Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одинцовский лицей № 2
города Одинцово Московской области
Конспект урока по русскому языку
в 8 классе
«Односоставные предложения»
(технология модульного обучения)
8 класс
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гордюшкина Э.В.
г. Одинцово
2011
Модульный урок
«Односоставное предложение» (2 часа).
8 класс
Интегрирующая цель:
|
Коллективная работа | |||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 1 10мин. | Цель: определить уровень знаний учащихся по теме «Односоставные предложения»
Составьте таблицу «Односоставные предложения». Заполните таблицу предложенными примерами.
Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Пашню пашут – руками не машут.
|
Самостоятельная работа в тетради Работа с учебником.
Взаимопроверка по ключу.
Работа в парах (устно).
| ||||||||||||||||||||||||||
| Ключи:
| | ||||||||||||||||||||||||||
| Критерии оценки (таблица) | Оценить ответ товарища. (УЭ-1). (Выставляется сумма баллов за письменное задание и устный ответ). | ||||||||||||||||||||||||||
| Количество правильных ответов | Баллы | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 3-4 1-2 | 3 2 1 | ||||||||||||||||||||||||||
| Устный ответ оценивается 0-2 балла. | |||||||||||||||||||||||||||
УЭ – 2 10 мин. | Цель:
Выпишите только односоставные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
| Самостоятельная работа в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||
| Ключи
| Самопроверка с использованием ключа. | ||||||||||||||||||||||||||
| Критерии оценки | Поставьте оценку в «Оценочный лист» (УЭ-2 Задание 2) | ||||||||||||||||||||||||||
Количество правильных ответов | Оценка | |||||||||||||||||||||||||||
9-10 7-8 5-6 3-4 1-2 | 5 4 3 2 1 | |||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 10 мин. |
Определите вид односоставных предложений. Запишите № предложений в соответствующую графу таблицы.
| Самостоятельная работа в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||
| Ключи
| Коллективная проверка (ответы демонстрируются через проектор) с объяснением + взаимопроверка. | ||||||||||||||||||||||||||
| Критерии оценки | Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2 Задание 3) | ||||||||||||||||||||||||||
Количество правильных ответов | Оценка | |||||||||||||||||||||||||||
19-20 15-18 11-14 7-10 1-6 | 5 4 3 2 1 | |||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 10 мин. | Цель:
Задание 4. Практическая работа. Прочитайте предложения. Выпишите грамматические основы сложных предложений, в состав которых входят односоставные, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему (выберите из указанных ниже).
Схемы: а) [ назывное ], и [двусоставное]. б) [ безличное ], и [двусоставное]. в) [ безличное ], и [ безличное]. г) [ двусоставное ], и [ безличное ]. д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное]. | Самостоятельная работа в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||
| Ключи 1. Было жутко, и я поспешил. б) [ безличное ], и [двусоставное]. 4. Постучали, и я выглянул. д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное]. 5. Молчаливы леса, и звенеть. г) [ двусоставное ], и [ безличное ]. 6. Смеркалось, и надо было возвращаться. в) [ безличное ], и [ безличное]. 8. Безветрие, и небо залито. а) [ назывное ], и [двусоставное]. | Взаимопроверка | ||||||||||||||||||||||||||
| Критерии оценки. | Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3 Задание 4) | ||||||||||||||||||||||||||
| Количество правильных ответов | Оценка | ||||||||||||||||||||||||||
| 5 4 3 2 1 | 5 4 3 2 1 | ||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 20 мин | Цель: проверить уровень усвоения учащимися знаний об односоставном предложении. Задание 5. Итоговый тест. Прочитайте вопрос. Запишите его номер и укажите вариант правильного ответа. Внимательно читайте задания! 1. Укажите неверное утверждение. A) Односоставное предложение может быть распространенным. Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения. B) Назывные предложения имеют один главный член предложения — подлежащее. Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения. 2. Укажите верное утверждение. Односоставное предложение — это предложение, в котором:
Б) опущено сказуемое,
Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения. 3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено: A) существительным в именительном падеже B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени Г) глаголом-инфинитивом. 4. Дайте характеристику предложения. Радостно видеть дружные всходы. A) двусоставное Б) односоставное безличное B) определённо-личное Г) неполное 5. Найдите определённо-личное предложение.
Б) Умную голову почитают смолоду.
Г) Светает. 6. Найдите неопределённо-личное предложение.
Б) Цыплят по осени считают.
Г) Во дворе строят детскую площадку. 7. Найдите обобщённо-личное предложение.
Б) Какое счастье!
Г) Хочется петь от радости! 8. Найдите односоставное безличное предложение.
Б) У соседа ума не займёшь.
Г) В саду темно. 9. В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.
Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра
Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.
10. Найдите односоставное назывное предложение.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
Г) Какое дивное утро! 11. Это назывное предложение имеет указательное значение.
Б) Вот мельница. Она уже развалилась.
Упала – и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий дождик запрыгал. Г) Вот и домик виден на горе высокой. 12. В составе этого сложного предложения есть односоставное безличное.
Б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
Г) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика. | Самостоятельная работа на листочках. | ||||||||||||||||||||||||||
| Ключи.
| Проверка учителем и учениками-консультантами. | ||||||||||||||||||||||||||
| Критерии оценки | Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3 Задание 4) | ||||||||||||||||||||||||||
Количество правильных ответов | Оценка | |||||||||||||||||||||||||||
11-12 9-10 7-8 5-6 Менее 5 | 5 4 3 2 1 | |||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 15 мин. | Цель:
Используя односоставные предложения, составьте небольшой текст (8-10 предложений), который бы начинался так (на выбор):
| Самостоятельная работа. Чтение работ учащимися по желанию. | ||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 5 мин. | Цель:
| Поставьте оценку (соответствующую букву) в графу УЭ-6 «Самооценка». | ||||||||||||||||||||||||||
| Домашнее задание | | ||||||||||||||||||||||||||
Сумма баллов за урок | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||
24-25 18-23 Менее 18 | – Выполнить работу над ошибками (подобрать свои примеры к заданиям, в которых были допущены ошибки). Повторить правила. Выполнить работу на карточке. |
Оценочный лист.
(Заполняется учеником.)
УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 | УЭ-6 | Итог | ||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 Итог. тест | |||
Взаимо-оценка | Само-оценка | Взаимооценка | Контроль учителя | Само-оценка | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставление оценки за урок учителем.
Количество набранных баллов | ||||
24-25 | 18-23 | 13-17 | 0-12 | |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Список использованной литературы
Бабайцева В.В. Русский язык. 8 класс: рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского языка – М.: Дрофа, 2005.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008.
Разумовская М.М., С.И.Львова и др. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.
Угроватова Т.Ю. Русский язык: 9 кл.: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2008.