Конспект урока на тему «Путешествие к Лесовичку в зимний лес»

2013 год

«Путешествие к Лесовичку в зимний лес»


Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

(комплексное интегрированное занятие для открытого показа)


Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель

МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области


Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».


Виды деятельности: «Игровая», «Коммуникативная», «Трудовая», «Двигательная», «Познавательно-исследовательская», «Музыкально-художественная», «Продуктивная».


Цель:

-систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка;

-обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты;

-создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

Задачи:

-обобщить знания детей о птицах в зимний период;

поддержать у детей стремление вступать в общение, проявлять эмпатию, оказывать помощь;

-учить детей исследовать, экспериментировать, конструировать, планировать свою деятельность;

-развивать мелкую моторику рук, связную речь;

-учить детей слушать музыку, ассоциировать её с окружающим;

-развивать художественное творчество, воображение, фантазию ребёнка.


Предварительная работа:

Беседы с детьми о наступающей зиме, о том, какие изменения происходят в природе, как это отражается на жизни животных и птиц. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», «Питание птиц зимой». Экскурсия в парк, наблюдение за птицами. Рисование деревьев карандашами (вспомнить части дерева).

Оборудование:

*мультимедийный проектор (учебная презентация «Зимующие птицы»);

*магнитофон, запись музыки (Е. Тиличеева «Птица и птенчики», «Снежная сказка» (Лемит — Дымова), «Деревья под снегом» (Кутиков — Макаревич),

«К нам пришла зима» (Алексеева – Лейме), П.И.Чайковский – «Времена года. Декабрь. Святки»;

*модули, детские совковые лопаты;

*для рисования: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (от сока).



Ход НОД:


Дети рассаживаются на стульчики полукругом. Звучит запись попевки

Е. Тиличеева «Птица и птенчики».

Воспитатель (на фоне попевки):

Ребята, вы сегодня своё утро, традиционно, начали с утренней гимнастики. А какие упражнения вы делали? (Ответы детей: «Мудрая сова», «Журавль», «Птица в полёте», «Воробушки»).

Воспитатель:

А теперь отгадайте загадки:

  1. Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт? (ответы детей)

  1. Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (ответы детей)

Воспитатель: А теперь, я хочу, чтоб вы мне сказали, о чём мы сегодня будем с вами говорить?

(дети, анализируя «птичье» начало занятия, предлагают различные версии и путём обсуждения приходят к верной теме занятия, потому что подсказки были сильные)

Правильно ребята: мы сегодня поговорим с вами о птицах и не только: сегодня будет очень интересно…


Раздаётся стук в дверь. Входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, друзья мои! Ой, ребята, беда, беда какая!

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок! Что случилась?

Лесовичок: Вот я и говорю – беда. Ребятишки, моя избушка стоит в лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели на разные голоса птицы, а как наступила зима, да первые морозцы, и не слыхать, и не видать их, изредка простучит дятел и – тишина. Вот, беда – то какая, птицы пропали (плачет)…

Воспитатель: Лесовичок, а для чего нужны тебе птицы?

Лесовичок: Чтобы пели песенки, чирикали, чтоб в природе было красиво.

Воспитатель: Ребята, а ещё для чего? (Обсуждение)

Дети: Они защищают природу, человека от вредителей…

Воспитатель: Ребята, а почему не слышно сейчас птиц в лесу? (Обсуждение)

Дети: Потому что наступили холода; птицам нечего есть, они боятся замёрзнуть, поэтому они улетели в тёплые страны. Этих птиц называют перелётными.


* Игра «Перелётные птицы»

А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Я сейчас буду называть птиц и при назывании перелётных – вы должны махать крылышками-ручками. Готовы? Начали…

(Голубь, соловей, ворона, грач, ласточка, воробей, кукушка, скворец, дятел, аист, жаворонок, поползень, журавль, утка, синица).


Лесовичок: Так значит они голода бояться, поэтому и улетели? Ой, сказали бы вы мне раньше, разве я их бы не накормил. Наварил бы каши, борща.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу, борщ? (Обсуждение)

Дети: Нет, они питаются насекомыми и их личинками, а зимой одни насекомые умирают, а другие прячутся в землю, разные щели, залезают под кору деревьев.

Воспитатель: Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?

Дети: Зимующие.


Дидактическая игра «Кто здесь обедал?»

Ребята, посмотрите у меня на подносе лежат: шишка, жёлудь, рябина, зерно, пшено, хлеб, сало, личинки (пластиковые). Чей это корм? (Зимующих птиц)

Расскажем Лесовичку: кто чем питается? Сейчас я вам раздам шапочки-маски птиц, кому какая маска достанется, тот и будет себе выбирать соответствующий корм.

(Правильный выбор: шишкой лакомился клёст, желудями – сойка, рябиной – снегири, воробей – зёрнышко, пшено, синицы – сало, голубь – хлебные крошки, крупа, дятел — личинками).


Лесовичок: Ах, вот оно как!..

Воспитатель: Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, достать их из убежища, поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее.

— Ребята, как мы поможем Лесовичку, чтобы лесные птицы не улетали от его избушки?

Процесс решения задачи: Дети выдвигают свои предложения (можно построить домик и накормить, птицу можно взять на зиму домой, птицу можно держать в зоопарке, можно построить в лесу приют для птиц – многие ответы детей были самые неожиданные)

В ходе обсуждения подвожу их к выводу, что нужно птиц подкармливать всю зиму до весны, а для этого можно сделать кормушки, можно – из бросового материала: пластиковых бутылок, коробок от сока, ёмкостей от торта… Я даю вам домашнее задание: сначала вы нарисуете кормушку, то есть сделаете набросок своего оригинального изобретения и затем их изготовите с помощью мам и пап. Я уже представляю, какие изумительные необычные кормушки у вас получатся… И несколько кормушек мы подарим Лесовичку, чтобы около его сторожки всегда кружили птички.

Лесовичок: А не хотите вы прогуляться в лес, ко мне в гости, убедитесь, что птиц вокруг не видно.

(дети соглашаются)

Воспитатель: Ребята, а в лес-то путь неблизкий, давайте построим сказочную машину и на ней поедем

(из модулей строится машина)

Теперь мы наденем тёплые шапочки и шарфы, потому что на улице, а тем более в лесу холодно, и … в путь.


(звучит фонограмма песенки «К нам пришла зима»,

дети подпевают)

Лесовичок: Приехали! Ах, ах… Посмотрите, ребята, пока я у вас был всю дорожку завалило снегом, как же мы пройдём?

Воспитатель: А в нашем сказочном автомобиле есть лопаты и ребята у нас умеют чистить снег.


Физкультминутка «Взяли в руки мы лопаты»

(дети имитируют движения уборки снега)

Много снегу – нам по пояс!

Мы в сугроб заехали…

А машина ведь не поезд:

Не по рельсам ехали.

Возьмём в руки мы лопаты

И расчистим путь себе.

Все мы дружные ребята

И в учёбе и в труде.


Ребята, мы ведь забыли с вами надеть варежки, посмотрите, как побледнели ваши пальчики. Выходите на эту прекрасную лесную полянку и давайте разогреем наши ручки.

Пальчиковый игротренинг «Птахи зимой»

1, 2, 3, 4, 5 – пальцы сжимаем, разжимаем

Дети в лес пошли гулять – имитация пальцами «шагающих движений»

И на птичек посмотреть – пальцы изображают «моргающие реснички»

Накормить и пожалеть – разминаем пальцами хлеб

Сугробами засыпаны – волнообразные движения пальцами

Все в лесу дорожки – имитация пальцами «шагающих движений»

Не могут пташки отыскать – пальцы смыкаются

Ни зёрнышка, ни крошки – пальцы размыкаются

И вот летают всё слабей – имитация пальцами взмахов крыльев

Снегирь, синица, воробей – «взмахи крыльев» замедляются.


Лесовичок: А теперь, милости прошу, в мою сторожку. Смотрите и слушайте, какая в лесу тишина.


(дети идут между муляжей деревьев,

звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»


Ребята, прислушайтесь, как «хрустально» звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». С чем она у вас ассоциируется? Вам не показалось, что эта музыка дополняет зимний лесной пейзаж? (Рассуждения детей)


Дети подходят к экрану мультимедийного проектора и

рассаживаются на модули


Лесовичок: Ну, гости дорогие, хочу с вами поиграть и хочу узнать: какие же птицы будут мне петь зимой, когда мы повесим кормушки?


*Игра «Зимующие птицы» (презентация):

Лесовичок загадывает загадки, после ответа детей на экране появляется слайд с отгадкой.

  1. Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (воробей)

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

  1. Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор (дятел)

  1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

  1. Верещунья, белобока,

А зовут ее ….. (сорока)


Лесовичок: Вот спасибо, ребята, теперь я знаю зимующих птиц.

Воспитатель: А больше у тебя нет загадок, Лесовичок? (Лесовичок отрицательно машет головой)

А ребята тебе сейчас назовут и других зимующих птиц (Появляются слайды картинок птиц: клест, свиристель, ворона, тетерев, галка. Дети отгадывают. Лесовичок радуется, хлопает в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите, как мало деревьев вокруг сторожки Лесовичка, потому что здесь небольшой пустырь. Я предлагаю нарисовать сказочные зимние деревья и украсить этот пустырь. И на эти деревья мы потом повесим кормушки. Давайте пройдём за столы. Рисовать деревья мы будем необычным способом.

Способ рисования «Раздувание краски»

Эта техника чем-то похожа на кляксографию (помните мы с вами рисовали сказочных героев), но здесь лист не складывают, а берут трубочку от обычного детского сока.

1. Зачерпните пластиковой ложкой краску, вылейте её на лист, делая небольшое пятно — кляксу.

2. На это пятно начинаем дуть из трубочки от центра в разные стороны, её конец не должен касаться ни пятна, ни бумаги. При необходимости действия повторяем. Вспоминаем части дерева (вчера мы его рисовали карандашами) и пытаемся изобразить его.

3. Рассматриваем изображение: похоже на дерево? Недостающие детали дорисовываем.

Вы сейчас посмотрите, как интересно у вашей кляксы разбегутся в разные стороны «ножки». (Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких).


Во время работы звучит запись музыки «Деревья под снегом».


Лесовичок: Ну, давайте разомнёмся, устали, наверное, вон ведь какая красотища получилась. А потом пойдём и украсим деревьями мою опушку.


Физкультминутка (ритмичные движения

придумываются по желанию)

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие — те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!» (К. Мухаммади)


Дети украшают деревьями пустырь около домика Лесовичка.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок, ты детям сегодня загадывал загадки? И они тебе на прощание загадают:


1 ребёнок: В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.


2 ребёнок: Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Крошек отведать.


3 ребёнок: Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.


Лесовичок: Так это же, наверное, кормушки?!

(Дети радостно: «Правильно!»)

Воспитатель: Через неделю мы вернёмся к тебе с кормушками, и вокруг твоей избушки снова будут летать птицы.


Дети садятся в машину, тихо звучит музыка, имитирующая езду на машине.


Итог НОД:

Ребята, что нового вы узнали сегодня, чему научились? (ответы детей).

А скажите, эти знания вам как-то пригодятся в жизни? (ответы детей).

И что вам больше всего сегодня запомнилось и понравилось? (ответы детей).

Все сегодня молодцы! Вы показали очень хорошие знания о птицах, помогли Лесовичку… Я спокойна за птиц: у них есть надёжные старшие друзья, которые не бросят их в беде, всегда придут на помощь.




5


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Снежные деревья!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: