Формирование у школьников интереса к изучению русского языка средствами предмета, 5-11 класс

Кировское областное государственное

общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Лузы






















Формирование у школьников интереса к изучению русского языка средствами предмета

(5-11 классы)






















Автор:

Мальцева Инна Петровна

Учитель русского языка и литературы

КОГОКУ СОШ г.Лузы

Высшая категория

2011 год

Каждый класс имеет свои особенности, учитель же обязан каждого ученика подготовить к сдаче экзамена по русскому языку и литературе. Специфика нашего предмета такова, что необходимо дать хорошие знания орфограмм и пунктограмм, поэтому нужна постоянная работа по совершенствованию грамотности, развивать творческие способности, работать над связной речью. Чтобы выполнить эти задачи, нужно привить учащимся интерес к изучаемому предмету, сделать их активными участниками образовательного процесса. Чтобы, став взрослым, человек помнил свой язык, сохранял и передавал его следующим поколениям, нужно ребёнку показать красоту, богатства языка, привить интерес к его изучению. Через языковой материал мы воспитываем у ребят отношение к окружающему миру, развиваем вкус и интерес к труду, любовь к Родине.

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого ребёнка и пробудить его инициативу? Каждого учителя волнуют эти вопросы.


Ведущие педагогические идеи моего опыта:

  • формирование творческих способностей учащихся;

  • формирование нравственных качеств личности средствами предмета;

  • воспитание грамотного ученика.


Теоретическая база опыта.


Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор. Об этом ещё в XIX веке писали Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и другие. На роль интереса в работе по языку обратил внимание Ф.Ф. Фортунатов: «…необходимо вести преподавание русской грамматики в школах так, чтобы учащиеся находили практическое применение получаемых сведений, так как чисто теоретического интереса к изучению грамматических явлений родного языка, понятно, нельзя ждать ».

В современной методике этот вопрос нашёл отражение в ряде работ Т.А. Ладыженской, Б.Т. Панова, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского и многих других, потому что задача процесса обучения – помочь учащимся развить гибкость мышления, сообразительность, умение связать общее и частное, ранее изученное и новое. Преодолеть скуку на уроках – самое важное в работе учителя.

Говоря о проблеме формирования интереса, имеют в виду следующие вопросы: что такое интерес, чем он вызывается у школьников, в какой связи находятся мотивы учения и интерес, каковы этапы развития интереса, каковы предпосылки, способствующие появлению интереса, какими приемами следует развивать интерес к русскому языку, какие виды работы им интересны, наконец, что препятствует появлению интереса?

Решение этих вопросов позволяет успешнее работать на уроках русского языка. Внешне это отношение выражается в пытливости, любознательности, внимании и активности учащихся на уроках. Формирует интерес у школьников и занимательность, которая проявляется и в оформлении урока, и в подборе дидактического материала, и в применении игр, и в своеобразной постановке вопросов. Поддержанию интереса способствует создание элемента новизны на уроке. Иногда полезно ставить такие вопросы, на которые школьники не могут ответить до изучения нужного правила. Такая постановка вопроса заставляет детей заинтересоваться природой нового правила.

Для формирования постоянного интереса создаются временные, внешние мотивы обучения и через них подходят к внутренним. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребёнка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. Ю.В. Кулеша в статье «Развитие интереса к урокам русского языка» выделяет основные стимулы и средства их создания:

  1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. (Рассказываю о неизвестных, необычных явлениях, что помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты.)

  2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей.

  3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой (переключению внимания помогают средства наглядности).

  4. Получение эстетического наслаждения. (Оно обеспечивается выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило, а также выбором тем для сочинений и изложений.)

  5. Эмоциональное благополучие ребёнка в классе, которое обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребёнку, игра, самостоятельная работа, доброжелательное отношение к ученику, поощрение.


Одним из важнейших путей, ведущих к овладению русским литературным языком, является связь обучения с жизнью. На уроках русского языка она осуществляется через языковой материал. Основу этого материала составляют произведения великих русских писателей, поэтов, мастеров слова.

Вопрос о языковом материале для уроков волнует учителя свыше ста лет. Были опыты создания «грамматических хрестоматий». Лучшие педагоги занимались составлением таких учебных пособий (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие).

После окончания школы учащимся придется широко пользоваться своей речью, поэтому речь должна быть правильной и четкой. На занятиях по языку много места отвожу культуре произношения. Учащиеся должны уметь четко и правильно произносить звуки и их сочетания, делать нужное ударение, уметь выразительно читать.


Технология опыта.


В своей работе стараюсь сочетать то, что уже накоплено в педагогической науке, с новыми подходами. Одним из главных направлений своей деятельности считаю развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности, любознательности, нравственных качеств личности. Эта проблема нашла отражение в некоторых педагогических теориях и технологиях. Основные элементы этих технологий, главные принципы их использую в своей работе. Это:

    • гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили,

    • система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;

    • технология уровневой дифференциации;

    • теория развивающего обучения А.С. Выготского;

    • теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной.

    • игровая деятельность.

Новизна опыта заключается в применении элементов названных технологий.

Работаю по традиционной программе Т.А. Ладыженской, использую параллельные учебники, опыт учителей, рекомендации методистов ИУУ.

Для решения одной из своих задач – формировать устойчивый интерес к языку – использую различные методы и приёмы.

Чтобы увлечь изучением языка, вместе с детьми подбираем тексты, в которых говорится о благозвучии русского языка. Например. «Русский язык – это сказочное сокровище, это богатство, которое с каждым днём пополняется, это счастье бесконечных открытий и встреч с прекрасным», — писал Ф. Видрашку. Такие примеры, на мой взгляд, дают богатый материал для работы. Работаем над значением слов «сокровище», «богатство», «счастье», «встречи с прекрасным», говорим об образовании слов в языке, как «пополняется с каждым днём» богатство языка. Такие предложения позволяют провести орфографический разбор слов, объяснить знаки препинания, отработать интонацию.

Или.


Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нём раздолье…

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

(К. Бальмонт).

В этом примере уже важнее эмоциональное воздействие. Мы стараемся «увидеть и услышать» картину, созданную поэтом:

раздолье /О – Е/,

воркованье голубя /орг – гро/,

стук дождя, п р о с ы п а н н ы й по крыше /у – о/.

Учимся читать стихи, наблюдать за звуками, и тогда ребята по – другому начинают воспринимать звонкие, глухие, шипящие звуки.

С интересом работаем со стихотворением Агнии Барто.

Скажи погромче

Слово «гром» —

Грохочет слово

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат» —

И сразу мыши

Зашуршат…


Спрашиваю учащихся:

— Посмотрите, какие согласные звуки повторяет автор в первой строфе?

Они без труда называют их: [г р м л]

— Какие это согласные звуки?

— Это звонкие согласные, — отвечают ученики.

— Как образуются звонкие согласные?

— При образовании звонких согласных выдыхаемый воздух проходит свободно, это звуки голоса.

— Посчитайте, каких согласных в этой строфе больше?

Считаем звонкие согласные и делаем вывод, что их почти в два раза больше: 19 звонких согласных и 10 глухих согласных. Звонкие согласные, повторяясь, передают звук грома, «гремят»

— Такой прием в поэтической речи называется аллитерацией. Она служит выразительности речи. Значит, первую строфу нужно читать громко.

Так же наблюдаем за гласными звуками. В результате наблюдений в тетради появляется запись:


ж гр м о — о

л гр м о — о — о

гр л о — о — о — о

л гр о — о — о .


По этой же схеме работаем со второй строфой и приходим к выводу, что здесь автор использует глухие (шипящие) звуки: на 7 звонких согласных 15 глухих. Поэтому меняется и темп чтения: это строфу нужно читать тихо.

Такая работа помогает понять, как звуки меняют нашу речь, следить за произношением. Дети учатся бережно относиться к слову, отрабатывают навык выразительного чтения. Такая работа продолжается и углубляется на уроках литературы, при изучении других разделов русского языка. Например, изучая « Синтаксис», учимся интонации при однородных членах, обращениях, вводных словах, обособленных членах предложения и др.; умению делать паузы. В каждом последующем классе работа усложняется.

Результатом такой работы является то, что многие ребята любят стихи, с удовольствием их читают, не боятся выступать на сцене, пытаются передать свое понимание стихотворения. Лучшие ученики участвуют в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах, становятся победителями, и, что особенно меня радует, продолжают и после окончания школы неплохо читать стихи на сцене.

Другой вид работы – ударение в слове. Существует много различных приёмов работы над правильностью постановки ударения в словах.

  1. В русском языке ударение подвижное. Распределите слова по группам:

а) с ударением на первом слоге;

б) с ударением на втором слоге;

в) с ударением на третьем слоге. Следите за правильным ударением в словах.

Столяр, статуя, километр, магазин, звонит, хворост, силос, щавель, торты, ржаветь, хвоя, свёкла, пимы, баловать, мизерный, форзац.

  1. Найдите слово с ударением на втором слоге.

Алфавит, документ, красивее, средство, цемент.

  1. Расставьте ударения в словах.

Договор, звонишь, обеспечение, положить, щавель.

  1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа. Поставьте ударение.

Торт –

Договор –

Столяр –

Маляр –

Профессор –

Шофёр –

Ещё один вид работы – наблюдение за произношением слов. Учащиеся вспоминают классификацию согласных звуков по твёрдости – мягкости, находят согласные звуки, которые всегда мягкие, твёрдые, наблюдают за гласными, которые смягчают согласные:

разреши [разр ишы], текст [т экст], цепляться [цыпл аца], часы [ч исы].

Эти и другие упражнения заставляют ученика задуматься над вопросом: «Почему мы пишем не так, как говорим?». Я разъясняю, показываю детям, зачем нужно единое письмо, почему письмо «на слух» затормозило бы наше письменное общение, почему принята единая для общества орфография. Ученик убеждается, зачем в жизни нужно то, что они учат, старается расширить свой кругозор, а для этого обращается к справочной литературе, к словарям.

Какие ещё практические задачи можно решить, изучая раздел «Фонетика»? Он позволяет показать значение алфавита. Порядок букв установлен строгий, менять его не только никому не нужно, но и вредно. Совместно с библиотекарем школы провожу работу по выявлению практической пользы алфавита. Занятия проходят в библиотеке. Заведующая библиотекой рассказывает, как книги расставлены на полках, как идёт работа с читателем. Ребятам демонстрируют словари, энциклопедии. Всё это показывает и практическое знание алфавита. Дети убеждаются в огромном значении в жизни каждого грамотного человека словаря, справочника, телефонной книги, которые основаны на алфавите, на строгом порядке слов. Так воспитывается культура человека, его нравственные качества. Задача учителя – «поддержать практический интерес теоретическим, а теоретический – практическим». (А.М. Пешковский).


Огромное значение для развития интереса имеет работа по лексике.

Изучая «биографию» слова, изучаем и его орфографию. Так каждое слово является живым для ученика, вырастает из его жизненного опыта, из наглядных примеров. В своей работе использую опыт учителя Гореловой, которая «трудные» слова старалась объяснить яркими примерами, иллюстрировать. (приложение № 1)

Формированию интереса к занятиям по русскому языку способствуют мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися. Такой мыслительной задачей может послужить вопрос, на который должен быть получен ответ, или выведение правила, которое поможет в случаях, вызывающих сомнение. Поэтому, когда я приступаю к новому материалу, чётко формулирую вопрос, на который дети должны получить ответ. Когда ученик видит, для чего он производит сложную учебную работу, требующую от него большого напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Чтобы вызвать у детей интерес к занятиям, их нужно убедить в том, что без этих занятий нельзя ответить на поставленный вопрос, так как имеющихся знаний у них недостаточно.

