Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
«Имя существительное – это хлеб языка».
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя существительное»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильева
2013 год
«Имя существительное – это хлеб языка».
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя существительное»
Цели урока:
— создание условий для повторения основных вопросов раздела, систематизации знаний о морфологических признаках имени существительного, закрепления орфографических навыков по правописанию имен существительных;
— формирование универсальных учебных действий.
Оборудование: кейсы (набор заданий), сигнальные карточки.
Ход урока.
Работа на уроке построена с применением метода «кейса», структура которого представляет ситуацию, вопросы и задания, источники, к которым обращаются учащиеся. Класс можно разделить на группы с четным количеством участников или организовать работу в парах. Каждая группа получает кейсы с пятью заданиями, что удобно для оценивания работы (правильный ответ оценивается в один балл, неверный ответ – ноль баллов, итоговая оценка за урок – среднее арифметическое). Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работу одноклассников. Количество кейсов планирует учитель в зависимости от класса.
Организационное начало урока.
Объявление и анализ ситуации.
Учитель:
— Л. Успенский сказал: «Имя существительное – это хлеб языка». Согласны ли вы с высказыванием? Почему? Сегодня на уроке вы докажете правоту этого высказывания. Рассмотрите задания кейсов, сформулируйте тему и цели вашей работы ( повторение имени существительного; роль имени существительного в речи; доказать, что без имени существительного язык не будет существовать).
3. Работа в группах.
Перед работой повторяются правила работы в группах, правило «Пишем правильно, быстро, красиво».
Учащиеся выполняют задания кейса по порядку. Время выполнения задания строго регламентировано. О выполнении работы сигнализируют красными карточками. Проверку начинает группа, закончившая работу первой.
Кейс № 1.
Родина.
Родина – это очень много. Это и привольные степи, и величавый Дон, и тропинка через ручей, бегущий возле порога. Это и Москва, и моя родная станица Вешенская. Это имена людей, название улиц, машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке. Это мой отец – комбайнер и твой отец – машинист.
Родина – это огромное дерево. И добрые дела наши добавляют ему сил.
Задания.
Выпишите собственные имена существительные.
Выпишете одушевленные имена существительные.
Найдите разносклоняемое имя существительное.
Определите род и склонение существительных в предложении № 2.
Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено именем существительным.
Ответы.
Дон, Москва, Вешенская.
Конструктор, бакенщик, отец, комбайнер, машинист.
Имя.
Степь ( 3 скл., ж.р.); Дон (2 скл., м.р.); тропинка (1 скл., ж.р.); ручей (2 скл., м.р.); порог (2 скл., м.р.).
Родина – это огромное дерево.
Взаимопроверка.
Кейс № 2.
Выборочный диктант.
Сильного и благородного человека отличают незлобивость, великодушие. Поступить великодушно – значит пожертвовать чем-то важным ради друзей, поставить на первый план не выгоду, а дело. Воспитанный человек великодушен и в мелочах. Вы совершили неловкость – он её не заметит. Вы перед ним виноваты – он простит, не дожидаясь доказательств вашей невиновности. Ваша неправота в споре очевидна – он оставит вам возможность сохранить лицо.
Задание.
Выпишите существительные с не. Объясните написание.
Ответы.
Незлобивость (всегда слитно).
Не выгоду, а дело (есть союз а ).
Неловкость (промах).
Невиновность (честность, безгрешность).
Неправота (ошибочность).
Оценивание работы самостоятельное.
Кейс № 3.
Орфографический футбол. (Задание выполняется по группам. Победителем становится команда, выполнившая работу быстро и правильно).
Задание. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами –ик-/-ек-.
Горох, карандаш, цветок, мяч, дом, стол, кирпич, мешок, заяц, дождь, листок, чиж, гвоздь, комок, нож, платок, куст, камень.
Ответы.
Горошек, карандашик, цветочек, мячик, домик, столик, кирпичик, мешочек, зайчик, дождик, листик, чижик, гвоздик, комочек, ножик, платочек, кустик, камешек.
Взаимопроверка. 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «2».
Кейс № 4.
Задание. Замените данные выражения сложными существительными.
Мальчик, который учится в 8-ом классе.
Фигура, которая имеет 3 угла.
1000 лет.
Человек, который выращивает хлеб.
Шкаф с раздвижными дверями.
Ответы.
Восьмиклассник.
Треугольник.
Тысячелетие.
Хлебороб.
Шкаф-купе.
Самостоятельное оценивание работ.
Подсчитывание количества баллов, выставление оценки за урок.
Итог урока.
— Согласны ли вы с высказыванием Л. Успенского «Имя существительное – это хлеб языка»? Почему?
5. Домашнее задание.
— написать сочинение-миниатюру по высказыванию Л. Успенского.
Литература.
Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В.Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.
Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.