Игра-путешествие «Геодетективное агенство «Находка»»

Игра-путешествие «Геодетективное агенство «Находка» ».

(повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера»).



Цель урока:

  • используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме “Гидросфера”;


Задачи урока:

  • актуализировать и закрепить знания о Гидросфере и её частях;

  • развивать логическое мышление путем формирования умения делать выводы;

  • способствовать экологическому воспитанию, формируя представления о значение воды в природе и жизни человека, бережное отношение к ней.


Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, физическая карта мира, карточки-задания для групп.


Ход урока:

I. Организационный момент (знакомство).

II. Ход урока.


Учитель: Уважаемы ребята! Любите ли вы детективы?( ответы детей)

А географию? (ответы детей). Эти вопросы не случайны, потому что у нас сегодня в гостях геодетективное агентство «Находка» . Оно занимается поиском пропавших сокровищ, затонувших кораблей и потерявшихся путешественников. Агентству нужны молодые, перспективные сотрудники. Требования к ним очень высокие: зоркий глаз, острый ум и хорошие знание географии.

Сегодня все ребята попытаются пройти конкурсный отбор в геодетективное агентство.

Ребята, когда сегодня я шла к вам на урок, то повстречала незнакомого мне человека, который просил о помощи. А чтобы помочь ему он передал мне вот это письмо. Если вы позволите, я его зачитаю.

( Учитель зачитывает письмо)

Письмо.

Дорогой мой друг!

Я прошу тебя оказать помощь.

Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь «скульптором лика земного». Привычная «кухня погоды» немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжение миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97 % состоит из воды … Недаром один из биологов определил жизнь как «одушевленную воду».

В настоящее время печальным последствием хозяйственной деятельности человека явилось уменьшение запасов пресной воды, загрязнение водоёмов, истощение запасов подземных вод. Причины загрязнения – сброс неочищенных стоков промышленности, чрезмерное использование удобрения и ядохимикатов, сброс в водоёмы подогретой воды. Опасность водного голода ставит нас перед необходимостью заботиться о благополучии водоёмов. Поэтому я решил изобрести прибор, который помог бы очистки воды, но у меня украли его рисунок и я прошу о помощи: найдите и верните, пожалуйста, его.

Капитан Немо


Учитель: Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь капитану Немо в поисках его рисунка с изобретением.

Для этого нам необходимо вспомнить и обобщить наши знания и умения по теме «Гидросфера и её части».

— А почему именно Гидросфера? Совершенно верно в письме говорится о воде, а водная оболочка земли – это Гидросфера.

Гидросфера «гидро» — вода водная

«сфера» — шар оболочка



— Ребята, небольшое дополнение. Так как капитан Немо хочет побыстрее найти рисунок своего изобретения, то вместе с письмом он прислал нам небольшие подсказки и мы с вами разделились на группы для того, чтобы быстрее выполнять различные задания.


Подсказка № 1.

« Вода совершает непрерывный круговорот в природе, но кто-то перепутал звенья в этой непрерывной цепочке и может произойти непредвиденное. Наша задача восстановить эту цепочку круговорота воды и объяснить свои действия.

(Учащимся всех групп раздаются карточки с элементами круговорота воды в природе, они должны составить правильно цепочку.)


ОКЕАН ———— АТМОСФЕРА (ВОЗДУХ) ———СУША ——- ОКЕАН


Учитель: Прошу к доске одного желающего от команды, чтобы рассказать о круговороте воды в природе.





Подсказка № 2.

« капитан Немо прислал схему, в которой указаны части гидросферы, но она неполная и наша задача заполнить её, выполняя задания ….»

(на доске высвечивается схема, которую учащиеся постепенно заполняют, выполняя задания)


Гидросфера


Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере



Учитель: Наша задача её заполнить до конца.


Подсказка № 3.

Учитель: Послушайте, о какой части Мирового океана говорит поэт.

« … , мой древний прародитель,

Ты хранишь тысячелетний сон.

Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,

Водный, вглубь ушедший небосклон.

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,

Ты, как жизнь: и правда, и обман.

Дай мне быть твоей пылинкой влажной,

Каплей в вечном …Вечность! ….!»

Константин Бальмонт

— — Как вы, думаете, о какой части Мирового океана говорит Бальмонт? Совершенно верно это океаны. Какие мы знаем океаны, назовите их. По одному представителю от группы прошу показать на контурной карте и дать краткую его характеристику.


— Для того чтобы продолжить заполнять схему дальше нам необходимо воспользоваться следующей подсказкой капитана Немо.


Подсказка № 4.

— Это шифрограмма. Для того чтобы её расшифровать, необходимо отгадать слова, где каждая буква соответствует цифре. Затем надо подставить полученные буквы в шифрограмму и прочитать слово. Попробуем сначала сделать это совместно, а затем каждая группа получит свою шифрограмму.







1 шифрограмма (для совместного решения):

1. Количество минеральных веществ, в граммах, растворенных в 1 литре воды, называется …. ( 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9) — соленость

2. У какого моря нет берегов … (10, 11, 12, 13,14,15,16,17,18,19) — Саргассово

3. Прибор для определения сторон горизонта ….. (20, 21, 22, 23, 24, 25) — компас

4. Свободно плавающие морские организмы …… (26, 27, 28, 29, 30, 31) — нектон


22, 2, 12, 27 море ( по одному представителю показать на контурной

карте и дальнейшие части также показывают

на контурной карте)



шифрограммы – карточки (для групп)


1. Что полярники используют в качестве питьевой воды. (1, 2, 3) — лед

2. Мелкие растения и животные, неспособные противостоять течениям и волнам. (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11) — планктон

3. Птица, неумеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая (12, 13, 14, 15, 16, 17, 18)- пингвин

4. Он и летом и зимой – между небом и землей, хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди (19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26) – горизонт


23, 6, 1, 13, 16 залив



1. В чем измеряется соленость воды (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) — промилле

2. Что является главной причиной волн в океане (9, 10, 11, 12, 13) — ветер

3. Морские организмы, ведущие донный образ жизни (14, 15, 16, 17, 18, 19) — бентос

4. Самый большой океан (20, 21, 22, 23, 24) — Тихий



1, 13, 18, 6, 21, 9 пролив



1. Уменьшенная модель Земли (1, 2, 3, 4, 5, 6) — глобус

2. Самое соленное море в мире (7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) — Красное

3. Начало реки (14, 15, 16, 17, 18) — исток

4. Самая высочайшая вершина земного шара (19, 20, 21, 22, 23, 24, 25) — Эверест


3, 10, 16, 8, 17, 20 остров




1. Воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) — экватор

2. Плавающие обломки материкового льда (8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15) — Айсберги

3. Место впадение реки в другой водоём ( 16, 17, 18, 19, 20) — устье

4. Чертеж, на котором условными знаками в уменьшенном виде изображен небольшой участок земной поверхности (21, 22, 23, 24) — план


21, 6, 22, 16, 6, 10, 18, 13, 6, 3 — полуостров



Учитель: Ведь вода — это не только Мировой океан. Немало воды расположено на суше. Но чтобы вспомнить, из каких частей состоят воды суши, давайте воспользуемся подсказками капитана Немо.





Подсказка № 5


Чуть дрожит на ветерке Не конь, а бежит,

Лента на просторе, Не лес, а шумит?

Узкой кончик в роднике,

А широкий – в море.


Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.


(Река)


Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)



Все обходят это место: Не море, не земля,

Здесь земля как будто тесто; Корабли не плавают,

Здесь осока, кочки, мхи… А ходить нельзя?

Нет опоры для ноги.


Не море и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото)



Бежит ручеек-

Ни близок, ни далек.

В глубине лежит,

А все равно вперед бежит. (Подземные воды)



Это может быть горным или покровным…

Они покрывают материк Антарктиду и остров Гренландию…

Дают начало айсбергам – это гигантские плавающие ледяные горы…

(Ледник)





Подсказка № 6

Ребята, мы почти добрались до наших похитителей чертежа, осталось немного пройти испытаний

Вернемся к нашей подсказке схеме. Последняя часть Гидросферы – это вода в атмосфере.


По данным определениям назовите географическое понятие.


1 группа:

Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной …….. (дождь)


2 группа:

Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые…

( облака)


3 группа:

влажный, непрозрачный, серый, невесомый, стелющейся, утренний… (туман)

4 группа:

пушистый, белый, мягкий, (снег)



Учитель: Мы вспомнили, в чем может содержаться вода в атмосфере и нашли последнюю часть чертежа. Как вы думаете, что изображено на чертеже? Совершенно верно – это фильтр для очистки воды. В современном мире даже самая чистая на первый взгляд вода может содержать в себе множество вредных веществ, микроорганизмов, бактерий вредных для человека. Именно поэтому возникает необходимость фильтровать воду, т.к. чистая вода – это залог нашего с вами здоровья. Истинное значение воды в жизни человека трудно переоценить. Практически все, что нас окружает, так или иначе связано с водой.

И хочу закончить наше путешествие – поиск поэтическими строчками стихотворения о воде…


Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И все это – только вода.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.



И подводя итог нашему поиску, я думаю, что все участники игры могут стать сотрудниками геодетективного агентства «Находка», т.к. мы справились с задачей:

1. Нашли рисунок изобретения капитана Немо.

2. Повторили и обобщили тему: «Гидросфера и её части»
































Муниципальное Образовательное Учреждение

Краснопахорская средняя общеобразовательная школа















игра

«Геодетективное агентство «Находка»



(повторительно-обобщающий урок по теме «Гидросфера и её части»)

















учитель географии

МОУ Краснопахорской СОШ

Желтикова А.В.


2010 год.

Свежие документы:  Статья "Адаптация шестиклассников в "географическом пространстве"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: