Пояснительная записка
Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.
Особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Без планомерной и целенаправленной работы невозможна подготовка к ЕГЭ, в котором проверяются умения понимать текст, анализировать его, выявляя отличительные признаки и текстообразующие элементы, логически выстраивать план повествования, формулировать основные тезисы, приводить аргументы в их защиту, делать обобщения.
В работе представлены таблицы для формирования знаний о тексте, основных стилях и типах речи, которые может использовать учитель при работе с текстом на уроках русского языка в 5-9-х классах.