Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме «Повторение. Морфемика и словообразование»


Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

«Гимназия№2» имени Баки Урманче.






Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

Тема. «Повторение. Морфемика и словообразование».





подготовила учитель русского языка и литературы

высшей категории

Султанова Альмира Инсафутдиновна.













г. Нижнекамск. Республика Татарстан.

2012 год.

Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в специфике ЕГЭ представлен заданием В 1, и часто выполнение его затруднительно для учащихся. Почему? Видимо, потому что изучается тема в 5 – 6 классах, когда можно дать только общее представление о словообразовательной системе русского языка и рассмотреть достаточно «прозрачные» примеры морфемного и словообразовательного анализа слов.

Знания учащихся о морфемике и словообразовании необходимо углублять и при изучении морфологии. В отсутствие системы повторения невостребованные знания просто забываются.

При подготовке к ЕГЭ необходимо тщательное повторение основных сведений по морфемике и словообразованию. На что обратить особое внимание? Вот типичные виды заданий:

  • В каком слове нет суффикса – уш — ?

  • Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

  • Какое слово неправильно разобрано по составу?

  • В каком ряду все слова имеют окончание – ий?

  • Выпишите из предложений слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

  • Из предложения 3 выпишите слово, образованное способом сложения.

На данном уроке повторению теоретического материала отводится минимум времени, в основном рассматриваются и отрабатываются умения и навыки типичных трудностей по данной теме..









Повторение. Морфемика и словообразование

Цель урока:

— продолжить работу с содержанием и типами заданий ЕГЭ с целью успешной сдачи экзамена;

  • повторить и углубить основные сведения по морфемике и словообразованию, уметь применять их на практике;

— закрепить в тренировочных упражнениях трудные случаи морфемного и словообразовательного разборов;

— научить решать задания с наименьшей затратой времени;

— повторить знания о тексте.

Оборудование:

— записи на доске;

— папки на столах для каждого ученика (с опорными таблицами, текстом, КИМами, бланками ответов № 1);

— словари: «Школьный словообразовательный словарь»

— эпиграф к уроку (на доске):

Пусть же будет успешным ваш путь

познания Слова!

Н.П.Матвеева

Ход урока.

  1. Слово учителя. Продолжаем готовиться к ЕГЭ, тема повторения: «Морфемика и словообразование». Запишем ее в тетрадях. Закрепляя и углубляя основные сведения по этому разделу языкознания, урок посвятим отработке типичных трудностей морфемного и словообразовательного анализов.

  2. Работа с текстом Н.П.Матвеевой. ( В это время у доски работают 2 ученика).

а) — Выразительно прочитайте текст;

  • Определите тему и основную мысль ( о значении родного Слова и необходимости беречь этот бесценный дар; не жалейте времени на изучение языка…)

  • Определите тип текста и стиль речи ( рассуждение – мысли о Слове…; публицистический – это сообщение; ярко выражена авторская позиция; есть побудительные и восклицательные предложения; воздействие на читателя…)


Родное Слово помогает нам жить, помогает

узнавать себя и других. Родной язык – это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни… Не случайно один из лучших писателей² XX века И.А.Бунин призывал² беречь² в меру сил « наш дар бессмертный² — речь». Поэтому не жалейте² времени на изучение² языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычно² употребленного слова, если оно встретится при чтении. Помните: усилия ваши не пропадут даром²…

Так пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!

(Н.П.Матвеева)


б) Первый ученик выполняет морфемный разбор выделенных слов из текста: писателей, призывала, беречь, бессмертный, изучение, необычно, даром, не жалейте.

в) Второй ученик – синтаксический разбор предложения (эпиграф):

Пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное, двусоставное).

г) Проверка выполнявших индивидуальные задания у доски -своеобразная языковая разминка с записью предложения-эпиграфа в тетрадях учащихся).

  1. Итак, «Пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!»

а) Начнем этот «путь» с определения «Слова», заглянем в Толковый словарь…

б) Сообщение ученицы (заранее подготовленное).

Слово – понятие многозначное, это:

  1. единица речи, понятие о предмете: «родное слово»;

  2. речь, язык: «культура слова»;

  3. высказывание; словесное выражение мысли, чувства: «Слово серебро – молчание золото»;

  4. обещание, обязательство: «сдержать свое слово»;

  5. публичное выступление, речь: «заключительное слово»;

  6. устар. литературное произведение: «Слово о полку Игореве»

  1. Беседа с учащимися и комментарий учителя по теме «Морфемика».

  1. Знаем, что в морфемике (греч. Морфе – форма) изучается состав слова, т.е. морфемы.

— для чего служат морфемы? (для образования новых слов и форм слов).;

— с чего начинается морфемный разбор и почему? ( с определения части речи, для того чтобы выяснить, изменяется слово или нет… чтобы правильно выделить основу и окончание слова…)

— значит, окончание – изменяемая часть слова, понятно. А что такое основа слова? ( в изменяемых словах часть слова без окончания и формообразующих суффиксов…)

  1. Рассмотрим типичные трудности морфемного анализа. Запишем в тетрадях:

a) Запомни формообразующие суффиксы:

  • Λ степеней сравнения прилагательных и наречий;

  • Λ глаголов прошедшего времени;

  • Λ инфинитива;

  • Λ причастий и деепричастий;

  • Λ глаголов повелительного наклонения.

б) Различай нулевое окончание и отсутствие окончания. Рассмотрим таблицу и дополним ее своими примерами неизменяемых частей речи: наречие, деепричастие, сравнительная степень, несклоняемые сущ., инфинитив, служебные части речи, категория состояния: везде, красиво; учась, написав; смелее, белее; пальто, шимпанзе; учиться, писать; хорошо, весело; ага, чтобы – в них нет ٱ.

Нулевое окончание может стать материально выраженным при изменении слова: лес — лесом

в) Будь внимательным при разграничении омонимичных морфем.

Запишем и выделим такие морфемы:

  • по новому мосту — сделать по-новому

  • небо светло и прекрасно — здесь светло;

  • гордился своим даром – не пропадут даром.

(разграничение морфем опирается на различение частей речи).

г) Помни о словоформах, оканчивающихся на – ей, — ий (запись на доске и в тетрадях):

друзей — писателей (в тексте)

волчий — лучший (в тексте)







ДА НЕТ


Он входит в основу Он входит в окончание


друзейٱ — друзјям писателей — писателями

волчийٱ — волчјему лучший — лучшего

д) Учти, в этих словах есть суффикс – ј – ( это можно вынести на факультатив):

ворон — воронье (-ј— о) – суффикс со значением собирательности;

плясун — плясунья ( —ј— а) – суффикс со значением лица женского пола;

зимовать – зимовье (-ј— э) – суффикс со значением места действия;

стул – стулья ( —ј— а) – суффикс со значением множественного числа.

  1. Учитель:

1) Следующую часть урока посвятим повторению темы «Словообразование». Главный источник появления новых слов в языке – словообразование. Изучая его, можно понять средства обогащения языка в целом. А словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части:

производящую основу и словообразовательную морфему. Производные слова образуются различными способами. Например, суффиксальным:

Необычно

Производная

основа

Необычный

Производящая

основа




  • 2) Работа с таблицей «Способы словообразования». Назовите способы словообразования ( читают с примерами).

Способы словообразования

Способы

Примеры

Приставочный

Важный → преважный

Суффиксальный

Жук → жучок

Приставочно-суффиксальный

Окно → подоконник

Бессуффиксный

Повторить →повтор

Сложение

Сено + косилка → сенокосилка

Переход одной части речи в другую

Прошёл мимо (наречие) →

мимо школы (предлог)


  1. Рассмотрим менее знакомые способы образования слов:

а) бессуффиксный – образование новых слов без добавления суффикса;

б) запишите под диктовку и образуйте новые слова

широкий → ширь;

глубокий → глубь;

поливать → полив;

выходить → выход.

(таким способом чаще всего образуются существительные от глаголов и прилагательных).

в) переход слов из одной части речи в другую (пример из таблицы)

г) сложные случаи (с комментарием учителя):

  • иногда наречия типа бесчувственно, безболезненно, досроч-

но ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксальному способу образования.

Помните, что обычно производящей основой для наречия является основа имени прилагательного:

бесчувственн(ый) → бесчувственно

безболезненн(ый) → безболезненно

досрочн(ый) → досрочно

Здесь суффиксальный способ образования.

— слова железобетонный, водопроводный, рыболовство ошибочно относят к способу сложения, однако это суффиксальные образования от соответствующих сложных слов:

железобетонный ← железобетон ← железо, бетон;

водопроводный ← водопровод;

рыболовство ← рыболов.

  • есть немного слов, образованных сложением основ с одновременным

присоединением суффикса:

черн(ая) смородин(а) → черносмородинный;

пили(ть) лес → лесопилка.

  • обратите внимание на слова, образованные приставочно-

суффиксальным способом:

безделје, взморје, Поволжје, перепутје

(суффикс – ј – виден только в фонетической записи).

Итак, обращение к типичным и сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, подготовит к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.

  • Проверка знаний на бланках ответов. подпишите бланк;

  • выполните задания В1 (по вариантам);

  • самопроверка.

  1. Дополнительный материал «Это интересно!» (Сообщение ученицы о выразительных средствах словообразования)

  • Я приобрел книжонку, — сказал мой собеседник и назвал фамилию по-

эта-классика.

  • Почему вы говорите так пренебрежительно, — возмутился я.

  • Что вы, но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, — ответил

собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

-Какая же разница в значении слов книжечка и книжонка? Разница есть. «Книжечка» — уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» – пренебрежительное. Благодаря суффиксу изменилось значение слова. Это суффиксы субъективной оценки, они вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию:

  • Уменьшительно-ласкательные: -ец (морозец), -ик (столик), -ишк- (братишка), -к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик (колокольчик), -еньк- (синенький);

  • Увеличительно-неодобрительные: -ищ- (домище), -онк- (шапчонка).


В устной речи встречаются и стилистически неоправданные случаи употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мать гладила малыша по головке (норма).

Не делайте свою речь чересчур «ласковой», это вредная привычка. Исправьте данные предложения:

  • Два билетика, прошу вас!

  • Будьте любезны, подайте два салатика и две сосисочки.

  • Мне справочку заверьте, пожалуйста!

  • Простите, номерочек не подскажете?

  • Ну как, клопики не закусали?

Учитель: «Пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!»


  1. Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Решить 10 вариантов В 1 – базовый уровень для всех.

  2. Упр. 74 , параграф 17 – повышенный уровень.

  3. Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки – высокий.

Домашняя работа. (повышенный уровень)


Упражнение № 74.

Укажите ошибки в употреблении однокоренных слов, исправьте.

  1. Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. (передовых идей)

  2. С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлевых. (с исчерпывающей полнотой)

  3. Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника.

(уготован трудный путь)

  1. Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. ( издевательств)

  2. Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такую черту характера Иудушки, как лицемерие. (отметить такую черту)

  3. От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. (от самодура Дикого)

  4. На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. (вывел, придумал)

  5. Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. (провинности)

  6. Подтекст играет большую роль во всех драматических произведениях (имеет большое значение)

  7. С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. (показаны)

  8. Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга. (упрочил)


Домашняя работа. (высокий уровень)

Отрывки из текстов художественной литературы, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.


Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке… Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие… Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки… Она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

(И.А.Гончаров. «Обломов»)

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горели бы у нас не свечка, а лучинушки, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

(М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»)

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла…Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью…

(А.Н. Островский. «Гроза»)

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.

(И.С.Тургенев. «Отцы и дети»)


У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которая всегда почти лежала, свернувшись клубком, у ее ног. Пульхерия Ивановна иногда ее гладила и щекотала пальцем по ее шейке, которую балованная кошечка вытягивала как можно выше.

(Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»)

Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрагивалась где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка.

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)


Список использованной литературы


1.Греков В.Ф.,Крючков С.Е.,Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Москва. «Просвещение»,2010год.

2.Тихонов. А.П. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Москва. «Просвещение»,1995год.

3.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. Москва. «Просвещение»,1998год.

Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В., Единый государственный экзамен. Русский язык. Справочные материалы. Челябинск. «Взгляд»,2005год.

4.Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ.10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение»,2011год.

5.Матвеева Н.П.Свидетели истории народа: Наследие пращуров. Книга для учащихся 8-11классов общеобразовательных учебных заведений. Москва.«Просвещение»,1993год.


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО Тема. Коллективная работа: оформление панно – символ года «ПЕТУХ»5 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: