Конспект урока по Химии «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов» 9 класс


План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов».

Автор: Кобелева Вера Ивановна

МКОУ «Красноармейская ООШ»

Эртильского муниципального р- на

Воронежской области

Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового материала.

  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Методы урока:

  1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-

тивный, проблемно – поисковые. 2. по виду источника знаний: словесно – наглядные 3. по форме совместной деятельности учителя и уч — ся: рассказ, беседа

Средства обучения:

локальная компьютерная сеть, мультимедиа.

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный б) б)по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР

Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет Ресурсы ЦОР по программе О.С. Габриеляна:

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75753/?interface=teacher&class=51&subject=31

1.Видеоопыт «Огненное трио»

https://www.youtube.com/watch?v=BqdWZnhcoi0

«Аллотропия углерода»

https://www.youtube.com/watch?v=g1AlGpwiq6A

2.Модули к уроку:

А) Интерактивное задание :Положение неметаллов в п.с.х.э,

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23e73b3e-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_15_01.swf

Б) Электронное строение атомов неметаллов,

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23e73b3f-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_15_02.swf

В) Интерактивная таблица «Аллотропные модификации кислорода»

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23e73b40-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_15_03.swf

Цели урока:

1.образовательные:

-дать общую характеристику неметаллов элементов и простых веществ.

изучить положение неметаллов в ПС;

-изучить особенности строения атомов неметаллов;

-изучить явление аллотропии на примере неметаллов;

-изучить физические свойства неметаллов;


2.развивающие:

расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии

развитие критического мышления, способности к рефлексии;

обеспечение системности учения; умения анализировать.

развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического

эксперимента.

3. общеучебные:

а) учебно – организационные: составлять таблицы.

б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.

в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.

4. воспитательные:

воспитание положительной мотивации учения,

воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;

воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.



Задачи:

-Обобщить и закрепить знания учащихся о неметаллах как простых веществах; изучить строение неметаллов и явление аллотропии,

-Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.

— Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

-Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

-Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа.

Средства обучения: таблицы, компьютер.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

1.     Анализ учебной информации

2.     Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, астрономией.

3.     Выдвижение гипотез

4.     Анализ и составление обобщающих таблиц.

 Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам и значении неметаллов, аллотропными модификацииям; ресурсы содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, и др. для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.


I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.



















Здравствуйте, ребята.

Садитесь. Меня зовут Вера Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок химии.

Я прошу вас быть внимательными, собранными во время урока, т.к. многое при изучении темы будет зависеть от Вас.

Большой изученный Вами ранее раздел назывался « Металлы и их соединения», следовательно тема следующая « неметаллы и их соединения». И это большая тема.

Мы начнем ее изучение с общей характеристики неметаллов. (&18)

Постановка цели урока. Слайд № 1. Запишите в тетрадь тему урока.

Слайд №2. Что можно и нужно узнать?

Эвристическая беседа для развития научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей:

Слайд № 3.Положение атомов неметаллов в ПСХЭ

Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЭ. Всего 22 элемента являются неметаллами в периодической системе

Степень усвоения уч-ся проверяют сами, выполняя задание на компьютере

(ЦОР «Положение НЕМЕ в п.с.х.э. интерактив»)


Слайд № 4Особенности строения атомов неметаллов и вытекающие из этого свойства характерные для неметаллов. Слайд № 5


Для атомов- неметаллов характерно:

  1. Небольшой атомный радиус

  2. Большее число электронов на внешнем уровне (4-8е)

  3. элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня.

Степень усвоения уч-ся проверяют сами, выполняя задание на компьютере

(ЦОР интерактив). Электронное строение атомов НЕМЕ))


  1. Для атомов- неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.

(Работа с рядом ЭО)Чем больше ЭО, тем сильней его способность к оттягиванию общих электронных пар, а значит тем сильней неметаллические, т.е. окислительные способности.


-Как изменяются окислительно-восстановительные свойства неметаллов

самые сильные окислители Слайд № 6 (Видео «огненное трио»)

Просмотр кинофрагмента об окислительных свойствах хлора, кислорода, фтора.

Беседа после просмотра видео:

какой самый сильный окислитель?

на основе каких фактов вы это можете подтвердить?

почему его боятся и сейчас? Слайд№7

Подтвердим наши выводы на примере химических реакций.

Слайд № 8 (1уч-ся у доски составляет уравнения химич. р-ций)

(Физкульт минута) (видео)_



Физические свойства НЕМе. Слайд № 9

Для неметаллов простых в-в характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях.

А) твердые (S,I2,ГРАФИТ …)

Б) жидкие (бром)

В) газообразные (O2, N2, H2, CL2, F2)

Цветовая гамма разнообразная.


Работа с текстом учебника. Стр. 131. Каковы же физические свойства неметаллов?

Такое разнообразие свойств неметаллов является следствие образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной (все газы, белый фосфор) и атомной (алмаз, графит, кремний…)

Много ли простых веществ неметаллов в природе?

По логике вещей, неметаллы простые вещества, следовательно, сколько химических неметаллических элементов, столько и простых веществ. На самом деле простых веществ неметаллов гораздо больше.

В чем причина? Просмотр видеофрагментов об аллотропии углерода. (1,15 мин.)

Слайд № 1-11

Вывод: многообразие объясняется аллотропией. Что это такое? Назовите аллотропные видоизменения других неметаллов, используя текст §18,с.131.

Проверим себя, опираясь на текст учебника, составить таблицу «Аллотропные модификации кислорода» (интерактив)

Что является причиной аллотропии?

Слайд № 13.Проверим себя, на сколько хорошо запомнился материал сегодняшнего урока.

Подведем итог: неметаллы- это простые вещества, не обладающие свойствами…металлов

х.э неМе располагаются в …главных подгруппах ПСХЭ

на внешнем уровне у их атомов от…4 до…8 электронов

отсюда следует а) радиус атомов…небольшой б)электроотрицательность…высокая в) в химических реакциях в основном проявляют…окислительные свойства.

самый сильный окислитель-…фтор, затем …кислород

простых веществ неМе больше, чем неМе х.э, потому,что….для них характерно явление аллотропии.

Закончить наш урок мне хотелось бы в игровой форме. Я вам загадаю загадки про неметаллы, а вы попробуете на них дать свой ответ.











Учитель загадывает загадки, а уч-ся отвечают.

1) Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча,

Угадайте Вы меня! (Кислород)

2) Из меня состоит все живое,

Графит, антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

3) Тяжелый, жидкий и пахучий,

Подвижный, сильно ядовит.

Удушлив и весьма летучий

Сквозь поры пробки он летит.

Лечебным действием заметен

И всем известен потому. (Бром.)

4) Я — газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный.

Рождаю воду, когда сгораю,

Аэростаты наполняю,

А с кислородом образую

Я смесь горящую, взрывную. (Водород)

5) Гулять в грозу — какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе … (Озон.)

6) Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня, и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

7) Предупреждаю вас заранее:

Я не пригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. (Азот)

Итог урока.

Слайд № 14. Д.з. §18, с. 129-132, в.5.

Творческое задание по желанию.

Составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов











Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

·     Получают знания о строении, свойствах и значении неметаллов. Получают представление о распространенности неметаллов в природе

·        Приобретают знание физических свойств неметаллов и аллотропных модификаций.

·        Умеют использовать средства ЦОР, Microsoft Word, , Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.

Свежие документы:  Как повысить эффективность урока математики в условиях современной школы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: