ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Конспект урока русского языка
в 9 классе
Обобщение по теме
«Сложноподчинённые предложения»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кузьменок Татьяна Александровна
Смоленск
2012
Цели урока:
1) повторить и систематизировать знания о сложноподчинённом предложении (его видах, пунктуации в нём);
2) развивать умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, различать виды придаточных предложений;
3) развивать умение строить предложения различных конструкций и использовать их в связной речи;
4)воспитывать любовь и уважение к родному языку, внимательное отношение к слову; повышать мотивацию учебной деятельности;
5) следить за речью учащихся, исправлять ошибки в произношении.
Оборудование:
учебники, тетради, карточки с дифференцированными заданиями, таблица «Группы сложноподчинённых предложений» на доске, маленькие таблички «Виды сложноподчинённых предложений» на партах, репродукция картины В.Васнецова «Алёнушка».
Ход урока
Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент, целеполагание | |
— Здравствуйте! Какой сейчас урок? Все готовы к уроку? — Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках в течение четверти. Подумайте, какова тема сегодняшнего урока? — Да. Запишите тему урока в тетради «Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения». Сегодня мы вспомним всё, что знаем о сложноподчинённом предложении, о его группах, союзах и союзных словах, закрепим умение правильно ставить знаки препинания. |
— На прошлых уроках мы изучали сложноподчинённые предложения. Сегодня будем всё о них повторять. |
2. Актуализация знаний | |
— Скажите, какое предложение мы называем сложноподчинённым?
— Верно. Теперь вспомним, какие виды придаточных предложений мы изучили.
— Проверьте себя по таблице (открывается на доске таблица «Группы сложноподчинённых предложений». — Расскажите о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. — Расскажите о сложноподчинённых предложениях придаточными изъяснительными. — Назовите виды обстоятельственных придаточных. | — Это такое сложное предложение, в котором одно простое подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. — Придаточные определительные, придаточные изъяснительные, придаточные обстоятельственные.
Один ученик рассказывает, другие дополняют.
Рассказывают.
Используя таблицу, называют виды обстоятельственных придаточных.
|
3.Закрепление изученного | |
— Итак, используя все эти сведения, закрепим умение определять вид придаточного предложения и расставлять знаки препинания.
— Выполните это задание самостоятельно (раздаются карточки с дифференцированным заданием) (См. приложение 1). Сильный учащийся пишет последнее предложение из своей карточки (Карточка 1.) на доске и чертит его схему.
— Проверим задание. Схема устного ответа
— Теперь проверим предложение на доске.
— Скажите, можно ли эти 2 предложения на доске назвать текстом? Почему?
— О чём говорится в этом тексте? Определите тему. — Определите основную мысль. Зачем нужно изучать русский язык, почему это важно?
— Верно. Итак, сложноподчинённые предложения помогают нам выразить самые разнообразные значения: места, времени, цели и др. Сейчас мы в этом убедимся, выполнив следующее задание. На доске вы видите главное предложение и союз (или союзное слово). Нужно продолжить предложение, придумав придаточное заданного вида. Кому трудно придумать, используйте материал для справок на карточках.
— Кто может объяснить слово отреставрировать? В словаре Ожегова записано: «Отреставрировать- отремонтировать, починить , сделать лучше». Составьте словосочетания с этим словом. — Давайте продолжим составление предложений.
(Если более сильные учащиеся раньше справляются с этим заданием, им даются карточки: составить 2 предложения по заданным схемам).
— А теперь опишите картину, используя сложноподчинённые предложения с разными придаточными. Учитель показывает репродукцию картины Васнецова «Алёнушка» и предлагает закончить предложения:
|
Учащиеся читают по цепочке предложения, используя схему, говорят, где главное предложение, ставят от него вопрос, называют союз и вид придаточного.
Читают, проверяют знаки препинания и схему.
— Да, потому что текст – это 2 и более предложений, связанных по смыслу и грамматически. Эти 2 предложения связаны и по смыслу, и грамматически. — В нём говорится о русском языке. — Нужно изучать русский язык, чтобы правильно говорить, чтобы нас понимали другие люди.
1)Нужно отреставрировать здание, так как…….. 2)Дождя не было, хотя….. 3)Дождь лил как из ведра, так что….. 4)Я попросил друга о том, чтобы….. 5)Нужно торопиться, чтобы…..
???
— Отреставрировать здание, крепостную стену. Учащиеся составляют предложения устно, затем пишут в тетрадях: 1)Нужно отреставрировать здание, так как оно ветхое, старое. 2)Дождя не было, хотя по небу ходили тучи. 3)Дождь лил как из ведра, так что мы не пошли гулять. 4)Я попросил друга о том, чтобы он не опаздывал. 5)Нужно торопиться, чтобы успеть на поезд.
|
4. Итог урока и самооценка | |
— Давайте подведём итог урока. Что мы сегодня повторили?
— Оцените свою работу на уроке. (Детям раздаются оценочные листы.) Оценочный лист 1)Устные ответы на вопросы: 2, 3, 4, 5 баллов. 2)Задание на карточке: 2, 3, 4, 5баллов. 3)Задание на доске: 2, 3, 4, 5 баллов.
— Домашнее задание: написать мини-сочинение о том, как вы провели выходные дни; использовать как можно больше сложноподчинённых предложений.
| — Мы повторили сложноподчинённые предложения, виды придаточных, пунктуацию, потренировались в составлении сложноподчинённых предложений, в выражении различных значений.
Заполняют оценочные листы. |
Приложение 1.
Карточки с дифференцированным заданием
Список использованной литературы
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2006.
Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. Сборник статей. /Сост. М.Т. Баранов. М.: Просвещение, 1962.