Конспект урока по Физике «Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость» 9 класс

Конспект урока физики в 9 классе


Тема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».


Цели урока: изучить движение тел в гравитационном поле Земли. Углубить понимание закона Всемирного тяготения и движения по окружности путем их применения для вывода формулы первой космической скорости. Познакомить учащихся с историей запусков ИСЗ, с успехами и трудностями, которые пришлось преодолеть нашим ученым, физикам, конструкторам первых космических аппаратов.


Задачи:


Образовательные:


  • изучить движение тел в гравитационном поле Земли. Углубить понимание закона Всемирного тяготения и движения по окружности путем их применения для вывода формулы первой космической скорости;

  • выработать умения воспринимать и излагать новый материал;

  • показать практическую значимость изучаемого материала;

  • познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства.


Воспитательные:


  • сформировать интерес учащихся к изучаемому материалу. Рассмотреть примеры из истории космической техники, показать роль ученых, физиков, конструкторов ;

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.


Развивающие:

  • продолжить обучение умению выделять главное, существенное в изучаемом материале на основе сравнения скоростей, сообщаемым телам в горизонтальном направлении у поверхности Земли, с траекториями движения в поле тяготения Земли, анализировать , проводить сравнения, находить общие и отличительные черты , делать выводы;

  • развивать внимание, память, устную речь;

  • развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции .


Формы и методы обучения :

  • изложение материала учителем, использование межпредметных связей (истории , литературы);

  • самостоятельная работа с ОК , заполнение таблицы ( определение верных и неверных суждений) во время закрепления материала;

  • самостоятельная работа при проверке знаний учащихся (выбор главного из второстепенного);

  • компьютерная презентация ;

  • демонстрация видеофрагментов запуска первого ИСЗ, запуска ракеты и отделение1-2 ступеней до выхода на орбиту;

  • прослушивание позывных первого ИСЗ, запущенного 4 октября 1957 года;

  • работа в Интернете в режиме реального времени ( карта нашего города и острова Путятин из космоса ) через спутник.



Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, фотографии и иллюстрации о космосе

  • Видеоресурсы : (Запуски ИСЗ, космических ракет, документальные кадры запуска первого в мире ИСЗ 4 октября 1957 года)

  • Компьютерные модели : «Движение искусственных спутников Земли» с диска «Открытая физика» 2.6. фирмы «Физикон»; анимации по физике.

  • Учебник: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

Физика- 9 класс

  • Презентация учителя Куличковой Ларисы Валентиновны




План урока.


  • Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  • Постановка цели урока.

  • Актуализация ранее изученного материала. Проверка знаний учащихся на начальном этапе урока

  • Основной этап урока. Изучение нового материала. Заполнение ОК.

  • Закрепление материала. Определение верных и неверных суждений (заполнение таблицы).

  • Итоговый этап. Оценивание знаний учащихся. Домашнее задание.

  • Рефлексия.



Здравствуйте! Я приветствую вас и всех гостей, которые присутствуют сегодня на уроке.

В начале урока хотелось бы узнать ваше настроение. Выразите, пожалуйста, его

с помощью одного прилагательного. Очень хорошо. Перейдем к уроку.

Опрос:

  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

  • Приведите примеры движения по окружности.(Стрелки часов, колеса автомобиля, планеты вращаются вокруг Солнца и др.)

На столе у вас лежит лист, подпишите его и выполните следующее задание.

Продолжите предложение: для этого выберите из правого столбца нужное слово или словосочетание и соедините ответы стрелками


Активизация:

По каким траекториям могут двигаться тела, брошенные с разными скоростями?


Опыты: с шаром (№1,2,3,)


Сделайте вывод . Во всех случаях Земля притягивает тела, но при этом тела двигаются по-разному.

  • А можно бросить тело так, чтобы оно не упало на Землю?

  • Кто считает, что можно, а кто считает, что нельзя ?

  • Как вы думаете, может ли служить примером движения по окружности – движение спутников вокруг планет Солнечной системы?

У планет Солнечной системы естественные спутники, они созданы природой, значит можно создать и искусственные. Что значит «искусственный»? (созданный человеком, запущенный человеком).

Основной этап урока.


Тема нашего урока – Искусственные спутники Земли. Слайд№1


Что вы хотите узнать об искусственных спутниках? (что это такое, какие бывают, что необходимо сделать, чтобы тело стало ИС)

На столе у вас есть 2 листа. Один – опорный конспект, который вы должны в течение урока заполнить, второй – лист с утверждениями и в конце урока мы к ним вернемся.


Ребята, подумайте и сделайте вывод о том ,как будет двигаться тело, если его бросить в горизонтальном направлении?

Слайд№2 Правильно по участку параболы.

А если тело движется по окружности вокруг Земли, то какая сила удерживает его, не давая ему упасть?

Слайд№3 Сила тяжести. ( использование тематических стихов… все тяготеют друг к другу и падая мчатся по кругу )

Слайд№4 Предложите модель , которую можно использовать для рассмотрения движения тела вокруг Земли? ( ответы учащихся )

Слайд№5 1) Земля является однородным шаром с радиусом 6400 км.

2). На тело не действуют никакие силы, кроме силы тяготения, направленной к центру Земли.

3). Спутник будем считать материальной точкой.

Слайд№6 Что же необходимо сделать, чтобы тело стало ИСЗ? Посмотрим анимационную модель. (демонстрируется модель движения шарика вблизи Земли с различными скоростями.) Проанализируйте анимацию и сделайте вывод о том, как могут двигаться тела в поле тяготения Земли?

Слайд№7 Слайд№8 Анимация движений тел по разным траекториям с разными скоростями ( прямая, окружность, эллипс, парабола, гипербола ) каждая анимация начинается одна после другой .(не надо переключать кадр пока не закончится анимация)

Слайды №9,10,11 показывают расчетные формулы для 1-ой, 2-ой и 3-ей космической скорости.

На доске учитель , совместно с ребятами производит аналитический вывод первой космической скорости, привлекаются знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по теме « Закон Всемирного тяготения» и знания по теме «Движение по окружности с центростремительным ускорением».

Давайте сделаем вывод. Какую скорость необходимо сообщить телу у поверхности Земли в горизонтальном направлении, чтобы оно стало ИСЗ ? ( первую космическую, равную приблизительно7,9 км/с.

В октябре 1954г оргкомитет Международного геофизического года обратился к ведущим мировым державам с просьбой рассмотреть возможность запуска ИСЗ для проведения научных исследований. Президент США Дуайт Эйзенхауэр объявил, что США запустят такой спутник. Вскоре с таким же заявлением выступил Советский Союз.

Выступление учащихся о неудачном запуске Американского ИСЗ.(Организация работы с группой учащихся по опережающем у обучению)

Слайд №12 Мы гордимся своей страной. 4 октября 1957 года в СССР был успешно запущен первый ИСЗ-П (простейший )

Слайд№13,14,15,16 Стихотворение о первом ИСЗ, основные параметры спутника, позывные первого ИСЗ аудиозапись(подлинная) (1 минута ) Сообщения ТАСС.

Слайд№17

Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.

Слайд№18 3 ноября того же 1957 года был запущен второй ИСЗ весом 508,3 кг. Это была уже настоящая научная лаборатория. Впервые в космическое пространство отправилось живое существо — собака Лайка.

Слайд №19 Фотографии современных ИСЗ.

Слайд №20 Вклад наших ученых, конструкторов в освоение космического пространства (информация о том, что запуск первого спутника Земли был произведен в год 100-летия К.Э.Циолковского-основоположника космических полетов).

Слайд №21 Документальные кадры запуска 1-го ИСЗ с космодрома Байконур, С.П.Королев следит за движением спутника. Отделение головной части ракеты.

( 2 минуты) подготовлены учащимися

В США запуск первого спутника привел в настоящий шок. Оказалось вдруг, что СССР, страна, не успевшая еще толком оправиться от войны, имеет мощный научный, промышленный и военный потенциал, и что с ней надо считаться. Престиж США как мирового лидера в научно-технической и военной области пошатнулся. Это вызвало недоумение и страх: в небе над головой беспрепятственно и безнаказанно летает чужой аппарат!

Слайд №22,23,24,25 Памятники первому искусственному спутнику Земли .Какими могут быть спутники?

Слайд №26 Анимация. Движение ИСЗ по орбите вокруг Земли.

Слайд № 27,28 Внешний вид современных ракет. Первая ракета «Восток-1»

Слайд №29 Видеозапись Запуск ракеты и отделение 1-ой и 2-ой ступеней. Подготовлена учащимися (1,5 мин)

Слайд №30,31,32 Космодром Байконур. Вид из космоса.

Давайте попробуем и мы посмотреть на наш город Фокино используя спутниковую связь Работа в Интернете в режиме реального времени ( карта нашего города и острова Путятин из космоса ) через спутник. Проводит группа учащихся.

Слайд №33

За годы освоения космоса в мире созданы и эксплуатируются более 20 космодромов и ракетных полигонов, сотни боевых ракетных шахт и пусковых установок, всего запущено свыше 6000 космических объектов, из них около 700 в настоящее время эксплуатируются на околоземных орбитах. Ежегодно осуществляется около 100 запусков объектов в космос, в которых участвуют более 20 стран.

Заключение.

«…Подумать только, как время бежит! Как далеко ушли мы по космической дороге. Но как далеко ни ушли бы мы, каким бы маленьким ни казался нам издали прошедших лет зеркальный шарик, он всегда будет светить всем, идущим к звездам, потому что мы наделили его великим качеством, которое невозможно превзойти никому и никогда: он — самый первый!»


Закрепление

1.Теперь проверим ОК.( При заполнении ОК учащиеся должны выделить главное из материала презентации и заполнить лист ОК)

2.Проверим верные и неверные утверждения.(Учащиеся заполняют таблицу по материалу урока)


Д/З

Откройте учебник § 20, вопросы к параграфу. , Упр.19 (№1)

В начале урока я вас спрашивала о том, что вы хотите узнать о спутниках. сможете ли вы знания применить.




Рефлексия:

Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

Интересна ли для тебя была дополнительная информация из истории космонавтики?

Что ты хотел бы отметить положительного ,отрицательного на уроке ?

Понравился тебе урок ?

Слайд№34 последний. Спасибо за урок!




Свежие документы:  Конспект урока "Что такое слово"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: