Конспект урока на тему «Воздух и его свойства»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района города Санкт-Петербурга











Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

























Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы — воздухе.

Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; 

Материалы и оборудование: коробка, мыльные пузыри на каждого ребенка, целлофановые пакеты для каждого ребенка,

Предварительная работа наблюдения за ветром, беседа «Откуда берётся ветер?», подвижная игра “Пузырь”, игры с вертушками на прогулке, изготовление вееров, рисование цветных шариков, рисование мыльными пузырями, загадки про воздух.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на коробку лежащую в центре группы.

Воспитатель Чья это коробка?

Дети: Незнаем

Воспитатель: Вы хотите узнать, что внутри коробки?

Дети: Да.

Воспитатель открывает коробку

Дети: Коробка пустая, в ней ничего нет

Воспитатель: Как ничего нет, вы уверены? Давайте посмотрим повнимательней.

Дети крутят коробку и ищут, что в ней лежит

Воспитатель: Я вам сейчас помогу отгадайте мою загадку.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?

Дети: Воздух

Воспитатель: Правильно ребята. Это воздух. И сегодня мы поговорим о воздухе: какой он? где он прячется? И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько опытов.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: — Правильно ребята. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Воспитатель раздает детям целлофановые пакеты и показывает как ловить воздух.

Дети проводят опыт.

Воспитатель: нам надо немного размяться

Физкультминутка

— Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так

Переходим мы на шаг (ходьба на месте)

Воспитатель: Я умею надувать мыльные пузыри. Хотите покажу?

Дети: да

Воспитатель надувает мыльный пузырь и у него не получается его надуть

Воспитатель: Ребята у меня не получается, кто поможет мне?

Дети: Можно я

Дети берут мыльные пузыри и пускают их

Воспитатель: А откуда берется в пузыре воздух?

Дети: мы его выдыхаем

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, его надо вдохнуть. А где мы берем воздух, когда вдыхаем?

Дети: вокруг нас есть воздух.

Воспитатель: Значит, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнем и выдохнем воздух через рот.

Проходит дыхательная гимнастика

Воспитатель: Я в магазине купила много пластмассовых трубочек. Как вы думаете, что с ними можно делать?

Дети: Из них можно пить.

Воспитатель: А давайте возьмем трубочку и подуем в нее на ладонь.

Дети берут трубочки и дуют себе на ладонь

Воспитатель: Что вы ощущаете?

Дети: Воздух

Воспитатель А у меня есть стаканы с водой.

А что будет, если отпустить трубочку в стакан с водой. Давайте попробуем!

Свежие документы:  Урок на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Дети проводят опыт

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Пузыри получаются из воздуха поэтому воздух мы можем увидеть и в мыльных пузырях. А сейчас, давайте поиграем.

Игра малой подвижности «Пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу.

Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки, набирая воздух через нос, отходят до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», двигаются к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому еще нужен воздух?

Дети: животным, птицам, растениям, людям, насекомым.

Воспитатель: А вы можете обойтись без воздуха?

Дети: нет

Воспитатель: А давайте проверим! Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени, сколько выдержим

Дети проводят эксперимент

Воспитатель: Ребята можно человеку, животным, растениям обойтись без воздуха?

Дети: Нет, без воздуха мы не можем дышать.

Рефлексия.

Что понравилось на занятии?

Что было сложным для понимания?

Хотите ли вы еще больше узнать о свойствах воздуха?

Воспитатель вспоминает как можно поймать воздух, как можно увидеть воздух.

Воспитатель: С воздухом еще очень много игр, поэтому мы с ним не прощаемся, а говорим до новых встреч.

















































— Ребята, а как вы думаете, кому еще нужен воздух? (животным, птицам, растениям, людям, насекомым) .

— А вы можете обойтись без воздуха?

— А давайте проверим! Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени, сколько выдержим.

— Ну что, ребята можно человеку, животным, растениям обойтись без воздуха?

— Нет, без воздуха мы не можем дышать.

— Молодцы ребята, а чтобы нам отправиться дальше, нам нужно немного размяться.

Физкультминутка

— Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так

Переходим мы на шаг. (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра, в путь нам двигаться пора! Поехали!

— Ребята когда воздух перемещается над землей с одного места в другое, люди говорят, что дует ветер. Ветер-это природное явление.

— А как вы думаете, какой бывает ветер? (сильный, слабый, свирепый, теплый, холодный, злой, добрый) .

— Ребята, посмотрите, перед вами два портрета ветра. Вы догадались, какой ветер злой, а какой добрый? А как вы это определили?

— Ребята, представьте, что перед вами море. Вы, дети, ветры. Подуйте на воду. Что получается? (получаются волны)

— Чем сильнее дует ветер, тем больше волны. А теперь давайте с вами проверим, как ветер передвигает предметы.

— Давайте с вами возьмем бумажные кораблики и опустим их в воду, сделаем ветер. (дети дуют, кораблики плывут) .

— А что происходит если нет ветра? (они стоят)

Свежие документы:  Конспект урока по Окружающему миру "Какой бывает транспорт" 2 класс

— А что происходит с корабликом, если ветер сильно дует?

— Давайте с вами вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина про кораблик.

— Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

— Ребята, а теперь давайте представим, что вы художники, настоящие волшебники. Вы сядете за столы, возьмете волшебные листочки, карандаши

любого цвета, и попробуете нарисовать воздух, таким каким вы его себе представляете. (дети рисуют)

— Молодцы ребята! Подарите свои рисунки гостям на память.

— Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется. Поехали! (звучит фонограмма звук поезда)

3. Итог.

— Ну вот ребята и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

— Сегодня вы узнали много нового. Например, что вокруг нас есть (воздух)

— Он какой? (невидимый, движется, его можно ощутить.

— А Фея из сказочной страны приготовила для вас вот такие замечательные кораблики и дарит вам их на память. Они отлично плавают в воде, вы пойдете на прогулку и поиграете с ними, опустите их в ручейки. И поплывут кораблики вниз по течению.

— Вы замечательные ребята, а мне пора с вами прощаться.

— До новых встреч!





















Ход занятия

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.



Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Свежие документы:  Коонспект урока на тему «Земноводные»

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. 
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

 

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

 Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

 

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?



Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

 

Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: