Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Таганрога Ростовской области
Внеклассное мероприятие по биологии
в 7 классе
«Рыбное царство»
подготовила
учитель химии и биологии
Лаврентьева Снежана Павловна
г. Таганрог
2009г.
Внеклассное мероприятие
«Рыбное царство» (слайд № 1)
Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 7 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия
(слайд № 2) Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнёт хвостом туда-сюда —
И нет её, и нет следа.
(слайд № 3) Рыба
Ведущий: Добрый день! Давайте мы с вами познакомимся с обитателями подводного мира, а именно с прекрасным миром рыб. В этом мероприятии участвуют учащиеся 7 классов, для того чтобы начать я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Подводные загадки» (слайд № 4)
Ведущий: Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы. На основе этого складывались пословицы, загадки, шарады. Немало загадок в русской литературе о рыбах. Будьте внимательнее, сейчас вам буду их загадывать. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
В буйном море-океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами. (слайд № 3) (Акула) (слайд № 5-6)
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (слайд № 39) (Рыба) (слайд № 7-8)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом) (слайд № 9-10)
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука) (слайд № 11-12)
Он колючий, словно еж,
Житель речек – юркий … (Ёрш) (слайд № 13-14)
Проточные воды, прозрачные мели –
Такие запросы у рыбы … (Форели) (слайд № 15-16)
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в котел попала. ( Щука ) (слайд № 17-18)
В речке плавает, сверкает,
Даже щуки не боясь.
Кто из вас его не знает,
Это маленький … ( Карась ) (слайд № 19-20)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум) (слайд № 21)
Ей нужна всегда вода,
Зубы — сразу в три ряда,
День плыла и не уснула,
Торопилась к нам … (Акула) (слайд № 22-23)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки) (слайд № 24-25)
В воде — жива,
На суше — мертва. (Рыба) (слайд № 26-27)
(слайд № 28) Рыба – лягушка.
В наше время, когда, казалось бы, найдено и изучено большинство видов животных, природа все равно любит преподносить человеку сюрпризы. Например, только в 2009 году смогли обнаружить психоделическую рыбу-лягушку. Длина вышеназванной рыбы составляет не более пятнадцати сантиметров, однако, ее необычная внешность заставит вас задуматься: а рыба ли это вообще?
Характерной особенностью психоделической рыбы, как и других рыб-лягушек, является ее дряблая и толстая кожа. Что касается чешуи, то она попросту отсутствует. Наиболее привычным местом обитания психоделической рыбы считаются коралловые рифы – великолепное место для охоты, но, вместе с этим, небезопасное для кожного покрова психоделической рыбы. Именно поэтому кожа рыбы иногда покрывается слизью, что предохраняет ее от возможных повреждений острыми кораллами.
Если врагов нужно отпугивать, то рыба-лягушка справляется с этим на «ура»: она выпячивает вперед свою пасть, из-за чего голова рыбы визуально, кажется гораздо длиннее и крупнее, а враги отступают. Расположение глаз психоделической рыбы идентично расположению глаз человека – они находятся не по бокам, как у многих рыб, а впереди.
Охотиться психоделическая рыба-лягушка предпочитает из засады, а если у нее возникает необходимость в перемещении, то она использует грудные плавники и принцип реактивного двигателя.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Как прекрасен рыбий мир» (слайд № 29)
Ведущий: Надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 баллов.
Команда № 1 (слайд № 30)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Команда № 2 (слайд № 31)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(слайд № 32) В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.
(слайд № 33)
А | З | А | Н |
|
|
|
Е | Л | Ь | Д | Ь | ||
Е | В | Р | Ю | Г | А | |
Т | А | В | Р | И | Д | А |
(слайд № 34)
И | Л | Ь | К | А |
|
А | Р | А | С | Ь | |
А | М | Б | А | Л | А |
О | Л | Ю | Ш | К | А |
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «В чешуе, как жар, горя…» (слайд № 35)
Ведущий: Из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 3 баллов.
Команда № 1
ТОРЕС (осетр) (слайд № 36)
ДУКСА (судак) (слайд № 36)
Команда № 2
ЗНААС (сазан) (слайд № 37)
МЛИНА (налим) (слайд № 37)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 4. «Приплыла к нему рыбка» (слайд № 38)
Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. На обдумывание дается 2 минуты. Командам раздаются карточки – задания. На рисунке показать части тела рыб (I — III) и дать название плавников (1 – 5). Максимальное количество 5 баллов.
I – голова
II – туловище
III – хвост
1 – грудные плавники
2 – брюшные плавники (слайд № 39)
3 – анальный плавник
4 – хвостовой плавник
5 – спинной плавник
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5 «Бухта Акул» (слайд № 40)
Ведущий: На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти. Каждый участник команды с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу». За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о подводных обитателях. (слайд № 41)
Используемая литература:
1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. https://www.zoopicture.ru (рыба – лягушка)
3. Картинки рыб (автор и источник заимствования неизвестен)
4.Памятник шпротам — https://top10best.ucoz.ru
8