Дидактический материал по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе (ГИА 2012)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№8 г. Петровска Саратовской области»











Дидактический материал по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе (ГИА 2012)









подготовила

учитель русского языка и литературы

Сторожева Татьяна Юрьевна









Г. Петровск

2011






Цель работы: методическая помощь при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года

Основные задачи:

  • Изучение примерного шаблона сочинений;

  • закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические явления в тексте;

  • подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012



Структура сочинения-рассуждения может выглядеть примерно так.

Первый абзац – это вступление. Второй абзац – это аргумент на лексическое явление.

Третий – четвёртый абзацы можно использовать (по выбору) для подтверждения грамматического явления.

Пятый – заключение сочинения-рассуждения.

Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». И это действительно так. Попробуем разобраться в этом.

Словарь – это лексическое богатство языка. И русский язык в этом плане необычайно богат. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов и т.д. Так, например, в предложении___ (Задание выполняется на материале задания В1) используется слово_________________, которое имеет синонимы__________________. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, оно позволило ему более точно передать то, о чём он думает, именно это слово передаёт его ________________, т.е. мы видим «о чём думает» герой этого текста.

Лингвистический минимум для комментирования примеров:

Антонимы

— как выразительное средство создания контраста

Диалектизмы

— для реалистического изображения быта, т.е. создания «местного колорита»;

— для речевой характеристики действующих лиц;

— в.качестве средства выразительности для передачи особенностей речи жителей опре­деленной местности

Метафора

— для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языко­вых средств, когда о многом можно сказать одним словом

Неологизмы

— для создания оттенка необычности, новиз­ны

Профессиона­лизмы

— в широком понимании — показатель об­разованности в определенной сфере, в уз­ком — уместность употребления как уро­вень культуры

Синонимы

две функции: идеографическая и стили­стическая

— идеографические синонимы различаются оттенками значений; стилистические -сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда

Стилистически

окрашенные слова

выражают отношение к слову (разговор­ные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические)

Термины

— несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические едини­цы

Фразеологизмы

— для придания высказыванию вырази­тельности;

— для создания образности

Эмоционально-окрашенные слова

— для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д.



А в предложении____ есть (обособленные обстоятельства, определения, однородные члены, вводные слова – лучше использовать примеры, которые приводятся в заданиях второй части, это облегчит и подготовку учащихся к написанию сочинения учащимися). Уберём его из текста, и предложение будет не таким понятным, мы уже не увидим, что происходит с героями (как герои относятся к происходящему). То есть, грамматика позволяет более полно передать, как думают люди, помогает сделать их мысли, написанные на бумаге или произнесённые, более понятными, доступными, яркими.

Лингвистический минимум для комментирования примеров:

Вводные слова

— выражают отношение говорящего к вы­сказываемому;

— эмоциональная оценка сообщаемого;

— указание на экспрессивный характер высказывания;

— указание на последовательность изложе­ния;

— указание на способ оформления мыслей;

— призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта и др.

Вопросительные предложения

— служат собственно вопросом, вопросом-размышлением;

— подчеркивают нужную мысль;

— выражают предположение;

— являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

— выражение сильного чувства, волнения;

— выражение отношения автора (возмуще­ние, ирония)

— выражение эмоциональной прерывисто­сти речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)

Вставная конст­рукция

смысловая емкость, реализующая:

— дополнительное пояснение, уточнение;

— поправку, оговорку;

— попутное замечание; -добавочное сведение

Восклицание

— выражение сильного чувства, волнения;

— выражение отношения автора (возмуще­ние, ирония)

— выражение эмоциональной прерывисто­сти речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)

Вставная конст­рукция

смысловая емкость, реализующая:

— дополнительное пояснение, уточнение;

— поправку, оговорку;

— попутное замечание; -добавочное сведение

Деепричастие и деепричаст­ные обороты

— для выражения краткости и динамичности

Инверсия

— для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Неполные предложения

— с целью экономии языковых средств

Обобщенно-личное пред­ложение

— с целью образного выражения общих су­ждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки

Однородные члены (конст­рукции)

— показ динамики действий;

— зарисовка общей картины как единого це­лого;

— создание гаммы красок, звуков и т.д.;

— создание ряда эпитетов, обладающих экс­прессивностью, живописностью;

— создание ритмического рисунка;

— создание выразительной смысловой соот­несенности и своеобразной симметрии

Побудительное предложение

— для выражения волеизъявления говоря­щего

Прямая речь

— дословная передача чужого высказыва­ния;

— средство характеристики говорящего;

— средство создания художественного об­раза

Риторический вопрос

— для привлечения внимания читателя

Ряды однород­ных членов

— для создания своеобразного ритмическо­го рисунка текста

Цитирование

— в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности



Падеж, число, род, спряжение, лицо – это всё категории грамматики. Именно они позволяют соединить слова в предложения. Чем распространённее предложение, тем понятнее информация и мысли, которые хочет донести говорящий или пишущий до окружающих. Возьмём для эксперимента предложение_______ и поставим все слова в начальную форму:____________________. Вам понятно, о чём идёт речь? Думаю, нет, ведь это просто набор слов.

Как видим, и лексика, и грамматика позволяют нам более точно передать наши мысли, делая их в устной и письменной речи понятными и доступными окружающим.



Список использованной литературы


  1. Контрольные измерительные материалы (КИМ) государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) 2012 года по русскому языку Сайт ФИПИ — https://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html

  2. Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методическое пособие. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004





Свежие документы:  Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: