Урок на тему «Россия – наша Родина»
Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для детей 4-ых классов.
Цель урока: Ознакомить с новым курсом.
Задачи:
Образовательная — познакомить с особенностями и самобытностью нашей Родины, дать первоначальное представление о культурных традициях;
Воспитательная — Формирование у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей Родине
Развивающая — развитие речевых и социально- коммуникативных навыков
В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.
Ожидаемые результаты:
Предметные умения: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны; ознакомление с новым предметом «Основы светской этики».
Дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Мы начинаем изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики! Ключевые слова здесь – культура и этика, потому что в ходе изучения разных религий мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания о духовных ценностях разных культур. Знакомство с основами светской этики будет развивать умение общаться на основе взаимного уважения, мира и согласия. | |
Слайд2 | I. Орг. МоментЗвучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?» II. Актуализация опорных знаний. – Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока? – Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине. — А с чего начинается Родина для каждого из вас? – Откуда произошло слово “родина”? Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок, какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. Послушайте, как говорит о Родине Константин Дмитриевич Ушинский: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что, в ней жили с давних времен отцы и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней родное». — Ребята, предлагаю подобрать однокоренные слова к слову Родина (родить — произвести потомство, родители — отец и мать, у которых рождаются дети, родич — родственник, член рода, родня — родственники, родословная — перечень поколений одного рода). Люди гордятся своей родословной, изучают её. (Слайд ) На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах. — Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски. |
Слай3 | На доске появляется пословица: Где родился, там и пригодился. |
Слайд4 | — Как называется страна, в которой мы живем? — Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря и озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России и покажите ее на карте. Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россией. Что она — самая большая страна в мире. Что Россия — страна с древней историей. С первых лет моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи… В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. – Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны. Назовите столицу- Правильно, город Москва — Скажите, пожалуйста, чем отличается одно государство от другого? — Верно. У каждого государства есть знаки отличия: герб, гимн, флаг. |
Слайд5 | |
Слайд6 | — Давайте рассмотрим герб нашей страны. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел -символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад в 1497 году. Внутри Российского герба — герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб — это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Наука об изучении гербов называется геральдикой. Когда же появился государственный герб России? Что на нем изображено? (Ответы учащихся) — У каждой страны есть свой герб и …? Конечно! Флаг |
Слайд7 | Российский флаг — это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Наш флаг появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства он стал во время царствования Александра 3. С 1993 года это флаг Российской Федерации. На Руси эти три цвета имели символическое значение: белый — благородство, откровенность; синий — верность, честность, безупречность, целомудрие; красный — мужество, смелость, великодушие, любовь. Какой гордостью наполнялись наши сердца, когда российские спортсмены поднимались на пьедестал почёта во время Олимпийских игр, когда развевался над олимпийским стадионом наш флаг, и звучал гимн России! |
Слайд8 | Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна — поэт С.Михалков. Гимн — это главная государственная песнь, в которой выражена народная любовь и патриотизм. Гимн поют и слушают стоя. |
Слайд9 | В каждой стране есть глава государства. В нашей стране он называется президент. 4 марта 2012 года был избран народом новый президент. Им стал Владимир Владимирович Путин |
Слайд10 | Ребята, но мы с вами не должны забывать о том, что живем в Республике Коми и у нашей республики тоже есть своя государственная символика. Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех равновеликих полос синего, зеленого и белого цветов. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса — символ надежды и изобилия — является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы — основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет — символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур. Герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица-человек-лось», выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Вместе с тем птица — олицетворение государственности и власти, призванной охранять Родину и народ, способствовать их развитию и процветанию. Поэтому птица изображена на взлете. Распахнутость крыльев означает также гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. В целом центральная золотая фигура выступает символом доброй воли и энергии народа. Сочетание золотого и красного в фольклоре народа коми является символом утреннего, весеннего, теплого солнца, материнства. |
Слайд11 | |
Берегите Россию — нет России другой, Берегите ее тишину и покой. Это небо и солнце, этот хлеб на стопе И родное оконце в позабытом селе… | |
Слайд12 | Работа с портретами. — Главная ценность России — люди, их жизнь, труд, культура. Всегда на Руси особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества. Назовите известные вам имена. (Илья Муромец, Князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие). — Верно. Эти великие полководцы — гордость и слава России. Например, Князь Александр Невский — великий воин. Он одерживал победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр — великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов . Александр Невский является покровителем города Кургана и в нашем областном центре есть кафедральный собор. Он носит имя Александра Невского. Маршал Победы Георгий Константинович Жуков — выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные и ответственные операции. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков — жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы. Берегите Россию, без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Россию — нет России другой. |
Слайд 13 | |
Самостоятельная, творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Родина, отечество, государство, патриот, президент и др. | |
Слайд14 | III.Открытие новых знаний. 1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее: В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! -Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный) — Наш мир, ребята делится на внешний — материальный и внутренний — духовный. -Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику (стр.4) Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик. |
Слайд15 | |
Слайд16 | 2. На доске записаны слова, к которым дети подбирают антонимы Высокое — низкое Светлое — тёмное Красивое — уродливое Доброе — злое Любовь — ненависть Честь — бесчестие Правда – ложь — Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему? -Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями. Над тем, что такое вечная ценность в жизни каждого человека, ломали голову многие поколения. Но к единому мнению в этом вопросе так и не пришли. Я долго думала над этой темой и решила, что для меня вечной ценностью является – семья. Семья – это продолжение рода, понимание друг другу, воспитание детей, ответственность друг за друга, любовь. — А как вы ответите на вопрос «Что для вас вечная ценность?». Объясните это словосочетание. — Давайте запишем это словосочетание в наш словарик. Вечные ценности – это то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? У каждого народа – своя культура и свои традиции. — Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю. |
Слайд17 | Традиция — (от лат. traditio — предание ) — передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. — Запишите данное слово в свой словарик. — У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые — поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие. — А какие традиции есть в ваших семьях? |
Слайд18 | — Россия — семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну? (Русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие) — Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм |
Слайд19 | |
IV. Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5. -Самостоятельно прочитайте текст с 3 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны. V. Рефлексия — У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный, простой, грустный; ) 1-2 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор. | |
Слайд 20 | VI. Итог урока. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России — вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках! Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России |
Слайд 21 | |
VII. Домашнее задание. — Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Запишите их в ваших тетрадях. — Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов. — начните работу над семейным древом. |