МБОУ Кругловская ООШ
Внеклассное мероприятие на тему:
«Экологическая тропа»
Подготовила и провела:
учитель географии и биологии
Л.В.Перепелова
с.Круглово 2013г.
Цели:
создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относится к природе “далёкой и близкой”, познавать, но не разрушать её;
содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому;
пробуждение чувственного восприятия природы, как близкой нам, но неповторимой красоты, требующей защиты от последствий человеческой деятельности
Оформление зала: плакат: “Человек, помоги мне!” – просит природа”.
На сцене макет земного шара с восходящим солнцем, цветы, бабочки, птицы.
Рисунки детей на тему: “Береги природу”.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слай-презентации, видеофрагменты, фонограммы “Звуков природы”, музыкальный синтезатор; костюмы “героев” праздника.
Исполняется песня Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина “До чего дошёл прогресс”.
(На экране демонстрируются кадры современной индустрии, сбрасывающей отходы производства в окружающую среду)
Учитель: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда! Виновник этой смертельной беды – человек, т.е. все мы, вы и я.
С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора.
Посмотрите на плакат: “Помоги мне – просит природа. Она не может больше терпеть.
Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Ваши сердца должны отозваться
После вступительного слова звучит песня “ Наш край”, муз.Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.
1 ведущий: Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное путешествие по родной стране, по любимому краю.
2 ведущий: Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Давайте посмотрим. Докажите! Угадайте наши загадки. (Отгадки появляются на импровизированном экране)
1 ученик: Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)
2 ученик: В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)
3 ученик: Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
4 ученик: Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5 ученик: На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
6 ученик: С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
7 ученик: Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
8 ученик: Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
9 ученик: Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим сбуду! (Кукушка)
10 ученик: Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)
1 ведущий: Поэты и писатели всегда восхищались природой, но вы увидите, что и природу на каждом шагу подстерегают беды.
2 ведущий: Красоту природы надо беречь!
1 ученик: Возле речки, у обрыва
Плачет ива, стонет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может кто-то шаловливый
Взял, да и обидел иву?
Может, ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
2 ученик: Но люди не обращают внимания на красоту. В жарких странах исчезают замечательные леса – “легкие планеты” – джунгли. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле.
Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
Гибнут леса и у нас! Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые росточки помогали легче дышать всему человечеству.
(Во время выступления на экране демонстрируется презентация о лесных вырубках вокруг села, ближайших лесополосах, лесных массивах)
3 ученик: Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
4 ученик: Но не все хотят дружить с природой. Каждая семья ежедневно что-то выбрасывает. За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.
Ребята! Для мусора есть специально отведенные места!
(На экране несанкционированные свалки села, улиц)
5 ученик (в костюме собачки-дворняги):
Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает.
О, как мы страдаем,
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости хочется!
За чем нас бояться?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах, трудно живется
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!
Но кто нас полюбит
Об этом ни капельки
Не пожалеет!
(Стихотворение Б. Заходера).
6 ученик: Плохо живется не только бездомным собакам.
Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных.
Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!
7 ученик: Зябнет осинка.
Дрожит на ветру,
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
8 ученик: Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тли, насекомые и уничтожили поля. В природе все нужны!
9 ученик: Всю жизнь в воде проводит Кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо.
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
10 ученик: Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают. Помните! Отравленная вода – смерть для жителей.
11 ученик: Уберите свой сачок!
Никакой я не жучок!
Не хочу я лезть в коробку,
Точно божья коровка
Не сажайте на булавку,
Точно глупую козявку.
Я тогда умру от скуки!
Уберите ваши руки.
Уберите свой сачок!
Ну, какой я вам жучок?
12 ученик: На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным
1 ведущий: Ах, как интересна жизнь животных! Сколько интересного можно узнать о них! Давайте посмотрим!
(Выходят Белка и Медведь. Инсценировка. Н. Сладков. “Белка и Медведь”).
(На экране лесной пейзаж)
— Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
— Я- то? Да -ем!
А днем?
— И днем ем.
— А утром?
— Тоже ем.
— Ну, а вечером?
— И вечером ем.
— А когда же ты не ешь?
— Да когда сыт бываю.
— А когда же ты сыт бываешь?
— А никогда….
(Выходят Сорока и Заяц. Инсценировка. Н.Сладков. “ Сорока и Заяц”).
(На экране лесной пейзаж)
— Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
— Э-э, Сорока, все равно плохо.
— Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
— Э-э, Сорока, невелико счастье.
— Вот тебе, косой, да рысьи когти!
— Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня все равно заячья.
(Выходят Одуванчик и Дождь. Инсценировка по Н. Сладкову.)
(На экране лужок из разнотравья)
— Ура! Караул! Ура! Караул!
— Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь, желтый весь! Чего ты то “ура”, то “караул” кричишь?
— Закричишь тут! Корни мои рады тебе. Дождю радешеньки, все “ура” кричат, а цветок
“караул” кричит – боится, что пыльцу испортишь.
Вот я и растерялся: ура, караул, ура, караул!
(Выходят Лиса и Еж. Инсценировка по Н. Сладкову)
(На экране опушка леса)
— Всем ты Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
— Да не то, что некрасивый…..
— Может, я с колючками неуклюжий?
— Да не то – чтобы неуклюжий!
— Ну так какой же я с колючками-то?
— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!
2 ведущий: Мы с вами путешествуем, а какое же путешествие без правил, привала без песен и затей!
1 ведущий: Каждый из нас мечтает о доверчивом и преданном друге – собаке. Но всегда ли мы платим своему другу за преданность любовью?
(Исполнение песен сопровождается слайд-презентацией о домашних собачках школьников)
Песня “ Не дразните собак”, музыка В. Шаинского, сл. А. Ламм
Песня “Пропала собака”, музыка В. Шаинского, сл. А. Ламм
Песня “Это знает всякий” музыка С. Крылатова, слова Ю. Энтина
2 ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила!
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе!
2 ученик: Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
3 ученик: Не ловите диких животных и не уносите их домой!
4 ученик: Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
5 ученик: Не забывайте лягушек и жаб!
6 ученик: Не разоряйте птичьих гнезд!
7 ученик: Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!
Песня “Раненая птица” (Выходит девочка в костюме Земля)
(На экране кадры из программ: “Катастрофы”, “Гринпис”)
Земля, пощади! Человек, не губи меня! Ты вырубишь деревья, это лишает меня влаги! Я иссыхаю, Скоро ничего не смогу родить: ни зернышка, ни цветка. Ведь ты не сможешь жить без меня!
(Торжественная музыка. Из глубины сцены выносят Красную книгу. В ней вложены страницы: черная, красная, желтая, зеленая)
1 ученик: Красная книга – это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных. Красная книга называется так потому, что красный цвет – сигнал смертельной опасности. Храниться она в Швейцарии.
2 ученик: Но занести в Красную книгу – это еще не значить спасти.
3 ученик: (входит, берет Чёрную страницу)
Я черная страница Красной книги. Я свидетель беды нашей планеты. Мои списки несут в себе названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Она – умерли! Они убиты! Они уничтожены человеком!
Все вместе: Берегите природу! Берегите наш дом – Земля!