Конспект урока для 4 класса «Архитектурные памятники ХVIII века»

Урока окружающего миру в 4 классе.

По программе « Начальная школа 21 века».

Учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения

«Гимназия №1»г. Печора

Килимчук Елена Александровна




Тема: « Архитектурные памятники ХVIII века»

Цель урока: изучить архитектурные памятники 18 века.

Задачи:

1.Организовать изучение архитектуры ХVIII века.

2.Способствовать исследовательскому поведению на уроке и самостоятельному добыванию знаний детьми.

3.помочь расширить знания учащихся об архитектурных памятниках 18 века.

4. Способствовать развитию умения – вести учебный диалог.

5. Способствовать развитию познавательного интереса и творческого воображения.


I.Организационно-мотивационный блок.

1. -Урок сегодня хочу начать со слов Натальи Кончаловской. Послушайте.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории повернем

И рассказывать о нем начнем,

Что бы люди знать могли

О делах родной земли.

2. Актуализация знаний.

-О чём расскажет нам сегодня «колесо истории»?

— Почему так решили? (тема Литературные памятники» и « Архитектурные памятники Древней Руси» нам знакома.)

— В какой век привело нас «колесо истории»? (18 век)

— Докажите, что мы оказались в 18 веке? ( Петр правил в 18 веке, проводил реформы )

На доске : 18 век

— О каких творениях Петра I говорится в этих строках? ( Ставится проблема) Дети не знают.

?

Прочитайте слова:

церковь, храм, дворец, собор.

-По какому принципу их объединили в одну группу? (архитектурные памятники Древней Руси, общественные здания для всех людей, архитектура. Мы знакомы с их особенностями)

— Почему некоторые церкви, соборы, храмы являются архитектурными памятниками?

— Архитектурные памятники каких веков мы изучали?

— Почему слово «дворец» лишнее? Обоснуйте свои ответ. ( С архитектурными памятниками: собор, храм, церковь мы знакомы, а дворец …. Выслушиваются предположения детей).

знаю не знаю



церковь дворец

храм

собор

— Что знаете об архитектурных сооружениях — церкви, храме, соборе?

Расскажите о внешнем виде. Слайд №4

(фронтальный опрос)

— Каковы особенности внутреннего убранства церквей, храмов, соборов?

Слайд №5

— Что представляете себе, когда говорят слово «дворец»?

— Почему вы можете представить себе это здание – дворец?

— Где можно « встретить» слово дворец? ( В сказках, книгах).

— Кто жил в сказочных дворцах? (царь, царевна, принцессы)

— Как вы думаете, есть ли в наше время дворцы?

-Можно ли их увидеть, сфотографировать?

II. Целеполагание.

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке окружающего мира?

( о дворцах)

-Кем был Петр I? (царь, император)

— Мог ли Петр I жить во дворце?

— Сопоставьте слова дворец, архитектура, Петр, 18 век, далёкое прошлое.

— Какую тему урока можно предложить?

— Кто назовёт тему урока? ( Выслушиваются варианты, корректируются, обобщаются и выводится совместная тема урока) Слайд №6

Тема : «Архитектурные памятники ХVIII века.

— Надо ли изучать эту тему? Почему?

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Черепашка по имени Наташка»

— О каких архитектурных памятниках будем говорить? ( о дворцах)

— Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Выслушиваются предложения учащихся.) Задачи, предложенные детьми обобщаются и записываются.

Учебные задачи:

1. Познакомиться с архитектурными памятниками 18 века.

2. Сформировать представление о дворцах.

3. Научиться отличать дворцы от других сооружений.


-Что можем узнать о дворце, что бы сформировать о нем представление? (Дети высказывают сначала свои предположения).

Составляем совместно с детьми план. Слайд № 7

— Для чего вам надо так много узнать о дворцах? ( знать их особенности, как выглядят и т.д.)

III. Исполнительский блок.

1.Расшифруйте слова и узнаете ,о каких дворцах пойдет

Работа организуется по рядам. Предлагаются карточки с написанными словами в неправильном расположении букв в словах.

1 ряд йикснинретакЕ 3 ряд Дом Пашкова (дом – дворец)

5 3 6 142 авокшаПмоД

2 ряд имйзни

— Какие слова получились?

-С какой целью вы расшифровывали слова?( отмечаю на доске) Узнать название дворцов.

-О каких дворцах вы узнаете на уроке? (Дети называют, учитель вывешиваю таблички с надписью на доске.)

Зимний дворец Екатерининский дворец Дом Пашкова

дом — дворец

— Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на остальные пункты плана изучения дворца?

— Куда или кому вы обратитесь за помощью? (учебник, энциклопедия, справочник)

-Узнать надо много, а времени мало. Как лучше продолжить работу? (в группах)

-Какие умения будете формировать при работе в группах? (умение добывать информацию на интересующие вопросы).

2.Работа в группах.

  • Прежде, чем объединиться в группы повторим памятку работы в группе.

Правила работы в группе.

  1. Распредели роли.

  2. Работай дружно, тихо, быстро, не отвлекайся.

  3. Выдвигай своё предложение, мнение, вывод (доказывай, убеждай)

  4. Прислушивайся к мнению и выводам других.

  5. Сделай самооценку своей работы.


  • Командиры групп подойдите к «колесу истории» и выберите один из его фрагментов (частей). На обратной стороне выбранного фрагмента, написано название дворца и номер папки от 1 до 6.

  • Прочитайте, какой дворец вы будете изучать и возьмите необходимую папку с названием дворца. ( Приложение №1)

Групповая работа .

1. Рассматривание фотографий и задании в конверте №1.

У каждой группы имеется свои план работы, задание, слова для справок, критерии для самооценки каждого члена группы.


— Сможет ли ваша группа выполнить это задание?

-Что будете учитывать при выполнении задания?

-Какие вопросы у вас возникли, что непонятно?

-С чего начнете выполнение задания?

-Для чего будете выполнять это задание?

— Чему можете научиться, выполняя задание?

а) Учащиеся восстанавливают текст и ищут необходимую информацию о дворце.


Конверт №1

План работы.

1.Рассмотри иллюстрации Зимнего дворца.

2.Восстанови текст, используя слова для справок и учебник.(подумайте кто будет работать с учебником)

3.Прочитай получившийся текст, подготовь выступление с показом иллюстраций при чтении текста.

4.Не забудь сделать самооценку своей работы и работы группы.

Слов для справок

1.Впиши название сооружения.

2. Название города и фамилию зодчего смотрите в учебнике стр.89 абзац 3,4.

3. Выбери прилагательные — великолепный, скромный, роскошный, простой, величественный, пышный, сказочный, белокаменный, царственный.

4.Выбери глаголы: распределяются, восхищают, украшены, удивляют, поражают, окрашены.

5.Обратись за помощью к учебнику стр.89 абзац 4.

Задайте вопрос группе, рассказывающей о внутреннем убранстве Зимнего дворца.

-Что проходило в залах дворца? (в залах дворца проходили приемы и балы)



  • Оценивание своей работы в группе.

Самооценка работы в группе.

— Над чем вы работали? ( Искали информацию дворцах 18 века. Архитектурных памятниках 18 века. Учились восстанавливать текст для получения полноты информации.)

-Что надо было сделать?

— Для чего нам надо было выполнить это задание?

б) Выступление групп подготовленными сообщениями о дворцах. Вначале выступления групп повторяем « правила слушания» ответа.

Правила слушания.

  1. Смотреть на говорящего.

  2. Спокойно сидеть.

  3. Молчать в то время, когда кто-то говорит.

  4. Задавать вопросы выступающему (если что-то непонятно или не уточнено).

  5. Что понравилось в выступлении.

1. Ответ сопровождается показом иллюстраций и зачитыванием выдержек из восстановленного текста. Иллюстрации помещаются на доске под названием дворца и фиксируется информация с помощью карточек.

2. Обязательным условием слушателей других групп является – задать вопрос, выступающей группе, по теме её выступления и оценить выступление группы

После выступления сообщение учащихся сравнивается с эталоном.

3. Оценивание выступающей группы учащимися класса .

Критерии к результату выступления группы. (для группы)№1

3 балла – правильно передали содержание, выводы, ответили на вопросы( ответ полный, убедительный)

2 балла – были небольшие недочеты в выступлении, неуверенно делали выводы и передавали содержание.

1 балл — не правильные выводы. Наблюдения, не смогли ответить на вопросы и передать содержание.

Оценивают выступление группы учащиеся всего класса, фиксируя результаты в специальных бланках.

-Для чего выполняли это задание? ( Узнали какие дворцы были в 18 веке, кто жил во дворцах, в каких городах они находятся. Узнали зодчих, увидели всю красоту внутреннего и внешнего убранства дворцов. Расширили свои знания. Совершенствовали умения работать в группах).

— Что узнали о дворцах?

— Давайте посмотрим, какие пункты плана были достигнуты? (отмечаю в слайде «+») ( Слайд №13)

-Успешно ли вы с ним справились?

— Как бы каждый из вас оценил свою работу? (На « Линеечке» произведите самооценку.)

Физическая разминка.

— Какие учебные задачи ставили для себя в начале урока?

— Какие нам удалось решили ? (возвращаемся к задачам урока и отмечаем.)

Слайд №14

1. Сформировать представление о дворцах. +

2. Научиться отличать дворцы от других сооружений.

— Трудно ли было решать учебные задачи?

— Какими способами вы работали?

Над какой задачей нам надо поработать?

— Что должны знать, чтобы достигнуть решения последней задачи?

IV.Контрольно –оценочный блок.( Применение знаний на практике. )

Приложение №4

    1. Соотнеси изображение с названием. Конверт №2.

— Возьмите из папок конверт №2.

_ Причитайте, что надо сделать?

— Подходит задание к теме?

— Для чего будем выполнять задание? ( Для закрепления и проверки полученных знаний о дворцах. Будем учиться отличать дворцы от других сооружений).

Слайд №15,16

Работа в парах.

Дети выполняют задание. Соотносят название дворца с иллюстрацией.

-Чему научимся выполняя задание?

-По силам вам задание?

-Куда можете обратиться, если возникнут затруднения при выполнении задания?

— Если возникнут трудности, куда можно обратиться за помощью? (доска, учебник, папка с информацией).

Сравните выполненное задание с эталоном. Слайд №17

— Чему учились, выполняя задание? (соотносить внешний вид дворца с его названием)

-С какой целью выполняли задание? ( Учились отличать дворцы от других сооружений. Учились соотносить название дворца с его внешним видом).

— Удалось справиться с заданием?

— Как бы оценили свою работу? ( линеечка)

Отмечаем выполнение третьей учебной задачи урока.

Слайд №18

-Все учебные задачи удалось раскрыть?

2. Работа в тетрадях.

Стр.14 №35, 36 Самостоятельная работа.

Прежде чем приступить к выполнению задания подумайте:

— С чего начтёте работу?

-На что обратите внимание?

— Как лучше выполнять задание?

— При возникновении вопрос, где можешь найти ответ?

Оцените работу (Линеечка)

V.Итог

— Какую проблему на уроке мы решили? ( Изучили архитектурные памятники XVIII )

-О чём рассказало вам «колесо истории»?

3. Коллективная работа — составление синквейна.

Рефлексия

Синквейн

Дети

Учитель

1 . Дворец

1.Название понятия.


2. Величественный, царственный, великолепный, изумительный.




Назовите 2-4 прилагательных, характеризующие дворец.

3.Очаровывает, украшает, вдохновляет

Назовите 3-5 глаголов, характеризующие его.

4. Лучшие творения архитекторов для императоров, царской семьи и знатных, богатых.

Фраза, в которой подчеркивается, что-то особенное.

5. Архитектурные памятники 18 века.

Обобщающая строка.

Подарите себе яркую звёздочку. Оцените свою работу на уроке по следующим критериям.

Давайте завершим наш урок словами из стихотворения Натальи Кончаловской. (Читает наизусть учащийся).

Наталья Кончаловская

Времена теперь другие, А приданья старины

Как и мысли, и дела. Забывать мы не должны.

Далеко ушла Россия Слава русской старине!

От страны какой была. Слова нашей стороне!

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет,

4.Выставление отметок детям за урок учителем. Домашнее задание по выбору.

  • Написать сочинение – описание «Зимний дворец», используя слова для справок из учебника стр. 90.

  • Подготовить устный рассказ о дворце.

  • Пересказ статьи учебника стр. 89 -92

  • Найти дополнительный материал о дворцах в справочной литературе.



Урок окончен.







Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Явления вокруг нас"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: