Урок химии в 8 классе на тему: Физические и химические явления. Химические реакции.
Савинская Татьяна Андреевна
учитель химии и биологии
Северо-Казахстанская область
Город Мамлютка
Мамлютская школа-гимназия № 1
Цель урока: учащиеся смогут отличать физические явления от химических, приводить примеры явлений, происходящих в природе и жизни человека. Задачи: расширить понятие “химическая реакция”; обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира; Формировать представления о признаках и условиях протекания химических реакций; Содействовать формированию у учащихся знаний, с помощью которых можно выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями.
Методы, стратегии: элементы технологии критического мышления, стратегии «Давай порассуждаем», «я-мы», кластер «Паучок».
Оборудование: спиртовка, держатель, пробирки, вода, ступка с пестиком, кусочек сахара, металлическая пластина, парафин, пищевая сода, растворы уксусной кислоты, BaCl2, Na2SO4, лист бумаги.
Ход урока:
1. Организационный этап. Приветствие, позитивный настрой.
2.Стадия вызова.
Учащиеся делятся на группы с помощью стратегии «Давай порассуждаем» ( карточки с названием явлений «скисание молока, таяние снега, горение дров, плавление парафина, опадание листьев» или другие на усмотрение учителя )
Задание: в группе обсудите в группе ваше словосочетание и выскажите предположение о теме нашего урока. Какие явления вы знаете? (определили тему урока) (2 мин)
Какова цель нашего урока? Учащиеся называют цель урока, учитель дополняет.
2.Работа в группах по заданиям: стратегия «я-мы»
Задания: по выданным картинкам определите, какие явления являются химическими, а какие физическими и дайте обоснованный ответ (презентующий от группы высказывает их мнение) 3-5 мин
3.Стадия осмысления. Изучив материал учебника, параграф 4, заполните схемупо выданному шаблону в тетради (стратегия «Паучок») (5 минут) индивидуально.
3. Обсудите в группах, чем отличаются физические явления от химических. Как по- другому называются химические явления? Приведите примеры. Составьте кластер(5 мин). Презентация кластеров по принципу дополнения. (3 мин) Учитель: На уроках химии мы будем изучать химические реакции. Поэтому мы их будем отличать от физических явлений по 5 признакам. Назовите эти признаки. В этих отличиях мы убедимся при выполнении лабораторного опыта.
Выполнение лабораторного опыта. Правила ТБ при работе с уксусной кислотой, правила нагревания (направленное исследование)
5. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам.
Лабораторный опыт «Физические и химические явления»
Инструкция к проведению лабораторного опыта. При выполнении опытов, заполните таблицу
Опыт 1. Кипение воды
Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, вода
1.В пробирку налить 3 мл воды.
2.Пробирку закрепить в держателе.
3.Поджечь спиртовку (соблюдая ТБ).
4.Над спиртовкой прогреть пробирку с водой по всей длине.
5.Аккуратно нагреть воду в пробирке до кипения.
6.Запишите ваши наблюдения.
7.Какое явление вы наблюдаете? Почему?
Опыт 2. Дробление вещества
Оборудование: ступка с пестиком, кусочек сахара
1.В ступку положите кусочек сахара.
2.При помощи пестика измельчите кусочек сахара в мельчайший порошок.
3.Запишите ваши наблюдения.
4.Отнесите данное явление (измельчение) к физическому или химическому явлению.
Опыт 3. Плавление и охлаждение парафина
Оборудование: спиртовка, металлическая пластина, парафин.
1.Металлическую пластину закрепите в держателе.
2.Положите кусочек парафина на металлическую пластину.
3.С помощью спиртовки нагрейте металлическую пластину с парафином.
4.Запишите ваши наблюдения.
5.Вылейте расплав тонкой струйкой в фарфоровую чашку и охладите.
6. Какие изменения происходят?
5.Плавление и затвердевание — химическое или физическое явление?
Опыт 4.Выделение газа
В пробирку поместите 0,5 г соды. Осторожно прилейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сделайте вывод о том, какое это явление. Опыт 5. Выпадение осадка. В пробирку налейте 1 мл вещества, имеющего формулу BaCl2и 1 мл Na2SO4. Что наблюдаете? Дайте отстояться веществам. Сделайте вывод, какое это явление.
Опыт 6. Изменение цвета Посмотрите видеоролик «Изменение цвета –признак химической реакции» Заполните таблицу. Опыт 7. Выделение теплоты и света. Посмотрите видеоролик «Горение магния». Заполните таблицу. Что выделяется при горении магния? Опыт 8. Сжигание бумаги Листок бумаги поместите в фарфоровую чашку. Закрепите держателем и поместите в пламя горелки. Появился запах?
Содержание опыта | Наблюдения | Вывод (какое явление) | |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8. |
|
|
|
6. Группы для обсуждения получают задания: 2 группы – значение физических явлений в природе и жизни человека. 3 группы –значение химических явлений в природе и жизни человека. Запишите на плакатах. (5-7 мин). Обменяйтесь плакатами, другие группы дополните своими предложениями. Возвращение плакатов в свою группу с дополнениями. Перечислите ваши примеры значения явлений. Презентация, дополнение.
7.Задание для закрепления. Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», объясните все явления, протекающие от момента наливания вода и до чаепития.(приложение) 6. Само и взаимооценивание по листам оценивания результатов работы. (Приложение)
4.Рефлексия. «Три М». Учащимся предлагается написать на стикерах два момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
5. Домашнее задание. §4, 5 ответить на вопросы
Приложение: Лист оценивания.
Оцените свою работу и своих товарищей в группе от 1 до 100%
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | Итого | |
|
|
|
|
|
|
Взаимооценка
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | Итого | |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
Приложение 1. Картинки к 1 заданию
Горение костра Кипение воды в чайнике
Фотосинтез образование льда
Листопад Протухание яйца
Ржавление гвоздя Таяние мороженого
Проволока сплющивается от удара Испарение воды
Реакция хамелеона Смесь бертолетовой соли с фосфором взрывается от удара
Взрыв газов в космосе Изгибание гвоздя
Измельчение соли в ступке Нагревание вольфрамовой нити
растворение сахара в воде Горение свечи
Выпадение снега Жарка рыбы
Задания для групп:
По выданным картинкам определите, какие явления являются химическими, а какие физическими и дайте объяснение (презентующий от группы высказывает мнение своей группы)
Перечислите значение физических явлений в природе и жизни человека
Задание для закрепления: Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», выполните задание.
С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми.
Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей.
Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара.
Ответьте на вопросы: 1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет 2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет 3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет
4. Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие — химическими?
Приложение к заданию №2 Кластер «Паучок»