Правописание НЕ с именами существительными, 6 класс

МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан













Правописание НЕ с именами существительными


Урок русского языка в 6 классе





Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

















Тема. Правописание НЕ с именами существительными.


Цели. Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами Существительными. Формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию, 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.


Оборудование. Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, конверт с заданиями от Незнайки.



I. Слово учителя

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.


II. Игра «Кто зоркий»

Слайд №2

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

(К.Г.Паустовский)


  • Прочитайте предложение.

  • Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.

  • Сформулируйте вопросы и задайте их классу.

  • Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.

  • Есть ли в этом предложении слова с НЕ?

  • Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.

  • Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)

  • Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)


III. Изучение нового материала

1.Составление таблицы (Дети записывают её в справочники, учитель работает на интерактивной доске, используя материал презентации. В результате работы должна получиться следующая таблица).


Слайд №3-4


Слитно

Раздельно

Не-

Не-

Не …, а

Наличие слов

Невежа

Неправда

Не _ правда, а ложь

Вовсе не _ друг

Невежда

Несчастье

Не _ счастье, а горе

Совсем _ не друг

Неряха

Нездоровье

Не _ здоровье, а болезнь

Ничуть _ не друг



  1. а) Как мы называем глубоко невоспитанного человека, б) малообразованного человека,

в) неаккуратного, неряшливого человека?

  • Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет)

  • В состав какой морфемы входит НЕ? (Корня)

Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.


  1. Подберите синонимы с НЕ к следующим словам: ложь, беда, болезнь, впишите их в таблицу. Какой морфемой является НЕ? (Приставкой)

Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.


  1. Подберите антонимы к следующим словам:

  • не правда, а …

  • не счастье, а …

  • не здоровье, а …

Вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.


  1. Сообщение учителя о раздельном написании НЕ с существительными, если есть слова ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и т.д.


IV. Закрепление

  1. Чтение материала учебника по теме «Правописание НЕ с именами существительными»

  2. Чтение учителем стихотворения


Слайд №5

Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.


  • Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)

  • Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).

  • Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)

  • Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).


  1. Синтаксическая пятиминутка

Синтаксический разбор предложения Учение – свет, а неучение – тьма.

(Ученик работает на доске)


  1. «Помоги Незнайке»

(Почтальон Печкин приносит конверт с заданиями)



  1. Перепишите предложения, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму.

Слайд №6


(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.


  1. Подскажи словечко

Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.

Слайд №7


Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.


Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.


  1. Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту.

Слайд №8


Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу – вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.


V.Обобщение

  • Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?

  • Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?

  • С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.


VI. Оценивание


Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.




VII. Задание на дом

Слайд №9

  • Материал учебника (всем)

  • Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на данное правило)

  • Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)

  • Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)







Использованная литература



      1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год

      2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006

      3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009

      4. Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007







Свежие документы:  Конспект урока на тему «Герб моей семьи»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: