (получаются волны)
— Чем сильнее дует ветер, тем больше волны. А теперь давайте с вами проверим, как ветер передвигает предметы.
— Давайте с вами возьмем бумажные кораблики и опустим их в воду, сделаем ветер. (дети дуют, кораблики плывут) .
— А что происходит если нет ветра? (они стоят)
— А что происходит с корабликом, если ветер сильно дует?
— Давайте с вами вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина про кораблик.
— Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
— Ребята, а теперь давайте представим, что вы художники, настоящие волшебники. Вы сядете за столы, возьмете волшебные листочки, карандаши
любого цвета, и попробуете нарисовать воздух, таким каким вы его себе представляете. (дети рисуют)
— Молодцы ребята! Подарите свои рисунки гостям на память.
— Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется. Поехали! (звучит фонограмма звук поезда)
3. Итог.
— Ну вот ребята и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?
— Сегодня вы узнали много нового. Например, что вокруг нас есть (воздух)
— Он какой? (невидимый, движется, его можно ощутить.
— А Фея из сказочной страны приготовила для вас вот такие замечательные кораблики и дарит вам их на память. Они отлично плавают в воде, вы пойдете на прогулку и поиграете с ними, опустите их в ручейки. И поплывут кораблики вниз по течению.
— Вы замечательные ребята, а мне пора с вами прощаться.
— До новых встреч!
|
|
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Кузя: Конечно, же мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?