Контрольная работа: Жизнь первобытных людей 5 класс

Учитель: Зиновьева Т.М.,

Больше-Ломовисский филиал

МБОУ Пичаевской сош

Тамбовской области



Контрольная работа по теме:

«Жизнь первобытных людей»

(Работа с источниками)

  1. Прочитайте стихотворение, написанное известным поэтом Е. Евтушенко и отрывок из книги писателя Я.Вилькина «История Лима Великолепного», и ответьте на вопросы.



Текст 1.

Ступал он трудно по отрогу
над ледовитою рекой.
Их было раньше,
гордых,
много,
и был последний он такой.
Не раз испробованный в буре,
сегодня сдал он, как назло.
Ему от стрел,
торчащих в шкуре,
внезапно стало тяжело.
Он затрубить пытался слабо,
чтоб эхо вздрогнуло вдали,
но повалился с хрипом набок,
и стрелы
глубже
в бок вошли.
Уже над шкурой кто-то трясся,
и, занимаясь дележом,
умело кто-то резал мясо
тяжелым каменным ножом.
О, знали б люди эти если,
что (…), грозен и суров,
потомкам будет интересней
всех исполнительных слонов.
И что испытанные в битве,
когда он мчался напролом,
еще не сдавшиеся бивни
храниться будут под стеклом!..



Текст 2.

Весть, которую принесли соседи, была радостной. Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.

Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна.

Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму.

Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо…



Задание 1.

О каком животном говорится в стихотворении?



Задание 2.

Какие слова, выражения помогли вам определить животное?



Задание 3.

Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?



Задание 4.

Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?



Задание 5.

Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.



Задание 6.

Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?



Задание 7.

Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.





Задание 8.

Укажите самое сильное животное древнего мира:

а) саблезубый тигр

б) пещерный медведь

в) мамонт

г) шерстистый носорог



Задание 9.

Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:

а) упал метеорит

б) надвинулся ледник

в) были истреблены человеком

г) были вытеснены другими более крупными животными



Задание 10.

Когда вымерли мамонты?

а) 10 тыс. л.н.

б) 20 тыс. л.н.

в) 30 тыс. л.н.

г) 40 тыс. л.н.



Задание 11.

Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:

  1. Что давал огонь первобытным людям?

  2. Как они его сохраняли?

  3. Как человек овладел огнем?







Критерии оценивания

Задание

Умение

Уровень трудности, балл

1

О каком животном говорится в стихотворении?


Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

1 уровень,

1 балл

2

Какие слова, выражения помогли вам определить животное?


Интерпритация

при использовании сплошного текста

2 уровень,

2 балла

3

Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?


Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

3 уровень,

3 балла

4

Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?


Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

4 уровень,

4 балла

5

Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.


Нахождение информации при использовании сплошного текста

3 уровень,

3 балла

6

Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?


Нахождение информации при использовании сплошного текста

2 уровень,

2 балла

7

Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.


Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

5 уровень,

5 баллов

8

Укажите самое сильное животное древнего мира:

а) саблезубый тигр

б) пещерный медведь

в) мамонт

г) шерстистый носорог


Рефлексия

1 уровень,

1 балл

9

Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:

а) упал метеорит

б) надвинулся ледник

в) были истреблены человеком

г) были вытеснены другими более крупными животными


Рефлексия

1 уровень,

1 балл

10

Когда вымерли мамонты?

а) 10 тыс. л.н.

б) 20 тыс. л.н.

в) 30 тыс. л.н.

г) 40 тыс. л.н.


Рефлексия

1 уровень,

1 балл

11

Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:

1)Что давал огонь первобытным людям?

2)Как они его сохраняли?

3)Как человек овладел огнем?


Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

4 уровень,

4 балла



Итого: 27 баллов







Ответы:

  1. Мамонт

  2. «Их было раньше, гордых, много»; затрубить, всех исполнительных слонов, бивни.

  3. Загонная охота

  4. «Мамонт – могучее животное, и людям было очень трудно с ним справиться, имея лишь дубины, каменные топоры и ножи, копья с каменными наконечниками»

  5. «Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья».

  6. Стрелы, каменный нож, копье, топор с кремневым наконечником.

  7. «Ему от стрел,
    торчащих в шкуре,
    внезапно стало тяжело».

Лук и стрелы не применялись в охоте на мамонта, они появились позже.

  1. в) мамонт

  2. б) надвинулся ледник

  3. а) 10 тыс. лет назад

  4. а) тепло, возможность приготовления пищи, отпугивал зверей, помогал на охоте

б) костер горел на одном месте много лет, днем и ночью люди поддерживали костры на своих стоянках.

в) Возможно, впервые человек овладел огнем от зажженного в грозу дерева или горящей лавы из вулкана.




Литература



  1. https://www.chistylist.ru/stihotvorenie/poslednii-mamont/evtushenko-e-a

  2. Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.
    М., 1962.

  3. Я. Вилькин История Лима Великолепного

Минск, 1965



Свежие документы:  Рабочая программа по факультативному курсу по истории «Российская цивилизация. IX – начало ХХ века». 11 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: