Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Маромица
Опаринского района Кировской области
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Повторение. Имя числительное как часть речи»
подготовила
учитель русского языка и литературы
первой категории
Шулепина Галина Михайловна
п. Маромица
2013
Тема: «Повторение. Имя числительное как часть речи».
Дидактическая цель урока: создать условия для повторения и систематизации изученного материала о числительном, выявить уровень овладения системой знаний и умений.
Задачи урока:
Обучающие: повторить и систематизировать знания о числительном, продолжить формирование речевых навыков учащихся, применять орфографические правила при написании числительных.
Развивающие: развивать письменную и устную речь учащихся, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать умения грамотно использовать числительные в речи, согласовывать их с другими частями речи, уметь писать числа словами.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам, аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к одноклассникам, воспитывать самодисциплину.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний, умений и навыков по теме
«Имя числительное».
Форма урока: традиционный урок с элементами игры.
Форма работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, творческий.
Оборудование: УМК под редакцией С.И. Львовой, компьютер с проектором, дидактические материалы, тест.
Ход урока.
Организационный момент.
С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках?
Как можно сформулировать тему урока? (Записываем тему урока на доске «Повторение. Имя числительное как часть речи»).
Какие цели урока мы сформулируем, исходя из темы?
Сообщение учащегося. (Индивидуальное задание).
В современном мире невозможно обойтись без цифр, они окружают нас везде. Огромную роль играют в жизни человека числа первого десятка. От них возникли числительные, позволяющие вести счёт.
А ведь первоначально наши русские числительные были существительными или прилагательными, утратив же признаки числа и рода эти части речи стали числительными. (Два – двойка, десять – десятка, десятина).
Числительные делают высказывание более убедительным, аргументированным.
Часто используются имена числительные и в образной речи (в пословицах, загадках).
Загадки:
— Семь братьев, имена разные.
— Два братца через дорогу живут.
— Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт.
Пословицы:
— Сто голов – сто умов.
— Трус бьёт первым.
— Пять перстов, да всё ода рука.
— Для милого дружка семь вёрст не околица.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация.
Об имени числительном мы узнали в этом учебном году, узнали о цифрах и числах много интересного, познакомились с новыми орфограммами, научились правильно употреблять числительные в речи. Как вы думаете, в каких ситуациях нам пригодятся знания о числительном?
Подготовительный этап. (Проводится в форме игры «Волейбол».Учитель бросает мяч ученику и задаёт вопрос, ученик отвечает и бросает мяч учителю, если ученик не знает ответ, то бросает тому, кто знает).
Вопросы для повторения:
* В каком разделе лингвистики изучается имя числительное? (В морфологии).
* Что изучает морфология, как раздел грамматики? (Грамматические признаки, особенности изменения и употребления слов разных частей речи).
* А еще какие части речи изучает морфология?
* Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных частей речи? (Самостоятельные части речи называют явления действительности и являются членами предложения).
*К какой группе относятся имена числительные?
* Назовите основные грамматические признаки самостоятельных частей речи? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, особенности употребления в речи).
* Что называется числительным?
* Как произошло это название? (От слова «число»).
2. Чем отличается имя числительное от других частей речи?
Сделайте это в виде схемы, кластера и т. д.
(Учащиеся составляют кластер на доске).
* На какие группы делятся числительные по значению и грамматическим
признакам? (Количественные и порядковые).
*Чем отличаются количественные числительные от порядковых имён числительных? (Количественные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или числа. Порядковые отвечают на вопрос который? и обозначают порядок при счёте).
* На какие группы делятся числительные по строению? (Простые, сложные, составные).
* Что называют количественные имена числительные? (Могут называть целые числа, дробные числа, от двух до десяти предметов как единое целое).
*Чем отличается склонение количественных числительных от склонения порядковых числительных? (Порядковые склоняются как прилагательные, а в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово).
Обратимся к таблице. Заполните недостающее. Проверьте себя. Сделайте вывод о склонении имён числительных. ( Приложение 1.)
Типы склонения числительного
200, 300, ? И на -сот | ? , 90,100 | 1,2,4, ? | собирательные и оба (?) | дробные | составные ? |
* Какова синтаксическая роль числительных? (Количественные числительные могут быть любым членом предложения, а порядковые — определением).
* Какие числительные, на ваш взгляд, используются чаще других? (1,2,3,4,5,6,7,10)
* Какое место занимают имена числительные по частоте употребления? (8)
* Вспомните, какие трудности по теме «Имя числительное» вы для себя выделили?
V. Обобщение и систематизация знаний.
На уроках мы часто работаем с текстами. Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту с точки зрения речевой роли числительныхпо изученной теме.
Задание.
Выразительно прочитайте записанный текст. Определите тему текста, как бы вы его озаглавили («О насекомых»).Определите тип речи (рассуждение), обоснуйте свой выбор, (тезис, аргументы, вывод), стиль речи (научный).
Попробуйте прочитать текст, опуская числительные. Что получилось? Сделайте вывод о роли числительных в речи.(Приложение 2.)
Самый многочисленный отряд обитателей земного шара — насекомые. Учёные подсчитали, что на небольшом деревце живёт около700000 насекомых. На одном квадратном километре суши больше насекомых, чем людей на всём земном шаре.
В древнем мире было известно всего 450 видов животных, а теперь учёные знают только насекомых больше 800 тысяч. Имеется 90 тысяч бабочек, 23 тысячи видов жуков-дровосеков.
Все вы, наверное, видели тлю, крошечное существо не более 2 миллиметров. Кажется, кому оно мешает? Но тля даёт потомство от 13 до 18 поколений в год, а в каждом поколении до 100 «детишек». Уже в 5 поколении10 миллиардов. А в 18!
Тля питается соком растений. Если бы выжило потомство только одной тли, на землене осталось бы ни одной травинки.
Личинки мух съедают за одни сутки пищи в 200 раз больше, чем весят сами.400-500 гусениц могут уничтожить всю листву на дереве пятнадцатилетнего возраста. Чтобы бороться с вредными насекомыми, нужно их знать.
(По Ю. Дмитриеву)
Задание к тексту:
Выпишите из текста словосочетания с числительными.
Определите их разряд по значению.
Определите падеж имён числительных.
Просклоняйте числительное 450.
Какое окончание могут иметь числительное 90, 100?
Назовите числительное, правописание которого надо запомнить. Продолжи
этот список.
(Миллион, одиннадцать, миллиард).
Найдите в тексте 10 орфограмм и обозначьте их графически.
Объясните постановку знаков препинания в первом предложении, подчеркните члены предложения.
Задания. (Работа с текстом в группах).
1). Определите падеж числительного около 700000 насекомых. (1б.)
2) Назовите числительные, которые пишутся с Ь на конце? (1б.)
3). Числительные с Ь в середине? Приведите свои примеры. (2б.)
4). Найдите простое, сложное и составное числительное. (1б.)
5). Сделайте морфемный разбор слов: восемнадцать, выжило, вредными. (3б.)
6). Сделайте морфологический разбор числительного: 23 (тысячи видов). (3б.)
7). Вспомните, когда мы говорим оба, а когда обе? (1б.)
Рефлексия:
Оцените работу в группах в пятибалльной системе.
Оценка «5» — 12 баллов;
Оценка «4» — 9 – 11 баллов;
Оценка «3» — 6 -8 баллов;
Оценка «2» — менее 6 баллов;
— Сумели ли Вы решить поставленные перед собой задачи?
— Что Вам в этом помогло?
— Кто, по-вашему, сегодня хорошо работал на уроке?
— Поставьте себе оценку.
4.Тест. Правописание имён числительных. Самостоятельная работа.
( Приложение 3).
5. Игры.
Кто больше знает фразеологизмов со словом «один».
(Один на один, играть первую скрипку, одного поля ягодка, первый блин комом, один в поле не воин, семеро одного не ждут, все как один, за один присест, один к одному, ставит на одну доску, один как перст, одним миром мазаны, стричь под одну гребёнку, в один голос, одно название идр.)
Объясни фразеологизмы:
*пуд соли съесть, а сколько это в килограммах? (16кг);
*как аршин поглотил, а сколько это в метрах, если1 аршин равен16 вершкам (0,71 м), а вершок – ( 4,45 см);
* заблудился в трёх соснах;
* идти на все четыре стороны.
На уроке математики. Решаем примеры. (На картоне циферблат с крутящимися стрелками и примеры). Из 15 – 7 = К 20 + 47 =
От 555 — 400 = 932 : 2 =
О 222 картинках; с 56 кг ; 1,5 – 0, 3;
до 148 фотографий, 2 участка.
Составьте по три примера для соседа по парте.
А на каких уроках мы встречаемся с именами числительными? Докажите.
(Литература, химия, физика, история, обществознание, биология, технология, физическая культура, география, О Б Ж).
— Задайте друг другу по одному вопросу, используя имена числительные.
— Сделайте вывод о роли имени числительного в нашей жизни.
VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Из истории моей школы», используя числительные; подготовить устное сообщение на тему «В зале Боевой Славы школьного музея»; упр. 610, 611.
VI. Рефлексия.
— Что для меня самым полезным было на уроке?
— А интересным?
— Что на уроке для меня было трудным?
-Над чем бы вы поработали дома?
Приложение 1.
Типы склонения числительного
200 300, 400 и на — сот | 40 , 90,100 | 1,2,3,4, | собирательные и оба (обе) | дробные | составные количественные |
Приложение 2.
Самый многочисленный отряд обитателей земного шара — насекомые. Учёные подсчитали, что на небольшом деревце живёт около700000 насекомых. На одном квадратном километре суши больше насекомых, чем людей на всём земном шаре.
В древнем мире было известно всего 450 видов животных, а теперь учёные знают только насекомых больше 800 тысяч. Имеется 90 тысяч бабочек, 23 тысячи видов жуков-дровосеков.
Все вы, наверное, видели тлю, крошечное существо не более 2 миллиметров. Кажется, кому оно мешает? Но тля даёт потомство от 13 до 18 поколений в год ,а в каждом поколении до 100 «детишек». Уже в 5 поколении10 миллиардов. А в 18!
Тля питается соком растений. Если бы выжило потомство только одной тли, на земле не осталось бы ни одной травинки.
Личинки мух съедают за одни сутки пищи в 200 раз больше, чем весят сами.400-500 гусениц могут уничтожить всю листву на дереве пятнадцатилетнего возраста. Чтобы бороться с вредными насекомыми, нужно их знать.
(По Ю. Дмитриеву)
Задание к тексту:
Выпишите из текста словосочетания с числительными.
Определите их разряд по значению.
Определите падеж имён числительных.
Просклоняйте числительное 450.
Какое окончание могут иметь числительное 90, 100?
Назовите числительное, правописание которого надо запомнить. Продолжи
этот список.
(Миллион, одиннадцать, миллиард).
Найдите в тексте 10 орфограмм и обозначьте их графически.
Объясните постановку знаков препинания в первом предложении, подчеркните члены предложения.
ТЕСТ.
Четвёртое лишнее:
третий; 2) три; 3) утроить; 4) тридцать.
Укажите порядковое числительное:
три; 2) четверо; 3) пятый; 4) второгодник.
Какое слово не является простым числительным?
тридцать; 2) семнадцать; 3) шестьдесят; 4) сорок.
Укажите составное числительное:
сто пятьдесят второй; 2) тридцать; 3) два и три; 4) одиннадцать.
Какие существительные могут сочетаться с числительным четверо:
друзья; 2) машины; 3)котята; 4) девочки.
В каких числительных в середине пишется Ь:
60; 2) 16; 3) 700; 3) 18.
В каком слове пропущен Ь?
1) шест…сот; 2) восем…надцать; 3) пять тысяч… 3) милл…он
Какое из слов помогает проверить правильность склонения числительного шесть:
Ночь; 2) дорога; 3) мяч; 4) солнце.
Какие числительные склоняется как числительное 40?
60; 2) 100; 3) 80; 4) 90
В каком случае нужно употребить слово «обеими»?
Слышат ___ ушами; 2) переписываться с ________ друзьями;3) видит _____ глазами 4) машет ______ руками
каким числительным относится числительное полтора?
Собирательное; 2) дробное; 3) целое; 4) порядковое
В каком примере нет нарушения норм современного литературного языка?
В Москве более восемьсот уличных часов.
В Мировом океане обитает восемнадцать тысяч видов рыб.
Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров.
Нас трое сестёр в семье.
Укажите предложение, в котором числительное является определением.
На столе лежали три тетради.
Пятью пять – двадцать пять.
В книге не хватало трёх страниц.
Мы – два в ночи летящих метеора.
Ответы:
– 3); 4. – 1); 7. – 1); 10.– 4; 13. – 3).
– 3); 5. – 1), 3); 8. – 1); 11. – 2);
— 3); 6.- 1), 3); 9. – 2), 4); 12. – 2);
Список используемой литературы
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 6 класса. В трёх частях М.:Мнемозина, 2012
Т.М. Пахнова. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс.М.: Прсвещение,1997
Г.А. Богданова. Русский язык Рабочая тетрадь для 6 класса. Часть 2.М.: Генжер,2008
Фразеологический словарь русского языка для школьников. Составитель Л. А. Субботина. У — Фактория,2007