МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Природа родного края
(Урок развития речи в 9 классе)
Учитель русского языка
и литературы
Чижикова Татьяны Ивановна
2013
г. Исилькуль
Омской области
Урок развития речи в 9 классе на тему:
«Подготовка к сочинению — рассуждению о природе родного края»
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи, как рассуждение; развивать коммуникативные компетенции.
Задачи урока:
— научить собирать и систематизировать материал для сочинения;
— осмысливать и раскрывать тему сочинения, строить план, работать с текстом;
— развивать речевую культуру учеников, память;
— прививать любовь к природе, искусству; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, мультимедийная установка, презентация картин местных художников, изображающих природу родного края; книги местных авторов, фотовыставка «Природа родного края».
Предварительная подготовка: создание презентаций на темы «Природа родного края на картинах местных художников», «Природа в Исилькульском районе», подборка стихотворений исилькульских поэтов
Ход урока:
I. Организационный момент
— Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них- любовь к Родине и к родной природе. Я думаю, эти два слова неразрывно связаны друг с другом. В течение урока вы постараетесь доказать, почему людям свойственно любить родную природу.
— Цель урока — подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос
«Почему мы любим родную природу?».
(Оформление тетрадей)
II. Проверка домашнего задания.
— Ребята, дома вы работали над упражнением №148
— Прочитайте текст этого упражнения. Какова его основная мысль? Как эта мысль раскрывается в предыдущем тексте упр. 147? (Отношение человека к природе родного края определяет его как личность. Природа вдохновляет людей на создание произведений искусства, помогает раскрыть их талант)
III. Анализ текста-рассуждения
— Но прежде чем самим написать сочинение о при роде родного края, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.
— Вспомните композицию плана сочинения – рассуждения.
На доске опорный план-схема.
1.Тезис.
2.Аргументы.
3.Вывод.
Обратимся к тексту упражнения.
— За что автор любит Среднюю полосу России? (Там он рос и стал настоящим человеком, В.Песков – выходец из Воронежской области, сейчас сотрудничает с газетой «Комсомольская правда»).
— Найдите тезис в этом тексте, аргументы и вывод.
-Как автор характеризует снег, дождь и какие средства художественной выразительности использует?
-Назовите односоставные предложения? Какова их роль?
IV. Индивидуальные сообщения
— Посмотрите, как изображают родную природу наши местные художники
(Презентация 1).
— И послушаем, как воспевают родную природу поэты. (Учащиеся читают стихи местных поэтов)
Представление презентации с фотографиями на тему «Природа в Исилькульском районе» (Презентация 2)
V. Чтение собственных стихотворений
— Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса пробуют писать стихи. Послушаем их.
Осень.
С ветки сорвался жёлтый лист,
Его унёс безумный ветер.
Осень шепнула вслед: «Смирись!
Глупый, хотел дождаться лета?
Оно не скоро, ты же слышишь,
Птицы прощаются надолго.
Их крик тоскливый тише, тише…
Исчезнет клин за горизонтом.
И снова лишь серое небо.
В разрывах туч не видно света.
А ветер… Песни поёт ветер
О тёплых днях, о снах, о лете».
Гиль Татьяна
VI. Работа над планом сочинения.
Опираясь на схему, составим план сочинения. Главное в такой работе — определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение- рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:
— основной тезис соответствовал теме сочинения;
— доказательства были убедительными;
— части рассуждения – тесно связанными;
— выводы чётко сформулированными.
Запишите план в тетрадь.
План.
I. Людям свойственно любить родную природу.
II.Аргументы:
1) это место, где мы родились и выросли;
2) многообразие животного и растительного мира;
3) источник поэтического и художественного вдохновения;
4) такие разные времена года.
III.Природа — источник радости и счастья.
VII. Орфографическая и пунктуационная работа.
Запись слов и выражений, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.
Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).
— Какие предложения по структуре вы употребите в своей работе?
— Назовите вводные слова, которые следует применять в сочинении — рассуждении?
VIII. Работа над сочинением
Учащиеся пишут сочинение на черновик. Некоторые ребята зачитывают фрагменты сочинения вслух.
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
Вывод в сочинении должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.
X. Домашнее задание.
Дописать сочинение на черновиках. По желанию нарисовать пейзаж или написать стихотворение о родной природе.
Список использованной литературы:
Русский язык. Учебник для 9 класса. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – М. «Просвещение»
Сборник стихотворений исилькульских поэтов «Первоцветы»