Во время изучения нового учебного материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Готовлю исходный учебный материал, предусматриваю последовательность мыслительных операций, а на уроке направляю ход учебных действий. Учащиеся осуществляют практические операции и поэтапно формулируют новое правило. Рассмотрим это на примере изучения темы «Буквы ч и щ в суффиксе — чик — (-щик)». На первом уроке учащимся предлагаю вспомнить, что такое суффикс. Затем, используя метод наблюдения над языковым материалом, проводим рассуждение-поиск.

— Прочитайте слова, написанные в столбиках таблицы. Проследите за произношением слов.

перевоДЧик наборЩик


смаЗЧик носильЩик


разноСЧик каменЩик


перебеЖЧик полировЩик


переплеТЧик барабанЩик


Убеждаемся, что зч, дч, сч, жч произносятся [щ ]. Это орфоэпическая норма.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, ставлю перед учащимися вопрос:

-Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс — чик- (-щик-)?

После того как ответ найден, обращаю внимание на то, чем отличается суффикс в разных столбиках, а потом предлагаю самим сформулировать правило о правописании суффикса.

-Скажите, после каких букв в суффиксе пишется буква ч, когда щ?

-После букв д, т, з, с, ж пишется ч, в остальных случаях щ.


Закрепление изученного материала можно построить на лексико –орфографических упражнениях. Комплексность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся, причем формирование каждой из этих двух составляющих осуществляется комплексно.

Мыслительную задачу важно ставить особенно тогда, когда намечается новая тема занятий, совсем незнакомая, и учащиеся из простой ее формулировки не могут понять, что она содержит. Например, предстоит знакомство с правилом «Правописание приставок пре -, при — ». На доске записаны слова

приступить – преступить

прибывать – пребывать.


Предлагаю учащимся произнести эти слова. Они убеждаются, что произношение приставок одинаково. Поэтому опереться на произношение при их написании мы не можем. Учащиеся понимают, что в них легко допустить ошибку. Им интересно узнать правило, когда писать приставку при —, а когда пре —. Анализируя слова, ребята приходят к выводу, что условия выбора приставки связаны с различением смысла. На последующих примерах делается вывод, что обозначает приставка пре -, при -.

Иногда строю занятие таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. Такой приём использую, например, на уроке, где изучаем разносклоняемые, несклоняемые имена существительных.

Сначала вспоминаем, какие имена существительные относятся к 1, 2 и 3 склонениям, какие окончания они имеют, изменяясь по падежам. Затем предлагаю просклонять слово «путь». Они могут отнести слово ко 2 склонению по мужскому роду и нулевому окончанию, могут к 3 склонению, так как в родительном, дательном, предложном падежах оно имеет окончание «и». Опровергаю эти объяснения, показываю, что у слова «путь»

обнаруживаются признаки разных склонений. Таким является не только «путь», но и десять существительных среднего рода, оканчивающихся на — мя. Все они имеют окончания разных склонений и поэтому называются разносклоняемыми. Такова тема урока.

Владение орфографически-грамотным письмом сегодня рассматривается как показатель речевого развития школьников. «Поскольку успехи в овладении правописанием зависят от общеречевого развития учащихся, необходимо на каждом уроке сочетать грамматические задачи с элементами речевой деятельности». (М.М. Разумовская). Таким образом, развитие орфографической грамотности возможно только в результате целенаправленного развития всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, письмо). Обучение орфографии в школе – это планомерная систематическая работа по:

— усвоению орфографических понятий, призванному обеспечить прочное формирование навыков грамотного письма;

— усвоению норм правописания на основе выявления и систематизации того языкового содержания, которое составляет базисную сущность каждого орфографического правила;

— расширению словарного запаса учащихся;

— обогащению грамматического строя речи;

— совершенствованию всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Усвоение умений и навыков достигается разнообразными упражнениями, постепенно усложняющимися.

1 группа упражнений, которые нацелены на отработку языковой содержательной сущности каждого орфографического правила. Эти упражнения составляют основу первых уроков по закреплению каждого вновь изученного правила. С первых упражнений демонстрирую ученикам образцы выполнения, идёт отработка правила.

Например, правописание безударной гласной в корне слова.

— Что мы должны сделать, чтобы выделить орфограмму? – задаю вопрос, и строим с учениками алгоритм рассуждения:



1. Выделить корень подбор однокоренного слова,

изменение слова

Деревья – дерево, ночной – ночь.


2. Поставить ударение.

Деревья, ночной.


3. Подчеркнуть безударную гласную.

Деревья, ночной.

Сначала правило отрабатывается на словах, словосочетаниях, затем в предложении. С 5 класса требую, если в упражнении есть пропущенные буквы, орфограмма должна быть выделена.

Современные условия развития образования, его гуманизация и гуманитаризация выдвинули на первый план понятие «личности» ученика, деятельность же педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в нем возможностей. Новые концепции современного литературного и языкового образования школьников, представленные в различных программах, ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становление творческой самостоятельности. Одним из эффективных направлений своей работы считаю работу по развитию речи, направленную на формирование и совершенствование письменной и устной речи. С 5 класса формирую общие коммуникативные умения, как-то:

— умение раскрывать тему и основную мысль текста (осмысливать объем и границы темы, вычленять основную мысль и подчинять все этой мысли);

— умение собирать и систематизировать материал, делать рабочие заготовки (конспектировать, выписывать, правильно цитировать, аннотировать). Это предполагает составление плана, набросков, подготовку рабочих материалов, написание тезисов;

— умение строить высказывание в определенной композиционной форме (повествование, описание, рассуждение).

Чтобы повысить интерес учащихся к этим занятиям, связываю их с опытом детей. Даю сочинения на темы, близкие ученикам. Так они с восхищением рассказывают о поездке в гости, походе в лес, на рыбалку, сенокос, описывают процесс труда, любимую игрушку, место работы родителей, «ведут в гости» в свою комнату.

5 класс.

Например, после урока «Основная мысль текста», где работаем с текстом упражнения 113 «Интересная встреча», дети пишут сочинения.

основная тема

мысль

(приложение № 2)


В учебнике много упражнений, по которым организую работу по развитию речи. Так упражнение 63 предлагает отделить тексты друг от друга и доказать это.

— А почему эту запись нельзя назвать текстом? — задаю ребятам вопрос. И тогда они говорят, что здесь рассказывается о разном. Так вводится понятие темы текста, о чем повествуется в тексте.

— А о чем этот текст?

— О сумерках,- отвечают ученики.


Уточняю, понимают ли дети, что обозначает слово «сумерки», смотрим, как образовано данное слово : сумерки – от слова меркнуть, терять яркость, смеркаться. А потом наблюдаем по тексту, как меняется природа с наступлением темноты. Так отрабатывается последовательность предложений в тексте:

1 вечерело 2 сгущались 3 робко проступали 4 сливались.

Такая работа дает « задел» на будущее. Когда начинаем изучать тему « Как связать предложения в тексте», ребята легко делают вывод, что предложения в тексте связаны (соединены) как цепочка. Остается лишь сделать вывод, что такая связь называется цепной и доказать еще раз это на примере.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей.

Находим, при помощи каких слов соединены предложения. Получается запись:

1 посреди парка 2 парк каналами 3 над каналами …

Вывод: предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся слов.

Дальнейшее наблюдения над текстами помогает увидеть, что предложение могут сцепляться при помощи однокоренных слов и заменой существительного местоимением. Затем ребята составляют свои тексты.


Например.

Когда мы с мамой ходили по магазинам в поисках подарков к Новому году, мне понравилась игрушка. Это была кошка. Я остановилась около её симпатичной мордашки.

Кошка сделана в натуральную величину и выглядела как настоящая. У неё красивая мордочка с добрыми глазками….

/ Музыка А./.

Другой текст ставит перед детьми новую задачу:

«Покажите, как связаны предложения в тексте?»

