Тема: ГИДРОСФЕРА. ЧАСТИ МИРОВОГО ОКЕАНА
Вид УЭ Источники знаний | Содержание учебной деятельности | Формы работы и контроля | |
УЭ-0 |
| Целеполагание. Работа с эпиграфом (на доске). |
|
УЭ-1 5б. | Текстовой УЭ.
Параграф 23, пункт 1, абз 2,3 | 1. Гидросфера и её состав. Задание: 1. Устно ответь на вопрос 2 перед параграфом 23. 2. Прочитай текст учебника. 3. Запиши в тетрадь определение понятия «гидросфера». 4. Закончи схему: Вода в ат-мосфере 1. Океаны 2. Моря 3. Заливы 4 Проливы 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3.
| Индивидуальная работа. Контроль учителя. 5б. |
УЭ-2 5б. | Иллюстратив-ный УЭ. Учебник, рис. 46, с 69. Диаграммы на карточках.
| 2. Объём воды на Земле. Задание: 1. Проанализируйте диаграммы «Соот-ношение между водой и сушей», выберите верную, сделайте вывод. 2. Проанализируйте рис. 46 учебника. Сделайте вывод о соотношении пресной и солёной воды на Земле. 3. Из трёх предложенных диаграмм соотноше-ния пресной и солёной воды выберите одну верную и перечертите её в тетрадь. | Коллективная работа.
Индивидуальная работа. Контроль учителя. 5б. |
УЭ-3 5б. | Словесно-иллюстратив-ный УЭ.
Рассказ учите-ля, беседа. Учебник, рис 47, с 70. Схема на доске | 3. (Название УЭ определи, прослушав стихи о данном явлении). Задание: 1. Выслушай рассказ учителя. 2. Прими активное участие в анализе рис 47 учебника и схемы на доске. 3. Попытайся дать определение понятия «мировой круговорот воды», после обсуждения запиши его в тетрадь. 4. Самостоятельно, пользуясь рис 47, расскажи, как вода может вернуться с суши в океан. | Коллективная работа. Контроль учителя. 2б.
Индивидуальная работа. Самоконтроль, 36. |
УЭ-4
5б. | Понятийно-картографичес-кий УЭ. Приложение № 1. Карта атласа с 12-13, Настенная физическая карта полушарий. | 4. Части Мирового океана. Задание: 1. Прими активное участие в работе с каждым термином: А) Найди родовое слово и подчеркни его. Б) Назови существенные признаки. В) Найди указанные географические объекты на карте полушарий. 2. Выучи определения. 3. Расскажи их соседу по парте. |
Коллективная работа.
Работа в парах. Взаимоконтроль. 5б. |
УЭ-5 5б. | Понятийно-картографичес-кий УЭ. Приложение № 2. Карта атласа с 12-13. | 5. Суша в океане. Задание: то же, что и для УЭ-4, но выполняется самостоятельно, определения рассказывать учителю.
| Индивидуальная работа. Контроль учителя. 5б. |
УЭ-В |
| Подведение итогов. Рефлексия. Как оцениваете свою работу на уроке? С какими УЭ легко справились? Какие УЭ показались сложными? Что было особенно интересно? Неинтересно?
| 23-25б «отлично», 18-22 «хорошо», 13-17 «удовлетв.», менее 13б- слабо, нужна консульта-ция учителя. |
ДЗ |
| §§23- 24, выучить все термины, знать номенклатуру темы, подготовиться к выполнению теста. Доп. задание: №1* на с 73 (устно).
|
|
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь.
ДИАГРАММЫ «Соотношение воды и суши на Земле».
— вода, — суша.
ДИАГРАММЫ «СООТНОШЕНИЕ ПРЕСНОЙ И СОЛЁНОЙ ВОДЫ».
4%
— пресная вода, — солёная вода.
Стихи к УЭ-3
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле.
И в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море».
И. Якимов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ЧАСТИ МИРОВОГО ОКЕАНА.
Определение | Номенклатура | |
МОРЕ | часть океана, отделённая от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями. | 1. Чёрное 2. Берингово 3. Карское 4. Красное 5. Балтийское 6. Аравийское 7. Саргассово 8. Средиземное 9. Охотское. |
ВНУТРЕННЕЕ МОРЕ | море, почти со всех сторон окружённое сушей. | ?
|
ОКРАИННОЕ МОРЕ | море, находящееся у краёв материка. | ? |
ЗАЛИВ | часть океана (моря), вдающаяся в сушу, не отличающаяся от него свойствами воды, обитателями. | Бискайский Бенгальский
|
ПРОЛИВ | узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. | Берингов Магелланов Гибралтарский Дрейка |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. СУША В ОКЕАНЕ.
Определение | Номенклатура | |
МАТЕРИК | огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой. | Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка Австралия, Антарктида. |
ОСТРОВ | сравнительно небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой. | Гренландия |
АРХИПЕЛАГ | группа островов, лежащих недалеко друг от друга. | Гавайские острова
|
ПОЛУОСТРОВ | участок материка (острова), глубоко вдающийся в океан, с трёх сторон кружённый водой. | Камчатка Аравийский Индостан. |