«Бумага и её свойства»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программные задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.
• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие;
• Листы бумаги и картона, салфетки по 4 на каждого ребёнка и по 5 воспитателю;
• «цветочки» из бумаги, в середине божьи коровки;
• ёмкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности;
• таблицы для фиксации результатов опытов.
Ход занятия
В: Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
Д: (БУМАГА)
В: – Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ(сопровождается показом слайдов)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).
В: салфетка, картон — это тоже бумага?
Д: ………
В: как это проверить?
Д: сранить
В: сравнить одинаковые или разные свойства у этих материалов (картона, бумаги и салфетки)?
Д: провести опыт
В: Что такое опыт? Эксперимент?
Д: Проверка чего либо.
В: А где проводят опыты?
Дети. В лаборатории.
В. Подожди. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…
Д. Надеть халаты!
В. А почему?
Д. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.
В. В лаборатории нельзя…
Д. Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.
В. В лаборатории нужно…
Д. Слушать воспитателя и выполнять задания.
В. Молодцы! Итак, отправляемся!
Физминутка.
Стали дети ровно в круг
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)
Дети надевают халаты и подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат по 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.
В. (садимся за столы) Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов?
Дети называют свойства, объясняют, как их проверить, проводят опыты, результаты фиксируют в таблицах.
Опыт№1 Мягкость.
Дети предлагают смять листы.
Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше. ЧЕМ ТОЛЩЕ БУМАГА, ТЕМ ОНА ТРУДНЕЕ МНЕТСЯ (Отмечаем в таблице)
Опыт№2. Прочность.
Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.
Вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но САЛФЕТКУ РАЗОРВАТЬ ЛЕГЧЕ, А КАРТОН – ТРУДНЕЕ. (Отмечаем в таблице)
Опыт№3 «Бумага издаёт звук» (схема «нота»)
Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: ПРИ СМЯТИИ, ТРЕНИИ – БУМАГА ИЗДАЁТ ЗВУК. (Отмечаем в таблице)
Опыт№4. Водопроницаемость.
Листы опускают в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут.
Вывод: ТОНКАЯ БУМАГА НАМОКЛА БЫСТРЕЕ И РАСПАЛАСЬ, БУМАГА ПОТОЛЩЕ ТОЖЕ НАМОКАЕТ, НО ЕЙ ПОТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ. Опыт№5. Горение.
В. Следующий опыт мы проведём в секретной лаборатории. А поскольку вы уже немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.
Физминутка.
Стали дети ровно в круг
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)
На столе – спички, листы картона, бумаги, салфетки на отдельных металлических тарелках, металлические колпачки для гашения огня, ёмкости с песком и с водой (для безопасности) .
В. Этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно себя вести во время работы с огнём. Почему этот опыт нельзя проводить дома?
Д. Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь. А в конце огонь потушить.
Воспитатель. А для чего нужны вода и песок?
Дети. Потому что они могут затушить огонь.
Воспитатель. Молодцы. Итак, приступаем.
Свойство 5. Горение (продолжение) .
Воспитатель поджигает листы.
Вывод: ОНИ ГОРЯТ. НО САЛФЕТКА СГОРАЕТ БЫСТРЕЕ, А КАРТОН – ДОЛЬШЕ ВСЕХ. (Отмечаем в таблице)
В. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся в группу. Снимайте свои халаты, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места.
Дети проходят на ковёр.
В. А теперь, ребята, посмотрите в свои таблицы и скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон? Посмотрите на результаты Что мы видим?
Дети. Одинаковые!
Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?
Дети. Что всё это – бумага.
В: если всё это – бумага, то почему они по-разному называются?
Дети. Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному:
салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнётся и рвётся, дольше «летает»,
а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания.
В: А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети. Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.
В: Ребята, вы такие молодцы, что мне очень захотелось сделать вам подарок. У меня есть волшебные цветы. Кому было интересно возьмёт желтые цветы, кому было трудно-красные, а кому легко –зеленые.
Цветы сейчас спят, но если вы опустите их в воду, то цветы проснутся, и вы увидите, кто в них живёт.
В: Нашим гостям мы скажем до свидания. А сами посмотрим.