Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№8 г. Петровска Саратовской области»
Дидактический материал по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе (ГИА 2012)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сторожева Татьяна Юрьевна
Г. Петровск
2011
Цель работы: методическая помощь при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года
Основные задачи:
Изучение примерного шаблона сочинений;
закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические явления в тексте;
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012
Структура сочинения-рассуждения может выглядеть примерно так.
Первый абзац – это вступление. Второй абзац – это аргумент на лексическое явление.
Третий – четвёртый абзацы можно использовать (по выбору) для подтверждения грамматического явления.
Пятый – заключение сочинения-рассуждения.
Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». И это действительно так. Попробуем разобраться в этом.
Словарь – это лексическое богатство языка. И русский язык в этом плане необычайно богат. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов и т.д. Так, например, в предложении___ (Задание выполняется на материале задания В1) используется слово_________________, которое имеет синонимы__________________. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, оно позволило ему более точно передать то, о чём он думает, именно это слово передаёт его ________________, т.е. мы видим «о чём думает» герой этого текста.
Лингвистический минимум для комментирования примеров:
— как выразительное средство создания контраста | |
Диалектизмы | — для реалистического изображения быта, т.е. создания «местного колорита»; — для речевой характеристики действующих лиц; — в.качестве средства выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности |
Метафора | — для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом |
Неологизмы | — для создания оттенка необычности, новизны |
Профессионализмы | — в широком понимании — показатель образованности в определенной сфере, в узком — уместность употребления как уровень культуры |
Синонимы | две функции: идеографическая и стилистическая — идеографические синонимы различаются оттенками значений; стилистические -сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда |
Стилистически окрашенные слова | выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические) |
Термины | — несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы |
Фразеологизмы | — для придания высказыванию выразительности; — для создания образности |
Эмоционально-окрашенные слова | — для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д. |
А в предложении____ есть (обособленные обстоятельства, определения, однородные члены, вводные слова – лучше использовать примеры, которые приводятся в заданиях второй части, это облегчит и подготовку учащихся к написанию сочинения учащимися). Уберём его из текста, и предложение будет не таким понятным, мы уже не увидим, что происходит с героями (как герои относятся к происходящему). То есть, грамматика позволяет более полно передать, как думают люди, помогает сделать их мысли, написанные на бумаге или произнесённые, более понятными, доступными, яркими.
Лингвистический минимум для комментирования примеров:
— выражают отношение говорящего к высказываемому; — эмоциональная оценка сообщаемого; — указание на экспрессивный характер высказывания; — указание на последовательность изложения; — указание на способ оформления мыслей; — призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта и др. | |
Вопросительные предложения | — служат собственно вопросом, вопросом-размышлением; — подчеркивают нужную мысль; — выражают предположение; — являются эмоциональным откликом на ситуацию |
Восклицание | — выражение сильного чувства, волнения; — выражение отношения автора (возмущение, ирония) — выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов) |
Вставная конструкция | смысловая емкость, реализующая: — дополнительное пояснение, уточнение; — поправку, оговорку; — попутное замечание; -добавочное сведение |
Восклицание | — выражение сильного чувства, волнения; — выражение отношения автора (возмущение, ирония) — выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов) |
Вставная конструкция | смысловая емкость, реализующая: — дополнительное пояснение, уточнение; — поправку, оговорку; — попутное замечание; -добавочное сведение |
Деепричастие и деепричастные обороты | — для выражения краткости и динамичности |
Инверсия | — для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков |
Неполные предложения | — с целью экономии языковых средств |
Обобщенно-личное предложение | — с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки |
Однородные члены (конструкции) | — показ динамики действий; — зарисовка общей картины как единого целого; — создание гаммы красок, звуков и т.д.; — создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью; — создание ритмического рисунка; — создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии |
Побудительное предложение | — для выражения волеизъявления говорящего |
Прямая речь | — дословная передача чужого высказывания; — средство характеристики говорящего; — средство создания художественного образа |
Риторический вопрос | — для привлечения внимания читателя |
Ряды однородных членов | — для создания своеобразного ритмического рисунка текста |
Цитирование | — в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности |
Падеж, число, род, спряжение, лицо – это всё категории грамматики. Именно они позволяют соединить слова в предложения. Чем распространённее предложение, тем понятнее информация и мысли, которые хочет донести говорящий или пишущий до окружающих. Возьмём для эксперимента предложение_______ и поставим все слова в начальную форму:____________________. Вам понятно, о чём идёт речь? Думаю, нет, ведь это просто набор слов.
Как видим, и лексика, и грамматика позволяют нам более точно передать наши мысли, делая их в устной и письменной речи понятными и доступными окружающим.
Список использованной литературы
Контрольные измерительные материалы (КИМ) государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) 2012 года по русскому языку Сайт ФИПИ — https://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методическое пособие. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004