План-конспект урока химии в 9 классе по теме: «Металлы. Химическое пятиборье»



Металлы. Химическое пятиборье.

Урок повторения и обобщения темы « Металлы» в 9 классе.

Учитель: Гузева В.П. МБОУ « СОШ с. Сергиевка» Калининского района Саратовской области.

Цель урока: 1. Обеспечить усвоение каждым обучающимся знаний о металлах.

2. Продолжить формирование умений и навыков работать с химическими реактивами, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами и щелочами.

3. Способствовать развитию логического мышления, любознательности, формирования умения работать в группе.

Тип урока: по основной дидактической цели – урок повторения и обобщения знаний о металлах.

По основному способу проведения – урок — игра. Соревнование между тремя группами « Химическое пятиборье».

По основным этапам – комбинированный ( запись уравнений химических реакций по цепочке превращения веществ, решение задачи, химическая эстафета, разгадывание загадок о металлах, решение практической задачи.



Средства обучения: классная доска, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для 3-х групп, химические реактивы, учебник-О.С.Габриелян.

Методы: наглядный, словестный, условно – символический, исследовательский.

Цели познавательной деятельности обучающихся:

Р- репродуктивная познавательная деятельность: знать свойства щелочных, щелочно – земельных металлов, алюминия, железа, уметь записывать уравнения химических реакций, решать расчетные и практические задачи.

Ч –П- частично – поисковая учебная деятельность: уметь определять химические вещества с помощью качественных реакций.

Девиз урока: « То, что неясно, следует выяснить» Конфуций.

Цитаты урока: « Лучший путь к истине, это – изучать вещи, как они есть» Д. Локк.

« Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»

Б. Шоу.

« Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» .Г. Лессинг.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Выбор заданий.

  4. Выполнение заданий группами.

  5. Итог урока и объявление оценок.



Вступительное слово учителя. Учитель объявляет тему, цели урока, девиз и цитаты, делит класс на группы.



Задание для первой группы. Щелочные и щелочно – земельные металлы.

  1. Записать уравнения реакций по цепочке превращений.

K  K2O2 K2O  KOH  KCl  K

2.Задача. Определить объем водорода, выделившегося при взаимодействии 4, 6 грамм натрия с водой.



3.Физкультминутка. Проводится как эстафета. Группа по очереди должна называть щелочные или щелочно – земельные металлы или их соединения. Эстафету начинает член группы, сидящий позади всех членов своей группы. Он начинает эстафету и , дотрагиваясь до плеча впереди сидящего, передает эстафету дальше.

4. Загадка. Меня в составе мрамора найди.

Я твердость придаю кости.

В составе извести меня найдешь,

Теперь меня ты смело назовешь. Кто я? ( Кальций)

5.Практическое задание. Даны вещества: Na2CO3, NaCl, HCl.

С помощью характерной реакции определить, в какой пробирке находится карбонат натрия. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.



Задание для второй группы по теме: алюминий.

  1. Записать уравнения реакций по цепочке превращений.

Al Al2O3  AlCl3  Al(OH)3 Al2 O3  Al

  1. Задача. Определить объем кислорода, необходимого для полного сгорания 5,4 грамм алюминия.

  2. Эстафета.( физкультминутка) . По цепочке назвать элементы подгруппы алюминия или их соединения.

  3. Загадка. Я металл серебристый и легкий,

И зовусь – самолетный металл.

Но покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня уж никто не достал. Кто я? ( алюминий)

  1. Практическое задание. Даны вещества: AlCl3 , NaCl . KOH. Определить, в какой пробирке находится хлорид алюминия. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.











Задание для 3-ей группы по теме: железо.

  1. Записать уравнения реакций по схеме превращений.

Fe  Fe2O3  FeCl3  Fe(OH)3 Fe2O3  Fe

2.задача. Определить массу железа, прореагировавшего с 7,3 граммами соляной кислоты.

3. Эстафета. ( физкультминутка) . По цепочке назвать элементы-металлы, получаемые в промышленности.

4 Загадка. В древности некоторые народы ценили меня дороже золота. Считается, что я – пришелец из космоса. Я и воин, я и труженик. Без меня человек слаб и немощен. В честь меня назвали целый исторический период. Мой покровитель- бог войны Марс. Кто я? ( железо)

5.Практическая задача. Даны вещества:FeSO4 , Fe2(SO4 )3. NaOH. Определить степень окисления железа (+2) и ( +3) . ( Получить гидроксиды железа. Гидроксид железа( +2) – зеленоватого цвета, гидроксид железа (+3) – бурого.)

Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.





Каждое задание оценивается.

1 задание- 5 баллов.

2 задание – 4 балла.

3.4. задание по 2 балла.

5 задание – определение вещества — 4 балла. Запись уравнения в молекулярном виде-1 балл. Запись уравнения в ионном виде-3 баллов.

Ученики получают таблички, куда заносят свои оценки по баллам за каждое задание, затем очки суммируются.

1 задание. Высший балл-5

2 задание . Высший балл-4

3 задание. Высший балл-2.

4 задание. Высший балл-2

5 задание. Высший балл -8 баллов.






Максимальное количество баллов- 21 балл.



Подведение итогов урока, выставление оценок, д.з.- повторение темы: металлы.













Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Загрязнения атмосферы борьба с ними"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: