МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Статья
«Дифференцированное обучение
как средство воспитания
интереса к урокам
русского языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2010
Содержание
Дифференцированное обучение на уроках русского языкаж.
Критерии деления класса на группы.
Реализация творческих возможностей всех учащихся в условиях дифференцированного подхода.
Задания для дифференцированного обучения.
Схема урока дифференцированного обучения.
Положительные результаты.
Результативность.
1. Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.
Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, иногда с задержкой умственного развития. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Согласимся с известным психологом Н.А.Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников». 1
Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
— уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках лбычной программы (не секрет, например, что в первый класс приходят более 50 % детей с отклонениями от нормы в психосоматическом развитии);
— решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
— становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
2. Критерии деления класса на группы
Еше К.Д.Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение». 2
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:
— как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
— как методически правильно построить урок;
— как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;
— как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
— исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).
Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высокими — средними — низкими учебными возможностями.
Критериями деления учащихся на группы являются:
— объем имеющихся знаний;
— культура умственного труда;
— уровень познавательной активности;
— способность к абстрактному мышлению;
— умение анализировать и обощать;
— утомляемость от интеллектуальной деятельности;
— уровень самостоятельности;
— уровень работоспособности (желание и умение учиться).
Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению. А низкая работоспособность может свести на нет высокий интеллектуальный багаж ученика.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.
Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
3. Реализация творческих возможностей всех учащихся в условиях дифференцированного подхода
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.
Например:
1) составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному материалу;
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
5) работа с дополнительной литературой;
6) проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
7) выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;
8) работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З.И.Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.3
Проблема преодоления неуспеваемости — это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам неодходимы опорные схемы, таблицы. В классе, где проходят занятия, обязательно должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме. На партах — различные словари и «папка-помощница».
Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задания на карточке.
Образец карточки-задания:
Наступление весны.
Зима к..нчает(?)ся, начинает(?) весна. День становит(?)ся светлее,воздух теплее. Дневн.. со..це руш..т снежн.. крепости.
Зима (не) (з,с)дает(?)ся без боя. Ночью моро(з,с) заковывает землю. Утром вверху бл..стит солнце а на бел.. земле по..вляю(т,ть)ся син.. тени от д..ревьев. У д..мов шумят вороб..и и под крыш..й соб..раю(т,ть)ся голуби.
Зв..нят в лесу синицы громко барабан..т дятлы. Зимн.. гости ул..тают на север а с юга уже л..тят грачи жаворонки.
Купаю(т,ть)ся воробьи отмывают зимн.. грязь. Р..стет весенний шум.
Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, поэтому и у учеников, и у учителя может сложиться впечатление, что никаких успехов в процессе обучения достигнуто не было, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаю опорные карточки, так как им требуются зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.
Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий:
— учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые строны;
— ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;
— в классе есть коллектив;
— свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
4. Задания для дифференцированного обучения
Цель работы учителя — обучить каждого ученика. Достичь цели помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степении самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя — довести их до уровня средних, поэтому работа организуется так, чтобы степень самостоятельности учащихся возраcтала, а помощь учителя снижалась. Сильные же ученики нуждаются в заданиях повышенной сложности, которые позволяют максимально развить и реализовать максимальные возможности каждого.
Приведу примеры заданий для разных групп учащихся.
Тема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
(V класс)
I. а) Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.
б) Найдите лишнее слово:
гвоздика, гвоздь, пригвоздить;
шестой, шесты, шестнадцать;
подарок, дарит дарим;
справа, правильный, правильного.
II. Выпишите из текста однокоренные слова и формы одного и того же слова:
Зимой, раскопав снег, можно найти зеленые веточки с листочками и красными ягодками. Это брусника. Брусника – вечнозеленое растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остается зеленым. И ягодки под стать листочкам красивые, как осенью.
III. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Тема «Буквы з и с на конце приставок»
I. Найдите лишнее слово:
низкий, низвергать, ниспадать;
расчет, растут, раздать;
сжать, здание, здравница;
воззвание, восстание, восток.
II. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.
Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.
III. Вставьте буквы, графически объясните их написание.
Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, и..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать.
Тема «Буквы е – о после щипящих» (VII класс)
I. а) Составьте текст, используя в нем слова с буквами е и о после щипящих в разных частях речи и морфемах.
II. б)Составьте текст, в котором необходимо выбрать правильное написание слов с буквами е и о после щипящих.
Вставьте пропущенные буквы; сгруппируйте слова разными способами.
Береж..т, снеж..к, галч..нок, с мяч..м, реш..нный, беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь, ж..нглер, чарующ.., ш..рох, освещ..нный, больш..го, ш..в, овраж..к, плюш..вый, еж..вый, ш..колад, ноч..вка, ож..г руку, стаж..р, чащ..ба.
III. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
Ч..рный, стереж..т, сж..ванный, щ..лочь, сильный ож..г, плащ..м, руч..нка, ш..ссе, с товарищ..м, свеж..го (хлеба), больш..й, кипяч..ное молоко, парч..вый капюш..н, груш..вый, лапш..й, расч..ска, полуш..пот.
Домашние задания
Тема «Фразеология. Культура речи»
(VI класс)
I. Подберите антонимы к фразеологическим оборотам: давать волю языку (держать язык за зубами); засучив рукова (спустя рукова); повесить нос (воспрянуть духом); за тридевять земель (рукой подать).
II. а) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам: кот наплакал; висеть на телефоне; звезда первой величины; развесить уши.
б) Составьте два простых предложения, употребив в них фразеологические обороты.
III. а) Найдите в толковых словарях фразеологизмы, в которых говорится о голове или о глазах.
б) Подберите фразеологические обороты, в которых встречаются географические названия; имена собственные.
Тема «Безударные гласные в корнях с чередованием»
I. а) Найдите лишнее слово:
к..снуться, прик..саться, к..согор;
р..стет, р..сток, р..сторговать;
прил..жить, сл..жный, прил..гательное;
г..ра, г..реть, заг..релый;
зап..реть, расст..лает, м..рить (друзей).
б) Составьте три простых предложения, употребив слова с чередующимися гласными в корне; подчеркните грамматические основы.
II.Составьте текст «Правописание корней с чередованием гласных а – о».
III. Выполните упражнение из учебника.
К урокам д и а г н о с т и к и з н а н и й подбираются задания разных уровней с учетом подготовленности ребят, их развития. Задания первого уровня требуют воспроизведения материала; второго — направлены на применение знаний и умений в новой ситуации; задания третьего уровня рассчитаны на учеников, проявляющих самостоятельность.
Тема «Лексика» (VI класс)
I у р о в е н ь:
1) Распределите слова по группам: в первую группу выпишите заимствованные слова, во вторую – устаревшие.
Император, караван, километр, конка, кольраби,акварель. приказчик, праздник, светлица, роскошь, биография, лапоть,гамма, грузовик.
2) Приведите примеры профессиональных слов. К одному из слов сделайте словарную помету.
3) Подберите синонимы к словам темнота, страна, пурга и антонимы к словам вспыльчивый, свежий, ночной.
II у р о в е н ь
1) Найдите амонимы:
скосил траву – скосил глаза;
графин из стекла – вода стекла;
клуб дыма – новый клуб;
печь пироги – русская печь;
побелил потолок – потолок картошку;
лечу зверей – лечу в Москву.
2) Подберите симонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска); мягкий (хлеб, характер); сладкое (яблоко, высказывание).
III у р о в е н ь
1) Замените словами-синонимами фразеологические обороты: носить на руках, Фома неверующий, водить за нос, в час по чайной ложке.
2) Запишите фразеологические обороты, в которых встречаются числительные или имена собственные.
3) Найдите в произведениях Н.Некрасова («Крестьянские дети»), М.Лермонтова («Бородино»), К.Симонова («Сын артиллериста») фразеологические обороты.
Тема «Имя числительное» (VI класс)
I у р о в е н ь
1) Определите, к какой части речи относятся слова двойной, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.
2) Напишите словом в указанных падежах: 15, 55, 674, 980, 840 (в Р. п., Тв. п.)
3) Запиши словами:
16 _ 1 ; 7 + 2 .
7 7 10 10
II у р о в е н ь
Составьте словосочетания, используя количественные и порядковые числительные в П. п.: 1930 (год), 200 (центнеров), 645 (граммов), 76 (груш).
III у р о в е н ь
1) Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде:
а) Из семьсот пятьдесят вычесть два;
б) По обоим сторонам дороги возвышались горы;
в) Трое подруг ехали в трамвае;
г) Стояли бидоны с девяностами литрами молока.
Тема «Предлог» (VII класс)
I у р о в е н ь
1) Запишите текст под диктовку.
2) Производные предлоги подчеркните одной чертой, непроизводные – двумя; надпишите, простые или составные эти предлоги.
3) Сделайте морфологический разбор одного из предлогов.
Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Деревья и подлесок стояли в виде зеленой стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.
Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина вдоль зеленой стены. Глазу не проникнуть дальше первого ряда деревьев. Они раскинули ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.
II у р о в н ь
Выпишите из текста производные предлоги, подберите омонимичные им части речи.
III у р о в е н ь
Составьте предложения так, чтобы слова в течение, впереди в одном предложении были самостоятельной частью речи и членом предложения, а во втором – служебной (производным предлогом).
Тема «Сложноподчиненные предложения» (IX класс)
I у р о в е н ь
1. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены):
1) По краям тропинки что вела к лесу росли цветы.
2) В ком добра нет в том правды мало.
3 ) Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд.
4) Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутнве неясные как сон.
5) Это я придумал соловья чтоб вздохнула милая моя.
6) Мы едем в ту сторону где дороги расходятся.
2. Найдите в предыдущих предложениях придаточные определительные:
А. нет Б. 1, 6 В. 2, 3 Г. 5, 6
3. Найдите предложение, в котором придаточное соит в середине предложения:
А. нет Б. 3 В. 1
4. Найдите среди записанных предложений сложноподчиненные с придаточным места (знаки препинания не проставлены):
1) Это была школа куда меня направили.
2) Я знал куда меня направили.
3) Я приехал туда куда меня направили.
4) Иди куда влечет тебя свободный ум.
II у р о в е н ь
Составьте схемы предложений, определите вид придаточного (знаки препинания не проставлены):
1) Я вошел в тамбур вагона и остался в нем чтобы когда поезд тронется посмотреть в последний раз на город.
2) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не привыкли после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать землю.
III у р о в е н ь
В каком предложении допущены пунктационные ошибки?
1) В то время как мы готовили материал экспедиции, начальник отряда договаривался с проводником.
2) Было слышно, как над полем пел жаворонок, и как вдали куковала кукушка.
3) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу о чем либо, она опять отвлечется.
4) Прости, что видимся мы редко, что время разделяет нас.
Предлагая задания различных уровней, всем учащимся даётся возможность справиться с ними, поверить в свои силы. Но это вовсе не означает, что ученик не имеет права выполнить задание другой группы (другого уровня). Если на первых порах я советую ученику, с варианта какого уровня ему следует лучше всего начинать, то в дальнейшем школьник выбирает его самостоятельно, реализуя свое право свободы выбора, сам решает, стоит ему переходить к выполнению заданий следующего уровня или же работать на прежнем.
Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения.
5. Схема урока дифференцированного обучения
На мой взгляд, схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:
1. Совместная постановка задачи.
2. Дифференцированное повторение необходимого материала.
3. Совместное изучение нового материала. (Для учащихся III группы он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком, возможно, что учащиеся I, II группы работают по учебнику, III группа – с учителем.)
4. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
6. Общая проверка усвоения материала.
7. Дифференцированное домашнее задание.
При планировании урока я, во-первых, определяю систему знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбираю тексты упражнений, определяю способы их выполнения. В-третьих, выделяю наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся. В-четвертых, продумываю пути взаимодействия групп, рациональные приемы проверки результатов.
В V – VI классах любой урок ( независимо от темы) стараюсь начать с пятиминутки чтения и орфографической разминки. Пятиминутки могут строиться по-разному: «жужжащее» чтение, «представление» прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам. Орфографическая разминка — в форме словарных диктантов по орфографическим темам (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, правописание приставок на –з (-с), приставок пре-, при- и т.д.), работа с деформированным текстом, тексовые диктанты.
Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.
Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.
Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под моим руководством, используя наглядно-опорные материалы.
На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.
Моя роль в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, я даю в основном общие указания о требованиях к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии.
Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя.
Дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы — на углубленное изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.
6. Положительные результаты
Критерии и показатели дифференцированного обучения.
Показатели дифференцированного обучения в начальной школе | Показатели дифференцированного обучения в подростковом возрасте | Показатели дифференцированного обучения у старшеклассников | |
Творческое отношение к учению | Желание хорошо учиться. Любовь к школе, к учителю. | Познавательные интересы; направленность, содержание, устойчивость, умение учиться | Познавательная активность и творчество |
Обучаемость | Усвоение знаний в определённом темпе: высокий, средний, замедленный | Способность к усвоению теоретических, фактических данных | Познавательная самостоятельность, способность к самообразованию |
Развитие способностей | Вербальные способности, восприимчивость к информации, развитие речи | Опережающий темп развития, мышления в сфере способностей, осознанный выбор профиля обучения | Сознательный профессиональный выбор, самовоспитание способностей |
7. Результативность
Использование системы педагогической деятельности
«Дифференцированное обучение как средство развития познавательного интереса к урокам русского языка» приводит к следующим результатам:
уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Дифференцированный подход в обучении даёт результаты при превращении его в систему, но сделать это трудно, что и осложняет широкое его применение в школе.
Действительно, чтобы такой урок подготовить и провести. Учителю приходится потратить очень много сил и времени, но удовлетворение большое, результаты сказываются быстро: дети работают в полную силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету.
Библиографический список:
Беспалько, В.П. Элементы теории управления процессом обучения/ В.П.Беспалько, — М.: Просвещение, 1971. – с. 50-60
Гаськова, Н.В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе/ Н.В.Гаськова. – Улан-Удэ, 1997.- с.71-75
Денисова, Л.О. Развитие творческих способностей школьников/ Л.О.Денисова // Русский язык в школе. – 2003.- №3.-с.10-15
Малякина, Н.А. Научить каждого/ Н.А Малякина // Русский язык в школе. – 1999.- №1.-с.38-42
Парфёнова, Е.Л. Дифференцированное обучение на уроках русского языка/ Е.Л Парфёнова // Русский язык в школе. – 2005.- №3.-с.33-38
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К.Селёвко. — М.: Просвещение, 1998. – с. 80-83
Ушинский, К.Д. Методика начального обучения/ К.Д.Ушинский// Избранные произведения. — М., 1968. – с. 99-100
Шульгина, Н.П. Работа с текстом/ Н.П.шульгина// Русский язык в школе. – 2003.- №3.-с.3-10
1 Ушинский К.Д. Методика начального обучения // Избранные произведения. – М., 1968. – С.99.
2 Ушинский К.Д. Методика начального обучения // Избранные произведения. – М., 1968. – С.99.
3 См.: Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.