Рабочая программа по русскому языку 11 класс. Учебник А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой


М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области













Рабочая программа

по учебному курсу «Русский язык»

11 класс (базовый уровень)


34 часа







подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна











с. Погромец

2012

Раздел II. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. В соответствии с Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области», приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Бел РИПКППС «О преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области» 2011г., базисного учебного плана МОУ «Погромская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2011-2012 уч. г.

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 10 — 11 классов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 год

Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 11 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка. Овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации в рамках подготовки к ЕГЭ.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

— дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

— закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

— закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

— обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

— развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

— формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Принцип построения – концентрический

Специфика предмета:

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

В рекомендациях инструктивно-методического письма по русскому языку на 2011-2112 учебный год отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще: в соответствии с Примерными программами необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания. С этой целью в планирование были включены темы: «Авторская пунктуация», «Виды тропов и стилистических фигур», «Средства эмоциональной выразительности».

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:


Учебник: «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010

Методическое пособие для учителя:

1. Золоторёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, — Москва «ВАКО», 2010

2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

3. Власенков, А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 – 11 класс/ А.И.Власенков, — М.: Просвещение, 2007

Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, — Ростов н/Д: «Легион», 2011

2. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2009

Количество часов:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Контрольных диктантов: 2

Тестов: 3

Сочинений: 4

Формы организации учебного процесса:


Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

система инновационной оценки «портфолио»;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

проектно-исследовательская технология.

Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными (ученические конференции, уроки деловой игры, уроки презентации, олимпиадные состязания, уроки – защиты мини — рефератов, метод проектов, презентаций, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, имитационное моделирование, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению русскому языку.


Методы и приёмы обучения:

— обобщающая беседа по изученному материалу;

— индивидуальный устный опрос;

— фронтальный опрос;

— опрос с помощью перфокарт;

— выборочная проверка упражнения;

— взаимопроверка;

— самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

— сжатые изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

— написание сочинений;

— письмо под диктовку;

— комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

— смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

— участие в диалогах различных видов;

аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

— создание собственных письменных текстов;

— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

— составление опорных схем и таблиц;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

— работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

— создание портфолио для подготовки к ГИА.


Формы текущего контроля знаний в 11 классе:

* тест;

*диктант;

* проверочная работа с выборочным ответом;

* комплексный анализ текста;

  1. публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  2. сочинение на морально-нравственную тему;

  3. сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.




















Раздел III. Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  1. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  1. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  2. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

— учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

— учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

— учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, рефераты.









Раздел IV. Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Главные члены предложения

5

1

1

Однородные и обособленные члены предложения

9


1

Вводные слова и обращения

3

1


Публицистический стиль речи

3


1

Художественный стиль речи

2



Сложное предложение

5

1


Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

7

2

1

ИТОГО

34

5

4



Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе на 2011 – 2012 уч. год


п/п

Дата

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Подго

товка к

ЕГЭ

Прим

тема

К.р.

Р.р

Главные члены предложения

5

1

1



1


Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения

1



А6 -А11


2


Тире между сказуемым и подлежащим

1



А23

В4


3


Управление при словах, близких по значению

1



А5


4


Контрольная работа (диктант) по теме «Главные члены предложения»


1




5


Р.р. Сочинение-рассуждение (часть С)



1

С


Однородные и обособленные члены предложения

9


1



6


Однородные члены предложения и пунктуация при них

1



А22

А19


7


Однородные и неоднородные определения

1



В5


8


Обособление определений

1



А20


9


Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

1



А26


10


Приложение и их обособление

1



В5


11


Обособление обстоятельств

1



А4, А20


12


Обособление дополнений

1



В5


13


Порядок слов в предложении

1



А1-А5


14


Р.р. Сочинение на морально-нравственную тему



1

С


Вводные слова и обращения

3

1




15


Пунктуация при обращениях. Слова предложения и выделение междометий в речи

1



А12-А17


16


Пунктуация при вводных словах

1



А21


17


Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация»


1




Публицистический стиль речи

3


1



18


Особенности публицистического стиля и используемые в нём средства эмоциональной выразительности

1



А27,

В7,

В8


19


Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

1



А28-А30


20


Р.р. Сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля



1

С


Художественный стиль речи

2





21


Общая характеристика художественного стиля

1



А6 -А11


22


Виды тропов и стилистических фигур

1



В7,

В8


Сложное предложение

5

1




23


Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП

1



А19,

А23


24


Знаки препинания в СПП с одним придаточным

1



А22,

А26


25


Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

1



А24,

А25


26


Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и СПП

1



В1-В3,

В6


27


Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение»


1




Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

7

2

1



28


Контрольная работа (диктант) по повторению в конце года


1




29


Систематизация знаний по разделу «Фонетика. Графика. Орфография»

1



А1-А3


30


Повторение. Лексика и фразеология

1



В3


31


Повторение. Морфология и орфография

1



В2


32


Р.р. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту



1

С


33


Повторение. Словообразование и орфография

1



В1


34


Контрольная работа (тест) по повторению в конце года


1









Раздел V. Содержание программы учебного курса русского языка для 11 класса


Синтаксис и пунктуация (17ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматиче­ская основа простого предложения, виды его ослож­нения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и пред­ложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смыс­ловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтерна­тивные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатст­ва и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (3ч)

Особенности публицистического стиля речи. Сред­ства эмоциональной выразительности в публицисти­ческом стиле.

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистиче­ского стиля в собственной речи.


Художественный стиль речи (2ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,

широкое использование изобразительно-выразитель­ных средств, языковых средств других стилей, выра­жение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литера­туры, один из основных элементов структуры худо­жественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастера­ми художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию (7ч)

Повторение изученного о тексте. Обобщающее повторение фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служеб­ных частей речи, их словооб­разование и правописание. Трудные вопросы правопи­сания окончаний и суффик­сов разных частей речи.




























Раздел VI. Формы и средства контроля


Ведущие

формы контроля

Год

I полугодие

II полугодие

Контрольный диктант

2

1

1

Тесты

3

1

2

Сочинение

4

2

2


Контрольно-измерительные материалы


Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Методическая литература

Главные члены предложения

Контрольная работа (диктант) по теме «Главные члены предложения»

Приложение 1

Синтаксис и пунктуация

Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация»

Приложение 2

Сложное предложение

Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение»

Приложение 3

Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

Контрольная работа (диктант) по повторению в конце года

Приложение 4

Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

Контрольная работа (тест) по повторению в конце года

Приложение 5










Раздел VII. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)


Основная литература

Учебник: «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010

Методическое пособие для учителя:

1. Золоторёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, — Москва «ВАКО», 2010

2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

3. Власенков, А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 – 11 класс/ А.И.Власенков, — М.: Просвещение, 2007

Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, — Ростов н/Д: «Легион», 2011

2. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2009


Дополнительная литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, — С-Петербург «Паритет», 2005

2. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, — Волгоград: Учитель, 2005

3 Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, — Ростов н/Д: «Феникс», 2005

4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

5 Амбушева, Т.М. и др. Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы/ Т.М. Амбушева и др., — Волгоград: Учитель, 2009

11. Бисеров, А.Ю. ЕГЭ – 2011: русский язык: самые новые задания/ А.Ю. Бисеров, — ФИПИ, 2010

6 Цветкова, Г.В. Русский язык. 6 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2009

7 Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, — Волгоград: Учитель, 2010


Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2012 Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, — Ростов н/Д: «Легион», 2011

2 Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, — М.: «ТЦ Сфера», 2011

3 Петрова, В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие/ В.В. Петрова, — М.: «Экзамен», 2009

4 Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т. Егораева, — М.: «Экзамен», 2009

5 Загоровская, О.В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. С/ О.В. Загоровская, — М.: Просвещение, 2009

6 Нефёдова, И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы»/ И.Ю.Нефёдова, — М.: АСТ: Астрель, 2009

7 Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Морфемика» и «Словообразование»/ М.М.Баронова, — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

8 Кулюкина, Л.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Способы передачи чужой речи»: 10-11 кл. /Л.А.Кулюкина, — М.: АСТ: Астрель, 2009

9 Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания./ Г.Т. Егораева, — М.: «Экзамен», 2011


Справочная литература

2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, — М.: «Логос», 2002

3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, — М.: Русский язык, 1996

6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, — Ростов н/Д: «Феникс», 2005

6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, — М.: «Просвещение», 1991

8. Универсальный словарь по русскому языку, — СПб.: ИГ «Весь», 2009

9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, — М.: «Просвещение», 1975


Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы


Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrclib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. http://www.svetozar.ru/










Приложение 1

Контрольная работа (диктант) по теме «Главные члены предложения»


Андрей Платонов был наделен трудным даром — «обнажившимся сердцем». О чем бы он ни писал: о стариках или о детях, о великих замыслах или об обычной работе обыкновенного кузнеца, о любви или о смерти, — он действительно прикасался к своим героям этим «обнажившимся сердцем». Отсюда особая эмоциональная насыщен­ность его прозы, предельность сопереживания, которую мы ощуща­ем в каждом его произведении.

Зарождающаяся мысль разворачивается, расцветает во всей своей зрелой органической мощи в необычной платоновской фразе, соче­тающей иронию, житейскую усмешку, разговорную речь с высокой философской или сугубо технической терминологией. Язык Плато­нова — попытка показать путь к новому, «неевклидовому» познанию мира. Это язык «по Лобачевскому», с пересекающимися параллель­ными, с шокирующей наше будничное сознание обратной перспек­тивой, характерной, скажем, для русской иконописи, где мнимая не­соразмерность на самом деле выражает не столько реальность мира, сколько направленность нашего восприятия, нашей мысли по поводу этого мира.

«Странный» язык Платонова — это не просто особый язык, это целое миросозерцание, это крупная, серьезная, ждущая исследования философия писателя, выраженная не псевдоязыком профессионалов, а языком мыслящего художника. Философия, роднящая его с такими поэтами, как Хлебников и Заболоцкий, такими художниками, как Филонов, такими учеными, как Вернадский.

При всем своем очевидном новаторстве творчество Платонова — корнями уходит в народное миросозерцание, в фольклор. Л. Шубин

точно сформулировал: «Платонов – интеллигент, который не вышел из народа». (202 слова)


















Приложение 2

Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация»


Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 — А9, В1 — В14.

(1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

—   (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

—       (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

—       (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки.

—       (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. —- (22)В аптеке на Маросейке нет.

—       (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

—       (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

—       (29)Где?

—       (30)В Марьиной роще!

—       (31 )Вези сюда. (32)Немедленно.

(33)  Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же … делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

 (По К. Паустовскому)

 

К каждому заданию А1 — А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?

1.      незначительным

2.      бессмысленным

3.      неблагодарным

4.      естественным

А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»?

1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.

2.Гайдар написал много талантливых произведений.

3.Гайдар был очень высокого роста.

4.Герой достал лекарство для сына рассказчика.

A3. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 — 45?

      1.Это говорит о недостатке физических сил героя.

      2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем.

      3.В данной ситуации он растерялся.

       4.Таким образом он проверил свою силу.

А4. Как характеризует героя его речь? ( Предложения 23 — 24, 31 — 32)

      1.Он не был многословным.

2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля.

3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях.

4.Это речь взрослого с детьми.

А5. В каком предложении говорится о связи произведений Гайдара с его жизнью?

1)          1

2)          2

3)          3

4)          4

А6. В каком предложении текста автор говорит о причине радостного настроения героя?

1)  43

3) 48

2)  40

5)  41

А7. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий позицию рассказчика, что Гайдар всегда действовал бескорыстно?

1)            1

2)            48

3)            36

4)            34

А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 20 — 32?

           1.гипербола, диалектизмы

           2.анафора, противопоставление

           3.литота, эпитеты

           4.сравнение, парцелляция

А9. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 39-43?

1.  описание и рассуждение

2.   повествование

3.   описание

4.   повествование и рассуждение

Ответы на задания В1 — В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В каком слове звуков больше, чем букв?

      1)нельзя 2) название 3) дверью 4) детский

В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

      1)1;    2)6;    3)3;    4)9;

ВЗ. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В4. Из предложений 25-34 выпишите страдательное причастие.

В5. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В6. Из предложений 9-11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный»

В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40?

В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду.

В12. Укажите верную характеристику предложения 44.

По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно.

1.  Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

2.   Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

3.   Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением

4.   Бессоюзное сложное предложение.

В13. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 6 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

 

 


Критерии оценки:

«5» — 19 – 21 балл

«4» — 16 – 18 баллов

«3» — 12 – 15 баллов

«2» — 0 – 11 баллов



Приложение3

Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение»



В

А1

каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нарвалА 2) загнУтый 3) статУя 4) обОдрена

А2


В каком предложении вместо слова УДАЧНЫЙ нуж­но употребить УДАЧЛИВЫЙ?


1) В подаче образа найдены УДАЧНЫЕ поэтические штрихи.

2) Самые УДАЧНЫЕ и интересные репетиции всегда те, когда каждый из участников работы вносит в неё что-то своё.

3) Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.

4) В то же время почти все они при УДАЧНОМ стечении обстоятельств способны стать призёрами Игр.


У

А3

кажите пример с ошибкой в образовании формы слова?

1) за семью печатями

  1. интересное интервью

  2. согласно расписания

  3. лучше всех

А4


Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Опираясь на данные словарей,

1) сведения оказываются наиболее точными.

2) легко подбирается доказательство.

3) помощь учителя вам не потребуется.

4) вы без труда докажите свою точку зрения.


У

А5

кажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Во избежание всяких дорожных случайностей ехали только днём.

2) Нет сравнений, чтобы передать эту упоительную, волшебную игру красок.

3) Природу надо беречь, как мы бережём саму жизнь человека.

4) Прочитав рассказ Вересаева, у меня возникло желание посмотреть на картину Рафаэля.

А6


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН?

Улица, по которой он теперь шёл, была ухоже(1)ая, асфальтирова(2)ая и по обеим сторонам обсаже(3)ая подстриже(4)ыми липами.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 1,2,3


В

А7

каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в..рсистый, ут…пический, м..рзлота

2) б..сиком, ок..ймлять, приг..рать

3) ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение

4) компр…мисс, соприк…снувшись, обог..щени

А8


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..имущество, пр..рвать, пр..ют

2) сверх..нтересный, контр..гра, по..грать

3) ..дельный, и..кусный, и..жить

4) по..ставить, о..бросить, по..пустить

А9



В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

1) песни разнос..тся далеко, вылива..щаяся житкость

2) они тяжело дыш..т, движ..щаяся цель

3) куры кудахч..т, хохоч..щий ребёнок

4) парикмахеры бре..т, неж..щийся на солнце кот

В

А10

каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква Е?

A. окольц..вать

Б. перешаг..вать

B. ве..л

Г. просе..вать


1) А, Б, Г 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Г

А11


В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?


1) (не)пользуясь льготами, времени всегда (не)достаёт

2) сегодня (не)здоровится, (не)заменимый поступок

3) сказать (не)что по секрету, провал есть (не)что иное, как кратер

4) (не)видимые глазом звёзды, уйти в (не)бытие

А12


В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


1) (В)ВИДУ угрозы тайфуна эвакуация жителей приморского города осуществлялась (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего дня.

2) Нам было страшно, ЗА(ТО) в ТО(ЖЕ) самое время интересно.

3) Нам ТО(ЖЕ) захотелось участвовать в соревнованиях, и (ПО)ЭТОМУ мы пошли на стадион.

4

А13

) В пятистах метрах (ОТ)ТОГО места, где находился штаб, был создан перекидной мост, ЧТО(БЫ) облегчить переправу.


Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: У старика подгибались и дрожали ноги () и стало ему горько от пережитого.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

В

А14

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Случайно (1) увидев Герасима (2) Ерошка заскочил за угол и (3) пропустив немого мимо (4) побежал вслед за ним.


1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4


В

А15

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запя­тые?

Она крикнула: «Я никогда (1) по-вашему (2) делать не буду. Он ответил: «Я (3) кстати (4) никогда не ошибаюсь.

1) 1,2, 3, 4 2)1,2 3) 3,4 4) 1,3

А16


Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Так прошло полчаса или сорок минут.

2) Ими либо восторгаются либо всё в них критикуют но никогда не остаются равнодушными.

3) А дождь и сыплет всё чаще и чаще и дробит кровли и окна сильней и сильней.

4) Дождь принимается гудеть широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке.


К

А17

ак объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

Он поднялся на бугор: слева шла чёрная гряда сопок, изогнувшаяся, как хребет гигантского зверя.


1) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения заключает в себе условие, а вторая – следствие этого условия.

3) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится неожиданная информация.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.


В

А18

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Через четверть часа (1) когда над нашими головами разразилась гроза (2) и лес (3) точно застонал от раскатов грома (4) у нас в палатке весело горел огонёк.


1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

А19


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со сту­ком приливает кровь к сердцу.


1) 1,4 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4

А20


В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособлен­ным определением, выраженным причастным оборо­том?

1) Из бурой земли, которая только-только освободилась от снега, выглянула зелень травы.

2) Лодка, которую подгоняли шестами, хорошо шла по течению.

3) Я написала слова, что долго сказать не могла.

4) Случай, который он описывает, очень правдоподобен.


Костёр возле речки.

(1) Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. (2) Нет, не на родине встретил, не в Сибири. (3) В Подмосковье встретил.

(4) Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

(5) Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё – всё, чем сорит вокруг себя человек.

(6) – Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. (7) Я поглядел на него вопросительно. (8) — Академик с бабой своей. (9) Дача у них тут недалеко. (10) Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. (11) Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. (12) Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-о-оты-ы. (13) Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? (14) И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы !..

(15) Он резко крутанул руль. (16) Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

(17) Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

(По В. Астафьву)



Часть 2



О

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

тветы к задании


В1


Из предложения 4 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.


В2


Из предложения 4 выпишите все союзы.


В3


Из предложения 15-17 выпишите подчинительные словосо­четания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.



В4


Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное обобщённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5


Среди предложений 4-6 найдите предложения с однородными членами и обобщающим словом. На­пишите номер этого предложения.

В6


Среди предложений 6-17 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными времени. Напишите номера этих сложных предложений.

В7


Среди предложений 1-5 найдите такое, которое свя­зано с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.





Критерии оценки:

«5» — 25 – 27 баллов

«4» — 21 – 24 баллов

«3» — 15 – 20 баллов

«2» — 0 – 14 баллов


Ответы

Часть 1 (А1-А20)

133442

123423

323342

43442


Часть 2 (В1-В8)

В1

возле

В2

и,тоже

В3

резкокрутанул,такнеобходимую

В4

13

В5

5

В6

10,17

В7

5

























Приложение 4

Контрольная работа (диктант) по повторению в конце года


Лев Толстой – наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», можно смело сказать, — одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нём частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения под Москвой), встаёт целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколько и своеобразен; это – не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой – русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие долготы и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять; здесь исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки. Это – непреходящее… это великое произведение великого писателя, — и это подлинная Россия.

(200 слов)

И.С.Тургенев




















Приложение 5

Контрольная работа (тест) по повторению в конце года


А1


В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕмент

2) бАлованный

3) звОнит

4) прИняли

А2

В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?

1) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.

2) Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

3) Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.

4) Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

А3


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) кратчайший путь

3) все директора гимназий

4) более выше


А

А4

Укажите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) язык усваивается очень быстро.

3) можно быстро овладеть любым языком.

4

А5

) сокращаются сроки овладения языком.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на- рушением синтаксической нормы).

1) Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на по­иски судна был послан самолёт.

2) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.

3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обяза­тельно вернётся к праздникам.

4) Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

К заданиям А6;А7;А8;А9;А10;А11.




(1)… (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате. (З)Точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (4)На основе подобных опытных данных был сформулирован за­кон прямолинейного распространения света: в прозрачной одно­родной среде свет распространяется по прямым линиям. (5)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (6)… желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.










Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1

А6

) Учёные фиксировали данные своих наблюдений.

2) Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии.

3) Представление о прямолинейных световых лучах используется в инструментальной оптике для кон­струирования оптических приборов.

4) Закон преломления света был экспериментально установлен голландским ученым В. Снеллиусом в 1621 году.

А7


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?


1) Однако

2) Вопреки этому

3) Так или иначе,

4) Лишь


К

А8

акие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного пред­ложения текста?


1) можно убедиться (предложение 2)

2) закон был (предложение 4)

3) линия является (предложение 6)

4) проверить (предложение 6)

А9


Укажите верную характеристику четвёртого (4) предло­жения текста.


1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) простое осложнённое


У

А100

кажите верную морфологическую характеристику сло­ва СФОРМУЛИРОВАН в предложении 4.


1) краткое прилагательное

2) страдательное причастие

3) наречие

4) деепричастие


У

А11

кажите значение слова ПРЯМОЙ в предложении 6.


1) ровно идущий в каком-нибудь направлении, без изгибов

2) явный, выраженный однозначно

3) настоятельно необходимый, безусловный *

4) лишённый необходимой гибкости


В

А12

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.


1) 1 2) 1,2 3) 3 4) 2,3

А13


В каком ряду во всех словах пропущена безударная про­веряемая гласная корня?


1) омр..чать, зар.хли, л..терея

2) зак..ренелый, возр..стать, к..мбинация

3) наст..рожившись, прил..жить, подг..равший

4) абстр..гироваться, изнем..жение, вып..лоть (сорня­ки)

А14


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?


1) пост..ндустриальный, сверх..зысканный, контр..гра

2) ра..секреченный, бе..прибыльный, бе..голосый

3) по..полье, пре..новогодний, о..гороженный

4) пр..способленный, пр..мудрый, пр..одолеть


В

А15

каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?


1) верт..шься, обожа..мый

2) засмотр..шься, добыва..мый

3) накол..шь, законч..нный

4) выпил..шь, провер..вший

А16


В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква Е?


A. тюл..вый

Б. присва..вать

B. надоедл..вый

Г. недоум..вать


1) А, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А17


В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?


1) Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

2) Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

3) Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.

4) (Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.


А18


В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


1) ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала ка­нонада.

2) ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

3) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пус­тынным.

4) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.



У

А19

кажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи () и постепенно растворялись в шуме прибоя.


1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


В

А20

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запя­тые?

Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углубля­лась в лес.


1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2


В

А21

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?




Мучительная искренность Л. Толстого и недоволь­ство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.


1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

А22


Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Есть различные версии и гипотезы о происхожде­нии и значении названия этого растения.

2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.


К

А23

ак объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаво­ронков радовали путников, настраивали их на отдых.


1) Обобщающее слово стоит перед однородными чле­нами предложения.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в пер­вой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится первой части.


В

А24

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной шко­лы обстоятельностью и «монографичностью» кар­тины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.


1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,3,4


В

А25

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.


1) 3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 2,4


А26


В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?


1) С 1923 года В.В. Алёхин руководил в МГУ кафед­рой геоботаники, которая была создана по его лич­ной инициативе.

2) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

3) Дело В.В. Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохра­нение неповторимого природного уголка соловьи­ного края.

4) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.

П

А27

рочитайте текст

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воле, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников










В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бактерии живут везде.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и мил­лионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме

К заданиям А28;А29;А30;В1;В2;В3;В4;В5;В6;В7;В8;С1.




(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обмороч­ного состояния своими умопомрачительными причёсками… (З)Можно по-разному относиться к подобным откровениям на­ших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к из­вестности пролегает через детскую комнату милиции. (б)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда пони­мают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим свое­образием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация ста­новится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, ко­торый что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессозна­тельно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокет­ливое ёрничанье: «Ученье — свет, а неученье — приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (1б)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он напра­вил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого… (20)И в этом недо­уменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская не­зрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, ко­торый ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребно­стей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лу­каво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценно­сти, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искус­ство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью на­циональной культуры?

(По И. Гонцову)

Какое утверждение соответствует содержанию текста?

А28


1) Хорошее, качественное образование — главное ус­ловие жизненного успеха.

2) Служитель искусства должен осознавать свою вы­сокую ответственность перед людьми.

3) Современные подростки мало верят рассказам о детстве любимых артистов.

4) Многие «звёзды» эстрады скромно умалчивают о фактах своих школьных неудач.

К

А29

акой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложени­ях 8 -10?

1) описание

2) описание и повествование

3) повествование

4) рассуждение

А30


Укажите предложение, в котором используется фразео­логизм.


1) 1 2) 6 3) 8 4) 22


Часть 2


Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.



В1


Укажите способ образования слова ИЗВЕСТНОСТЬ (предложение 5).


И

В2

з предложений 1 — 3 выпишите краткое причастие.


У

В3

кажите тип подчинительной связи в словосочетании СЕГОДНЯ ОТКРЫТ (предложение 3).

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.



В4


Среди предложений 1 — 7 найдите сложное, одной из частей которого является односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предло­жения.


С

В5

реди предложений 13-23 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.


С

В6

реди предложений 7-11 найдите сложное бессоюз­ное предложение. Напишите номер этого предложения.


С

В7

реди предложений 7-11 найдите такое, которое свя­зано с предыдущим при помощи указательного место­имения, лексического повтора и притяжательного ме­стоимения. Напишите номер этого предложения.


«

В8

Строки текста свидетельствуют об искренней обес­покоенности автора поставленной проблемой. И яркое тому доказательство — употребление таких лексиче­ских средств выразительности, как_____(«бездарям

и невеждам»),_____ («недообразованность» в предло­жении 20). Взволнованность И. Гонцова перерастает в неподдельную тревогу во второй части текста, где ис­пользованы такое синтаксическое средство вырази­тельности, как_____(предложения 15 — 18), и такой

троп, как _____(«кислотой иронии уничтожает не­зыблемые ценности» в предложении 23)».


Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) риторическое обращение

3) литота

4) ряд однородных членов

5) эмоционально-оценочные слова

6) диалектизм

7)термины

8)индивидуально-авторское слово

9) вопросительные предложения



Критерии оценки:

«5» — 37 – 41 балла

«4» — 31 – 36 баллов

«3» — 20 – 30 баллов

«2» — 0 – 19 баллов


Ответы


434342

311211

413124

114432

231242


Часть 2 (В1-В8)


В1

суффиксальный

В2

открыт

В3

примыкание

В4

3

В5

23

В6

8

В7

9

В8

5,8,9,1








Свежие документы:  Конспект урока на тему "Приставка как часть слова"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: