Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 131

г. Уссурийска Уссурийского городского округа





Конспект урока по русскому языку в 8 классе






«Однородные и неоднородные

определения»







Разработала:

учитель русского языка и литературы

Казимирова Оксана Викторовна,

1 квалификационная категория











Уссурийск, 2015 год






ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


8 класс

Цель урока: создать условия для формирования лингвистической и языковой компетенций учащихсяся через освоение знаний об однородных и неоднородных определениях; способствовать формированию умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их, что будет способствовать воспитанию у уч-ся сознательного отношения к языку как к духовной ценности.


Перед уроком на перемене показана презентация 1.


Ход урока.


Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас узнал себя на фотографиях? Нет?! А вот я во многих из них видела себя в школьные годы. Скажу вам по секрету, что в школе у меня иногда встречались «3» и «4». Более того, даже сам А.С.Пушкин был не самым первым учеником в классе. Именно поэтому я стала учителем и совершенствую своё знание языка. Сегодня предлагаю вам провести урок в форме «Разговора с языком» и создать свой журнал.


I. Презентация 2. Слайд 1. (журнал « Разговор с языком»).

Число, классная работа.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

— В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках однородных членов предложения и знаках препинания при них.


Работа с высказыванием И.С.Тургенева. Слайд 2.


  • «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

  • Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! »

И.С.Тургенев

Вопросы:

— Какое языковое явление наблюдается в 1 предложении?

— Что такое однородные члены? Докажите?

(Учащиеся называют эти признаки):

  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову.

  3. Связаны сочинительной связью, равноправны, между однородными членами можно поставить союз и.

  4. Однородные члены перечисляются.

5.Однородные члены разделяются запятой

— Какие это однородные члены? (определения)

— Что такое определение?


Раздаточный материал (лист № 1)

(Создание кластера)


Учитель: Поменяйтесь с соседом своими схемами, сравните с доской (слайд 3). Поработайте учителями, оцените с помощью оценочных листов работу соседа.

III. Стадия «Вызов». Слайд 4

Работа с цитатой А.А.Ахматовой.

«Мы сохраним тебя,

русская речь,

Великое русское слово!»

Вопросы:

— Почему нет запятой между определениями?

— Постановка перед учащимися учебной проблемы — решить, почему в предложении не поставлена запятая между определениями.

— Проверьте, соответствуют ли эти определения признакам однородности.

-Роль союза И, нет перечислительной интонации. Обозначают разные признаки.

Учитель: Определения, которые не соответствуют признакам однородности называются неоднородные.

Учитель: Как это предложение может быть связано с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока. Поставьте перед собой цели (слайды 5, 6).

  • научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;

  • научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;

Физминутка. Учитель берёт в руки 3 яблока и задаёт ребятам вопросы:

— Ребята, как вы думаете, почему я сегодня на урок пришла с яблоками? (звучат предположения).

Как яблоки могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? (звучат предположения).

Учитель: Мы с вами познакомились с высказываниями о языке А.А.Ахматовой, И.С.Тургенева, а для меня язык такой же сочный как эти яблоки.

Задание: Придумайте свои определения к яблокам и передайте фрукты соседям сзади.

Учитель записывает названные ребятами определения на доске. Данная физминутка разряжает атмосферу, вызывает улыбки, потому что прилагательные звучат разные: шарообразное, однородное, вкусное, красочное и т.д.)

IV. Стадия осмысления (работа в парах). Слайд 8.

  1. Работа с учебником (п. 189). Заполните таблицу.



Однородные определения

Неоднородные определения

1. Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету: красный, желтый шар; по форме: круглый, овальный прямоугольный стол; по размеру: маленький, большой, огромный дом), единое впечатление о предмете: раннее, свежее, тихое утро)

1. Характеризуют предмет с разных сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес, наш любимый учитель)

2.Непосредственно относятся к определяемому существительному (красный, желтый шар)

2. Непосредственно относится только к ближайшему определению, а другое ко всему словосочетанию (большой красный шар)

3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз И»

3. Нет сочинительной связи «нельзя поставить союз И» (большой и красный шар)



4.Произносится перечислительной интонацией, разделяются запятыми

4. НЕТ перечислительной интонации, запятая не ставится.

(Таблицу сверили с доской (слайд 8), запомнили. Рассказать таблицу по опорным словам).

Оцените свою работу при помощи оценочных листов.

V . Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале (слайд 9)

Задание 1 ( 2 человека у доски). Расставьте знаки препинания, оцените работу.

1 вариант

  1. Необыкновенный загадочный язык наш есть великая тайна. (Н.В.Гоголь)

  2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… (И.С.Тургенев)

2 вариант

  1. Грубое злое слово ранит быстрее, чем лечит. (И.Гёте)

  2. Истинное подлинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. (Ф. Ларошфуко)



Задание 2. Распространите предложения двумя способами (слайд 10).

Фронтальная проверка. Оцените работу, посчитайте баллы, поставьте себе итоговую оценку.

V1. Домашнее задание. Создайте страничку журнала «Разговор с языком», используя высказывания знаменитых личностей (слад 11)

V11. Этап рефлексии.

Учитель показывает ребятам красочно оформленную книгу, на которой написано название «Журнал. Разговор с языком», перелистывает страницы.

— Ребята, что это у меня в руках? Почему многие страницы чистые?

— Правильно, это наш с вами виртуальный журнал, вот так он выглядит. На чистых листах я помещу ваши высказывания о языке. У каждого из вас на столе есть конверты, загляните в них, составьте свои высказывания, используя определения из физминутки, записанные на доске.

Ребята зачитывают получившиеся предложения и помещают их на магнитной доске.









Свежие документы:  Конспект занятия по технологии «Страна Кругляндия»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: