Сценарий урока «Всё ли я знаю о причастии?» 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Уруша










Сценарий урока

по русскому языку в 7 классе


«Всё ли я знаю о причастии?»







Подготовила

учитель русского языка и литературы

Толопилова Наталья Юрьевна
















п.г.т. Уруша

2012



Сценарий урока «Всё ли я знаю о причастии?»


Тип урока: обобщение материала, урок-практикум, урок-путешествие.

Цели:

  1. образовательная: проверить знания учащихся по теме; продемонстрировать умение отличать причастия от других ЧР и находить их в тексте;

  2. развивающая: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению изученного о причастии; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

  3. воспитательная: продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.

Методы: работа в парах, индивидуальная работа, работа по карточкам,

Оборудование: карточки (разного уровня сложности), названия станций, заготовки для выполнения домашнего задания, теоретические вопросы, бланк для творческой работы, презентация (Приложение №1).


Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В.Даль. (Сл.2)

Ход урока

  1. Все мы родом из детства, и всем нам нравятся сказки. Сегодня у нас необычный урок: мы совершим путешествие по городам страны Причастие. И начнем мы свой урок с несколько необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).


Чудесные гибриды.

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.

— Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Сказано — сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастиями. Давайте ответим, почему «диковинные плоды» назвали причастиями?

Станция «Лексическая»

Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный).

Давайте выясним значение слова «причастный». (Сл.3) В словаре Сергея Ивановича Ожегова это слово трактуется так: «ПРИЧАСТНЫЙ» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.


К каким частям речи непосредственно причастно причастие? Ответить на этот вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.)


-Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.

(1- причастность к прилагательному; 2 — причастность к глаголу)

II. Определение темы и цели урока.


Итак, что же мы уже знаем про такую коварную часть речи, как причастие?

Выяснить это нам поможет разминка, которая традиционно называется «А верите ли Вы, что…».

Станция «А знаете ли вы…?»

Вопросы могут быть направлены не только к ребятам класса, но и к нашим гостям!

А пока проходит разминка, двое учащихся поработают с карточкой. (Сл.№4,5)

Пробуждение.

Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных — гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.

Задания:

Расставить недостающие знаки препинания.

Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).


Начали!

Ребята задают вопросы разминки.

У меня сложилось впечатление, что, задавая вопросы по теме, вы решили, что всё знаете о причастии?! Сейчас я это проверю!

А верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Проверка индивидуального задания.

Ну что ж, с этим заданием вы справились! Продолжим!


  1. Закрепление изученного.



СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАБОТЫ – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

Станция «Теоретическая»

Ваша задача – выбрать вопрос и подготовить грамотный ответ на него. А отвечать вы будете одному из наших гостей. На листочке с вопросом вам поставят оценку за ответ. Я желаю вам удачи!


ВОПРОСЫ:

1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.

2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?

3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?


А пока готовятся ребята, мы тоже займёмся делом. (Сл.№6)

ЗАДАНИЕ. Замените одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно — Добросовестно выполненная работа.


(Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы, должны быть одного времени.)

Учитель читает по одному предложению:

1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).

2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).

3. Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)

  1. Доклад, который подготовил ученик. (Доклад, подготовленный учеником.)


Наши теоретики готовы? Выберите себе экзаменатора — и вперёд, к победе!


СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРОКА — ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Станция «Практическая»


Условие работы: учащиеся получают карточку для выполнения. Проверять практическую часть и оценивать работу ученика можно с любым из присутствующих гостей, а также с учителем.


КАРТОЧКА № 1.

Задание: Обозначьте окончания причастий и прилагательных, объясните их правописание.

1. Близился закат. Слышалось далёк… звяканье бубенцов, возвращающ…ся стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численн.. множество.

2. Нал…тевш… порывы ветра со свистом поднимали с земли цел… груды засохш… листьев, несколько крупн… капель брызнуло мне в лицо.

3. С сер… , насупивш…ся неба посыпались крупинки перв… снега.


КАРТОЧКА № 2.

Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.

1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.

2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.

3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.


КАРТОЧКА № 3.

Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.

1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.

2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.

3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.

КАРТОЧКА № 4.

Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.

Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.


ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП РАБОТЫ — ТВОРЧЕСКИЙ.

Станция «Творческая»


Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия. И потому я предлагаю написать каждому сочинение – миниатюру в качестве подарка нашим гостям, где вы попытаетесь описать любого из присутствующих.

Задание: Используйте в речи причастия, правильно их употребляя.

IV. Подводим итог урока. (Сл.№7)

— Чему научил нас урок на тему «Причастие»?

— Что оказалось более трудным при изучении материала?

Да, много препятствий встретилось нам и ещё встретится на пути во время путешествия, но мы их преодолели. Я призываю вас любить язык, всегда идти вперед по его дорогам:

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

— Назовите тех ребят, которые помогли вам сегодня в работе на уроке.


Удачи вам! А с причастием мы сегодня, конечно же, не прощаемся, а просто говорим ему: «До свидания!»

  1. Домашнее задание (раздаётся на карточках-заготовках). Развитие речи. Описание природы.(Сл.№8)

Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на берёзах (сиреневатые берёзовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту появиться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар.

а) Используя данный текст, напишите сочинение на тему «В утреннем лесу», «Зимний день».

б) Подчеркните в сочинении эпитеты-причастия.



Резерв:


  1. Проведём игру «Четвёртый лишний» Кто быстрее и сообразительнее окажется в этой игре?! (сл.8)

Проверка(Сл.№9,10) . Молодцы!

  1. Я считаю, что вы сможете восстановить слепую схему! Попробуем! (сл. 11)

Проверка(Сл.№12) .





































Список использованной литературы:

1.С.Н.Пименова. Первые уроки изучения причастия в 7 классе по учебному комплексу. // Русский язык в школе, 1994г — №3.

2. А.А.Губарева. «Путешествие в город Причастинск». //Русский язык в школе и дома, 2006 г. — № 6.

3. Н.Г.Горашова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва, 2009г.

4. Н.Е.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва, 2011г.

5. Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку. Москва, 2012г.

6. О.А.Финтисова. Система уроков по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "звук и буква Ш"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: