Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 4» г. Саратова
Риторические вопросы и особенности их стилистического использования в произведениях М. А. Булгакова
подготовила
учитель русского языка и литературы
Абакуменко Светлана Владимировна
г. Саратов
2012
Антропоцентризм современной науки о языке обусловил повышенный интерес исследователей к изучению синтаксических средств создания индивидуального стиля писателя. Произведения М. А. Булгакова в этом плане исследованы недостаточно, чем и объясняется актуальность данной работы.
Е.А. Иванчикова справедливо считает, что именно в синтаксисе художественного текста «… писательский почерк отражается наиболее непосредственно и «зримо» – как бы изображаемое ни было удалено от автора» (Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М., 1979. С.3).
В центре внимания в нашей статье находится такая стилистическая фигура, образуемая синтагматически, как риторический вопрос. Это фигура, представляющая собой по форме вопросительное предложение, цель которого – передать информацию, утверждение или отрицание. Риторические вопросы отличаются особой экспрессивностью и сопровождаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств. Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака – вопросительный и восклицательный. Экспрессивность данной фигуры обеспечивается контрастом формы и содержания. В отличие от многих стилистических фигур, риторический вопрос используется не только в поэтической и ораторской речи, но также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе, в разговорной речи.
В.П. Москвин дает такое определение риторическому вопросу: «Риторический вопрос – фигура повышенной эмоциональности, выражающая утверждение в форме вопроса, а также вопрос, обращенный к неодушевленному объекту, к животному, к отсутствующему лицу. Это вопрос, не требующий ответа» («Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь-справочник»). Сходное по сути определение находим у Г.Я. Солганика: «Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению».
Выразительный потенциал риторического вопроса заложен в самой сущности этой фигуры, заключающейся в несоответствии формы и содержания: по форме – это вопрос, а по содержанию – сообщение. Риторический вопрос не требует от адресата ответа, но от значения собственно вопроса в риторическом вопросе остается установка говорящего на ответную желаемую реакцию собеседника. Значение сообщения не является основным значением вопросительной структуры, потому для его проявления требуются особые условия: интонация, контекст, в который включено вопросительное предложение и др. В этих условиях нейтрализуется вопросительное значение и проявляется значение эмоционально выраженного сообщения.
Риторический вопрос — это экспрессивное утверждение или отрицание. Он интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимает его над обыденной речью, а также передает раздумья автора. Кроме того стоит сказать о том, что риторический вопрос является фигурой, создающей эффект диалога, не являясь им в грамматическом отношении.
А. П. Сковородников отмечает, что «в зависимости от лексического наполнения риторический вопрос усиливает разнообразные эмоциональные тональности: удивления, радости, негодования, сомнения, порицания и т.д.».
Л. В. Баскакова и Н. М. Чмыхова (1990) различают риторические вопросы разной направленности, и мы, следуя за ними, обнаруженные в текстах произведений М. А. Булгакова примеры будем классифицировать следующим образом:
— вопрос – возражение;
— вопрос – восклицание;
— вопрос – убеждение;
— вопрос – размышление.
Приведем яркий пример вопроса-возражения, представленный в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»: «Какой я дикарь? – хмуро отозвался Шариков, — ничего я не дикарь. Его (кота. – С. Ж.) терпеть в квартире невозможно. Только и ищет, как бы что своровать. Я его проучить хотел». В данной фразе Шариков явно не согласен с профессором, назвавшим его дикарем, и соответственно слова его являются возражением Преображенскому, оформленным в виде риторического вопроса.
Что касается вопросов-восклицаний, то в них наиболее экспрессивно выражается мысль, которую хочет донести до читателя автор. Так, в романе «Мастер и Маргарита» можем увидеть такой пример в эпизоде на Патриарших прудах, когда Иван Бездомный пытается догнать удаляющегося Воланда и кричит: « — А, так ты с ним заодно? – впадая в гнев, прокричал Иван, — ты, что же это, глумишься надо мной? Пусти!». Иван разъярен, взбешен сложившейся ситуацией, а, следовательно, в высшей степени эмоционален, что и подчеркивает использование в данном случае риторического вопроса-восклицания.
Риторические вопросы-убеждения столь же характерны для произведений М. А. Булгакова, как и другие типы. Например: « — Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? – осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, — а между тем удивляться нечему (Мастер и Маргарита). В данном контексте вопрос Воланда становится риторическим, поскольку черный маг убежден в том, что вызвал удивление Лиходеева своим появлением, и ему не требуется никаких подтверждений этого. А соответственно его вопрос, обращенный к Степе, тоже имеет характер убеждения.
И наконец, мы подошли к наиболее распространенному типу риторических вопросов – вопросу-размышлению. Ответ в нем уже подсказан, и вопрос только вовлекает читателя в рассуждение или переживание, делая его более активным, словно заставляя самого сделать вывод. В произведениях М. А. Булгакова такой тип вопроса также получает достаточно широкое распространение. В качестве примера приведем рассуждение Берлиоза по поводу мыслей Бездомного о необычности и подозрительности их собеседника — Воланда.
«И опять передернуло Берлиоза. — «Эге-ге, уж не прав ли Бездомный? А ну как документы эти липовые? Ах, до чего же странный субъект…» (Мастер и Маргарита). Это рассуждение автор оформляет в виде двух следующих друг за другом риторических вопросов, чтобы подчеркнуть эмоциональность и неоднозначность суждения.
Вместе с тем в нашей картотеке представлены контексты, не позволяющие четко разграничить два типа риторического вопроса, и, таким образом можно говорить о высказываниях синкретичного характера. Так, в повести «Собачье сердце» мы видим такой пример совмещения вопроса-размышления и вопроса-восклицания во внутренней речи пса Шарика: «Что ж это делается на белом свете? Видно, помирать-то еще рано, а отчаяние, и подлинно, грех? Руки ему лизать, больше ничего не остается…». Данное мысленное восклицание персонажа мы можем с полным правом рассматривать и как размышление о несправедливости жизни, в частности по отношению к самому псу.
Наибольшим экспрессивным зарядом, на наш взгляд, обладают цепочки риторических вопросов. Так, в повести Булгакова «Собачье сердце» привлекает внимание такой контекст: «… Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Угнетенным неграм? Или португальским рабочим? Почему пролетарий не может ставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?». Подобная цепочка вопросов без ответов заметно усиливает экспрессию и дает нам возможность узнать, что за мысли приходят на ум их выразителю, отчетливо ощутить возмущение персонажа (профессора Преображенского) и его недовольство существующим порядком.
Таким образом, частотность употребления риторических вопросов в разножанровых произведениях М.А. Булгакова, широкий диапазон стилистических возможностей рассматриваемых единиц позволяет утверждать, что данная фигура является одним из ярких синтаксических проявлений идиостиля писателя.
Список использованной литературы
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М., 1969.
Котюрова М.П. Идиостиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – С. 95.
Москвин В.П. Стилистика русского языка: приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация) / пособие для студентов. – Волгоград: Учитель, 2000.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003.
Калинина А.А. Риторический вопрос среди различных типов предложений // Рус. яз. в шк. – 1986. – № 4.
Хазагеров Т. Г. Необязательные компоненты убеждающей речи. Понятие о риторическом приеме [Электронный ресурс] // Ростовская электронная газета. – 2001. – 23 марта (№ 6) https://www.relga.rsu.ru/n60/rus60.htm (дата обращения 19. 09. 2009).
Шевченко Г.В. Эмотивная функция риторического вопроса // Язык и эмоции. – Волгоград, 1994.
Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В. П. Нерознака. М., 1997.
Великанова И.В. Особенности сатиры М. Булгакова : Повесть «Собачье сердце» // Лит. в шк. — М., 1995. — N 6.
Диденко Е.В. Мифопоэтический смысл повести М.Булгакова «Собачье сердце» // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. — Волгоград, 1997.