Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Емелькинская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
подготовил
учитель русского языка и литературы
Михайлов Андрей Юлиянович
с.Емелькино
2013
Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова
(повторение в начале года)
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний
Цели:
—формирование:
а) умения «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой согласной и умения объяснять её написание;
б) способности к написанию слов с непроизносимой согласной в корне;
— развитие:
орфографической зоркости;
мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран
Демонстративный материал: алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
— Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть внимательных и сосредоточенных.
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
— Как называются части слова? (Морфемы).
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание проверяемых согласных в корне слова)
-Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют? (Изменение слова и подбор однокоренных слов).
— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
— Вы хотите расширить свои знания о правописании корней? (Да.)
— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
— И все? (Нет).
— Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
— Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
— Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
— Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» -«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
— С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»).
— Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
— Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный. (слайд №1)
(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
— В чём особенность в написании этих слов? (Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
— Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо) (слайд №2)
место | |
извесТный | весть |
звёзДный | звезда |
счасТливый | счастье |
серДце | сердечный |
— Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? (материал усвоен на достаточном уровне)
— Какие орфограммы в корне вы нашли? (правописание непроизносимых
согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце). — Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока. — Можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово? (можно, вкусен) — Есть ли в этом слове непроизносимое согласное? ( нет)
— Можете вспомнить такие слова? (нет)
— В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях трудных слов).
III. Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
— В чём заключается правописание таких слов? (В некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет).
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Уточнение и согласование темы урока.
3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными).
— Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова).
— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V. Реализация построения проекта.
1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организация фиксации нового способа действия в речи.
3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организация фиксации преодоления затруднения.
5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
— Обратите внимание на слова, записанные на доске. (слайд №3)
Участник | |
Вкусный | Здравствуй |
Интересный | Честный |
Ужасный | Сердце |
— Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть).
— Еще какие наблюдения вы провели? (В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный; в левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен; Но здесь непроизносимых согласных нет ). -В чем заключается ваша задача? (Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю)
-Найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный. ( силос, сенокос)
— Молодцы! Вы очень наблюдательны.
— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: чесТный – честь, но: опаСНый – опасен (слайд №4)
— Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да)
—Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры: ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный. (слайд №5)
Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном и орфографическим словарем ).
(Проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость) (слайд №6)
— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– фронтально:
– в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. стороЖка — стороЖить
2 вариант. месТность — месТо
— Продолжаем самостоятельно
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
— Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
— Задание для всех: упр № 48 . Кто закончит раньше, выполнит упр. 49. На работу 5-7 минут.
— 7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: чесТный – честь, но: опаСНый – опасен (слайд №4)
Выполняем упр. 49. В левый столбик напишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в правый – с СН.
— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
— Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем подобрать проверочные слова).
— Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
— Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
— Тогда работаем над следующим заданием:
1) На экране слова. От каких слов образовались они. Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы
Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.
(слайд №7)
На доске: чесТный – честь, но: опаСНый – опасен (слайд №4)
-Проведите самопроверку по эталону.
АгенТство — агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь. (слайд №8)
2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?
Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение. (слайд №9)
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.
— Чему был посвящен урок? (Правописанию непроизносимых согласных в корне слова)
— В чем суть правописания непроизносимых согласных в корне? (Уметь подобрать проверочные слова).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно вставляем буквы).
— Что помогло нам их преодолеть? (Правила проверки непроизносимых согласных в корне).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. | |
! | Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
(слайд №12)
— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.
2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.
3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».
4. Задания для умников и умниц!
Найдите и запишите слова с сочетаниями стн, ств, здн, рдц. (слайд №13)
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо, я вами доволен.
Список использованной литературы
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык», 5 класс – М.,2009.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.,2009;
3. Русский язык в таблицах. 5-11 классы. – М., 2006;
4. Бабайцева В.В.,Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: учебник для 5-9 классов. –М.:Просвещение, 1993.
5. Русская речь/5-7 классы. М., 2007;