Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
Г.Зеленокумск Советского района»
Урок физики
Тема: Мощность
Г.Зеленокумск
2014 г.
Триединая задача урока:
Познакомить обучающихся с мощностью как новой физической величиной;
Развивать умения выводить формулы, пользуясь необходимыми знаниями прошлых уроков; развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
Применять знания по физике в окружающем мире. Формировать научное мировоззрение.
Цели урока:
Сформировать у обучающихся положительное эмоциональное восприятие новой темы.
Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
В результате постановки проблемы обосновать необходимость и содержание новой физической величины.
Воспользоваться возможностью при изучении темы учащимся заняться активными физическими упражнениями.
Научить учащихся решать задачи по теме и закрепить этот результат на примерах из различных областей.
Применив несколько раз промежуточное закрепление добиться лучшего усвоения материала.
План урока
Длит. | Действия учителя | Действия учащихся | |
1 | 1 мин | Оргмомент. Демонстрация презентации. | Слушают. |
2 | 2 мин | Демонстрирует рисунки с вопросами | Дают ответы |
3 | 1 мин | Демонстрирует неполные формулы | Дают ответы |
4 | 4 мин | Демонстрирует вопросы теста. Контролирует работу учащихся | Заполняют бланки ответов |
5 | 3 мин | Демонстрирует вопросы теста. Контролирует работу учащихся | Проверяют ответы товарища |
6 | 1 мин | Демонстрирует ответы теста. | Проверяют правильность выполнения |
7 | 1 мин | Ставит проблему | Участвуют в дискуссии |
8 | 1 мин | Даёт задание | Работают с учебником |
9 | 2 мин | Подводит итог работы. Вводит определение новой величины | Работают в тетради |
10 | 10 мин | Спортивная задача | Выполнят задание и расчёты |
11 | 2 мин | Демонстрирует слайды | Наблюдают |
12 | 3 мин | Промежуточное закрепление | Дают ответы |
13 | 2 мин | Разбирает задачу | решают задачу |
14 | 4 мин | демонстрирует слайды с заданием, контролирует работу | решают задачи |
15 | 3 мин | Разбирает Д/з | слушают |
16 | … | Разбирает кроссворд | дают ответы |
Ход урока
«И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови! …Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь!»
А.Блок «На поле Куликовом» (июнь 1908 г). ( Слайд 1).
На уроке сегодня мы с вами изучим новую для вас физическую величину. Эта величина связана с ранее изученной нами величиной – работой. Поэтому я хотел бы проверить ваши знания. Но начнём мы с небольшой разминки.
Определите рисунки, на которых с точки зрения физики допущены ошибки ( Слайд 2 ).
На первом рисунке объем второго шарика меньше объёма первого, а архимедова сила во втором шарике больше (ошибка – где больше объём, там больше и архимедова сила, поскольку она зависит от объёма тела).
На втором рисунке одно и то же тело лежит на узкой грани и на большой грани. Причём лежа на большой грани, оно производит большее давление (ошибка – давление обратно пропорционально площади, поэтому при одном и том же весе тела, через большую грань оказывается меньшее давление).
На третьем рисунке одинаковые тела помещены в разные жидкости, при этом их равновесие не нарушилось ( ошибка – в более плотной жидкости – воде, и архимедова сила больше, поэтому второе плечо весов должно подняться вверх).
На четвёртом рисунке в двух сообщающихся сосудах разный уровень жидкости (ошибка – в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаков).
Теперь я проверю, как вы хорошо поняли предыдущую тему – работа. Вначале вспомним некоторые полезные формулы ( Слайд 3 ):
Как рассчитать путь, если известна скорость и время. s = υ · t
Как рассчитать вес, если известна масса. P = m · g
Чему равна работа сил тяжести A = m · g · h
Теперь выполним тестовое задание ( Слайды 4 — 10 ). У вас имеются бланки ответов. Подпишите свою фамилию и вариант. Приступайте к работе. Отвечаете последовательно на 5 вопросов, и обводите нужный вариант в бланке. Время, отведённое на ответ, показывается в правом верхнем углу слайда.
После выполнения работы оторвите верхний листок и подготовьте его для сдачи учителю, положив на край парты. Обменяйтесь листками копиями с соседом по парте и приступите к проверке. После проверки опять обменяйтесь листками и сверьте результат своей работы с ответами на слайде ( Слайды 11 — 15 ).
Постановка проблемы ( Слайд 16 ). Время выполнения работы землекопом и экскаватором. Время выполнения работы пахарем и трактором.
План изучения физической величины ( Слайд 17).
Определение;
Буквенное обозначение;
Формула;
Единица величины.
Работа с учебником слайде ( Слайды 18 — 19 ).
Новая физическая величина в соответствии с планом ( Слайд 20).
1) Физическая величина, характеризующая быстроту выполнения работы, называют
3) N.
4)
5) [N] = [ 1 Дж/с] = [1Вт ]
Биография Джеймса Уатта ( Слайд 21).
Название этой единицы мощности дано в честь английского изобретателя паровой машины (1784г) Джеймса Уатта.
Спортивная задача ( Слайды 22 — 25 )
Вопрос: А какова мощность человека?
Текст учебника, § 54. Мощность человека при нормальных условиях работы в среднем составляет 70-80 Вт. Совершая прыжки, взбегая по лестнице, человек может развивать мощность до 730 Вт, а в отдельных случаях и большую.[1]
Продолжить урок я хочу с вопроса к вам. (Слайд 26).
Как вы думаете, имеет ли какое-то отношение лошадь к физике?
Действительно, мощность двигателей автомобилей, транспортных средств до сих пор измеряют в лошадиных силах. Сегодня на уроке мы с вами узнаем всё о мощности с точки зрения физики. Давайте подумаем вместе и определим, что мы должны знать о мощности, как о физической величине.
Начнем с примера из жизни. Вам необходимо набрать бочку воды для полива растений. Вода находится в колодце. У вас есть выбор: набрать при помощи ведра или при помощи насоса. Напомню, что в обоих случаях механическая работа, совершенная при этом будет одинаковой. Конечно же, большинство из вас выберут, насос.
Вопрос: В чем разница при выполнении одной и той же работы?
Ответ: Насос выполнит эту работу быстрее, т.е. затратит меньшее время.
( Слайды 27-28) – единицы мощности. Ответ на проблемный вопрос.
История ( Слайд 29).
Закрепление ( Слайд 30).
Примеры техники ( Слайды 31-34).
Закрепление ( Слайды 35-36).
Вывод формулы ( Слайды 37-38).
Вопрос: от чего зависит скорость движения таких тел?
Оказывается, она напрямую зависит от мощности двигателя автомобиля.
Зная, формулу мощности мы выведем еще одну, но для этого давайте вспомним основную формулу для механической работы.
Учащийся выходит к доске для вывода формулы. Пусть сила совпадает по направлению со скоростью тела. Запишем формулу работы этой силы.
1.
2.При постоянной скорости движения , тело проходит путь определяемой формулой
Подставляем в исходную формулу мощности: , получаем — мощность.
У нас получилась еще одна формула для расчета мощности, которую мы будем использовать при решении задач.
Эта формула показывает, что при постоянной мощности двигателя, изменением скорости можно менять силу тяги автомобиля и наоборот, при изменении скорости автомобиля можно менять силу тяги двигателя.
При N = const
v > , F <.
v < , F >.
Вопрос. Когда нужна большая сила тяги?
Ответ:
а)При подъеме в гору. Правильно, тогда водитель снижает скорость.
б) При вспашке земли тракторист движется с малой скоростью, чтобы была большая сила тяги. Для этого водитель, тракторист, машинист, токарь, фрезеровщик часто используют коробку передач, которая позволяет менять скорость.
Решение задачи ( Слайд 39).
Упр. 29, задача №6. ( Слайд 16).
СИ | Решение: | |
m = 125кг |
| N = A / t |
h = 70 см | 0,7 м | A = F s, s = h |
t = 0,3 с |
| F = P = mg |
|
| N = mgh / t |
N — ? |
| N = 125 кг · 9,8 Н/ кг · 0,7 м / 0,3 с= 2858,3 Вт ≈ 2,9 кВт |
Ответ : N ≈ 2,9 кВт.
Закрепление. Контрольное задание ( Слайды 40-42).
Д/з ( Слайд 43).
§ 54.
Записать формулы мощности в таблицу формул.
Упр. 29 (2,5) – 1 уровень.
Упр. 29 (1) – 2 уровень.
Упр. 29 (4) – 3 уровень.
Задание 18 – на дополнительную оценку ( на листочках).
Рефлексия на уроке
Литература:
А.В. Перышкин «Учебник физики для 7 класса», Дрофа, Москва, 2006.
А. Блок «На поле Куликовом».
1C: Школа Физика 7 класс