Убеждаемся, что цепочки нет, а все предложения распространяют и

поясняют первое предложение. Схема:

[1 ]

параллельная

связь

[2 ] [3 ] [4 ]


(Тексты П. Шаповалова «Отчего так опустело небо?»… и Г. Скребицкого «Наступила поздняя осень»…)

Когда ученик видит, для чего он производит сложную учебную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес, а чтобы сохранить интерес, нужно убедить в том, что без этих занятий нельзя ответить на поставленный вопрос, так как имеющихся знаний недостаточно.

Преподавание родного языка даёт богатейший материал для нравственного воспитания. Уроки развития речи формируют у школьников бережное отношение к слову, к национальной культуре, к традициям и такие нравственные качества, как патриотизм, чувство долга, чести, порядочность, чувство красоты. « Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры », — писал Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном ».

К урокам развития речи обычно относятся уроки, посвящаемые подготовке к написанию учащимися различных видов изложений и сочинений. Исключительно важное место среди разных видов работ по развитию речи занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика. По сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношения к жизни. Сочинения, по мнению М. А. Рыбниковой, не только средство развития личности, но и «в какой-то мере самопознания». Сочинение – это такой вид учебной работы, когда учащиеся самостоятельно составляют связные высказывания в соответствии с содержанием и идейной направленностью определенной темы.

Считаю очень важным развивать в детях наблюдательность, желание увидеть, что окружает нас, как меняется мир, природа в разное время года. Где-то прочитала о праздниках природы, и придумали праздники: «Осенняя пора! Очей очарование!», «Первая зелень», «Первый снег». Времени это занимает немного: на уроке или предлагаю написать, что изменилось сегодня (такие изменения хорошо заметны весной), или продолжить текст по началу. (приложение №3)

Ребятам нравится такая работа, они даже соревнуются между собой. И оценки не боятся, потому что каждый видит что-то свое, описывает свои ощущения, и гордятся, когда их работу читаю в классе: он увидел то, что другие не заметили.

« Осенняя пора! Очей очарование!»


Осень. Тихо и незаметно вступила осень в свои права. Опустели поля, собран урожай на огородах. Не греют землю лучи осеннего солнца.

В золотой наряд оделась природа на свой прощальный бал. Заалели ягоды рябины, рубинами сверкают грозди калины. Красные бусины клюквы рассыпались по зеленому ковру мха.

Дует холодный ветер, и закружились в последнем танце багряные листья осин, желтые листочки берез, коричневые тополей. Только сосны и ели строги в своем изумрудном наряде. Величественна и печальна природа!

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увядания,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страдания.

(Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»)

(Ищенко Св.)

Наблюдения за природой помогают организовать и упражнения в учебнике. Так при изучении темы «Имя прилагательное», говоря о текстообразующей роли этой части речи, предлагаются упражнения, где необходимо вставить в текст пропущенные слова (упражнение 566); прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня (упражнение 575).

— Весна, но холодно. Погода ненастная. Небо серое, и нигде нет солнечного лучика. Из кучных облаков падает то снег, то дождь. Дует порывистый ветер и раскачивает голые ветви деревьев. Везде лужи мутной воды и грязные сугробы снега. И все-таки на душе радостно, потому что весна наступила.

Потом ученикам предлагаю изменить тему текста и описать солнечный день, понаблюдать, что изменится в тексте. На основе формулировки темы определяем основную мысль, которая подчеркивается в названии. Значит, нужно суметь передать радостное настроение человека от солнечного дня. И в этом случае не следует упоминать о ненастье, о порывистом ветре. К такому выводу приходим в процессе обсуждения.

— Ранняя весна, а уже тепло. Погода чудесная. Небо ясное, лазурное. Ярко светит солнце. Воздух прозрачный, чистый. Дует легкий ветерок и слегка колышет еще голые ветви деревьев. Повсюду текут ручейки, и даже самые большие сугробы заметно уменьшаются. На душе легко, потому что наступила весна.

(Семушина Ж.).

В упражнении 574 предлагается описать сегодняшний день, составить предложения, чтобы получился связный текст. Вновь, уже самостоятельно, отрабатывается схема текста. К этой схеме подходим постепенно, шаг за шагом изучая особенности текста.


Текст — ряд предложений — связаны

Тема цепная параллельная


Основная мысль связь связь

Заглавие.

Такая работа учит ребят и технике написания сочинения и совершенствует умение мыслить. Наблюдение за природой: небом, растениями, животными, птицами – вызывает у школьников восхищение, формирует бережное отношение к окружающему миру, воспитывает чувство доброты, милосердия. Они вырабатывают собственную нравственную позицию.

С особым интересом рассказывают пятиклассники о своих домашних любимцах. Такие уроки проходят под девизом: « Ты в ответе за тех, кого приручил». ( С произведением А. Экзюпери « Маленький принц» знакомимся на уроках литературы.) (приложение № 4)

Равнодушных здесь нет. При анализе сочинений стараюсь отметить каждого ученика: некоторые работы читаю полностью, из других зачитываю повадки животных, из третьих – « необычное» предложение.

Особую роль на уроке играет натуральная наглядность. Например, описание игрушки начинаем с их показа. Дети приносят игрушки, показывают, рассказывают, почему эта игрушка любимая. Живописуя, прибегают к сравнениям, вводят сложные предложения, по-разному конструируют предложения в тексте. Ребята помогают друг другу, подбирают нужные слова, после этого составляют свои тексты. (приложение № 5)

Меня в таких работах прежде всего привлекает открытость детей, их искренность, любое живое слово. Такие дети и в жизни неравнодушные, честные, для них важнее сказать свое, чем списать. Взрослея, они не теряют умения сопереживать, огорчаться и радоваться, заботиться об окружающих. Всячески поощряю индивидуальную манеру изложения материала, стремление самостоятельно оценивать факты, явления, события, которые находят отражение в сочинениях.

Когда предстоит описывать интерьер, ход работы уже другой. При описании помещения ребята сначала самостоятельно собирают материал. Ход подготовки учащимися рабочих материалов контролирую на отдельных уроках и в процессе индивидуальных бесед во внеурочное время. В случае необходимости в работы вносятся коррективы, оказывается своевременная помощь в сборе материала. Когда сочинения написаны, мы «отправляемся на экскурсию» в различные учреждения города.(приложение 6)

Во время разбора сочинений школьники оценивают не только правильность содержания, последовательность, точность и полноту изложения, но и язык, грамматические средства, которыми пользуется автор, чтобы выразить свои мысли.

Итак, в процессе работы над сочинениями учащимися усваиваются речевые умения:

  1. умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, раскрывать тему сочинения;

  2. умение подчинять свое сочинение основной мысли;

  3. умение собирать материал для сочинения;

  4. умение систематизировать материал;

  5. умение строить сочинение в определенной композиционной форме;

  6. умение правильно выражать свои мысли;

  7. умение исправлять, переделывать написанное.

Все данные умения, кроме последнего, отрабатываются на уроках развития речи. В связи с этим типологическая схема урока обучающего сочинения представлена в следующем виде:

  1. сообщение цели урока;

  2. вступительная беседа о теме и основной мысли сочинения;

  3. определение жанра и стиля сочинения;

  4. анализ и корректирование материала или собирание материалов к сочинению;

  5. составление плана;

  6. подбор рабочих материалов, языковая подготовка:

а) словарная работа;

б) работа над образными средствами языка;

в) выбор синтаксических конструкций;

г) орфографическая и пунктуационная подготовка;

7 написание чернового варианта;

8 подготовка белового варианта.

Такая схема урока дается Б. Т. Пановым в книге « Типы и структура уроков русского языка». ( М., « Просвещение», 1986 г.). Возможны изменения схемы.

Современный этап в сфере языкового образования характеризуется ориентацией не только на речевое развитие учащихся, но и приобщением их к национальной культуре. Одним из эффективных средств приобщения школьников к национальной культуре является использование на уроках русского языка произведений живописи – достоверного источника информации о быте и культуре народа.

Картина, как текст, выполняет функцию трансляции культуры, обладает способностью хранить информацию, представляет собой единое композиционное целое, имеет свой язык и высокий познавательно — воспитательный потенциал, несет эмоционально- эстетический заряд.

Моя задача – пробудить воображение и фантазию школьников, ориентировать их на выражение собственного отношения к картине, поощрять поиск необходимых слов и языковых средств образного воплощения в процессе написания сочинения. Этому способствуют система уроков- описаний картины и их структура, предусматривающая следующие компоненты:

— создание культуроведческого фона урока путем представления репродукций произведений живописи;

— рассматривание картины и осмысление ее как текста, несущего определенную информацию;

— рассказ учителя о художнике, об истории создания картины;

— беседа по картине: конкретизация замысла художника, характеристика предметов, изображенных на полотне, выявление авторской позиции и выражение собственного отношения к картине;

— собирание и систематизация материалов;

— создание текстовых фрагментов;

— составление плана предстоящего сочинения;

— редактирование, совершенствование написанного.


В 5 классе, начиная работу по обучению написанию сочинений по картине, провожу вводный урок « Поэзия акварели», на котором знакомлю с основными понятиями по теме, рассказываю, что обозначают краски, о чем они говорят. В классе оформляю выставку репродукций картин художников.

Фрагмент урока.


Слово учителя. Сегодня мы с вами идем на экскурсию в картинную галерею. Посмотрите на картины внимательно. Какие вам понравились? Почему?

Дети высказывают своё мнение: одним нравятся картины, написанные яркими красками, другие обращают внимание на расположение всех предметов, третьи говорят о чувствах, которые они испытывают, глядя на ту или иную картину. Обобщая высказывания ребят, подвожу итог:

«Рассматривая картину, мы стремимся понять замысел художника, пробуем словами передать чувства его. Наша задача – научится видеть картину, рассказать, что и как изображено на ней.

Последнее предложение дети записывают в тетрадь. Далее отталкиваемся от вопроса:

«Что значит видеть картину?». Работаем по кругу цветовой гаммы. После беседы – запись в тетради.

    1. Картину пишут красками



теплые тона холодные тона

красные голубой

оранжевый синий

жёлтый фиолетовый

зелёный пурпурный.


Затем наблюдаем, как меняются цвета в зависимости оттого, на каком фоне они изображены. В результате данной работы приходим к выводу: они и тот же цвет на разных тонах воспринимаются по – разному. Тёплые тона на холодном выглядят ярче.

    1. Картину пишет художник. (Работаем со специальными

словами.)

холст автор

полотно мастер

произведения

живописи

Картина написана, художник изобразил, на картине изображено, картина посвящена.



На последующих уроках, когда описываем картины, отрабатываем данный материал.

Например, после рассмотрения картин Аркадия Александровича Пластова говорю ребятам:

— Один из критиков сказал о картинах этого художника: «Они пронизаны солнечной радостью жизни ». Докажите это.

И ученики сразу обращают внимание на « теплые » краски, которые использует автор. На последующих уроках при описании картин вводятся новые понятия.

Работая с картиной А.А. Пластова «Летом», ввожу понятие «тема картины»;

рассматривая картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка», обращаю внимание на композицию картины как средство выражения идеи, роль деталей. Отрабатываем понятия «центр картины», «передний и задний планы». Чтобы пятиклассникам было легче это понять, показываю картины других художников: Ткачева «Дети мира», И. Грабаря «Февральская лазурь».


Таким образом, ребенок не только объект обучения, он принимает на себя и роль субъекта этого процесса, а это дает возможность повысить интерес к урокам русского языка, улучшить орфографическую грамотность, развивать его устную речь и повышать общий интеллектуальный уровень.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой оно далеко не уйдет».





































Список литературы

  1. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.

  2. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: — Просвещение, 1968 -273с.

  3. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.

  4. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. — М., 1981.

  5. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979-349 с.

  6. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

  7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

  8. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-114с.

  9. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.:Просвещение, 1985.-241с.

  10. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом — 2002- № 2- C. 66-68

  11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.


Свежие документы:  Урок на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: