Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся на уроках географии через системный подход в формировании базовых понятий в географии

Пастухова Наталья Николаевна

город Рубцовск

[email protected]


Использование дистанционных технологий в процессе обучения географии

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Информационно-коммуникационные технологии становятся рабочим инструментом современных школьников. E-Learning (сокр. от англ. Electronic Learning – электронное обучение) – это система электронного обучения. Под термином E-Learning понимают дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Специалистами ЮНЕСКО было дано следующее определение: E-Learning – это обучение с помощью Интернет и мультимедиа.

Применение дистанционных технологий в процессе обучения географии было продиктовано несколькими причинами.

Во-первых, при внедрении ФГОС нового поколения главная задача учителя – освоить ИОС (ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА) школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.

Во-вторых, существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров, занятость и т.д. К сожалению, дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, существует  дистанционное обучение. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Контент – это прямая калька с английского, где слово content означает “содержание, содержимое”. Это собирательный термин для любой информации, которая содержится в информационном ресурсе. Если речь идет о веб-ресурсе, то легко себе представить сайт – это форма: оформление, макет – и содержание, контент: тексты, фотографии, картинки, видео и аудиофайлы.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Тихий океан"

Существует немало профессионально сделанных интегрированных инструментальных программ-оболочек для создания курсов дистанционного обучения. Moodle – это акроним слов «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объeктно-ориeнтированная динамичeская обучающая срeда). Moodle работает в любой операционной систeмe. Используя данную программу можно размещать тексты, фотографии, картинки, видео и аудиофайлы по любым темам школьного курса географии.

Широкие возможности для создания контента дистанционных курсов имеют порталы образовательных ресурсов

  • Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
    www.fcior.edu.ru

  • Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    http://schoolcollection.edu.ru/view

Коммуникационные технологии можно разделить на два типа — on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время.

Важным преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word.

Из on-line технологий прежде всего нужно отметить программу Skype и от того как продуктивно используются ее возможности зависит качество работы учителя.

Остановимся на используемых возможностях программы и конкретных примерах использования.

  1. Обмен сообщениями. Способ используется для обмена между участника сеанса текстовой информацией. Современные телефоны позволяют использовать мобильную версию Skype, что еще больше расширяет возможности именно этого способа общения для выполнения тестирования и обмена короткими текстовыми или числовыми сообщениями.

  2. Голосовое общение. Способ как нельзя лучше подходит для простого общения между учителем и учеником. Можно выяснить проблемы, возникшие при решении, при этом, не набирая информацию на клавиатуре. Объяснение учителя, вопрос учащегося, корректировка решения вот далеко не полный перечень применения голосового общения. При проведении занятий осуществляется тесный контакт между учителем и учеником, индивидуализация уровня и темпов обучения. Можно использовать видео звонки и видеоконференции.

  3. Возможность передачи файлов, ссылок на интернет-ресурсы.

  4. Демонстрация экрана. Данная возможность позволяет «передать» собеседнику экран компьютера учителя. При этом голосовые комментарии, движения мышки по экрану образуют «классную доску» учителя. Для реализации требуется подготовка графических изображений, текстовых файлов (книг), набор заранее формул в приложениях текстового редактора. Создание и сохранение подготовленной информации по конкретной теме позволит обмениваться, совершенствовать используемый материал. Демонстрируемый материал может быть представлен в различных форматах программ, используемых на компьютере.

Имея определенный опыт по данному вопросу, могу выделить следующие проблемы:

  1. Слабое распространение опыта использования элементов дистанционного обучения среди учащихся и педагогов.

  2. Неподготовленность учащихся к сетевому общению и самостоятельной работе с ресурсами Интернет.

  3. Неподготовленность преподавателей к работе в сети.



Данный опыт также позволяет сделать выводы о перспективах развития использования дистанционных технологий:

  1. Создание учебных и элективных дистанционных курсов для учащихся, ориентированных на профильное обучение и обучение на дому.

  2. Создание дистанционных курсов, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся (Интернет — викторины, подготовка к олимпиадам).

Сегодня можно с уверенностью сказать, что терпеливый  и опытный педагог, современные дистанционные технологии, качественное компьютерное оборудование, благоприятная психолого-эмоциональная обстановка, обучение, выстроенное с учетом индивидуальных возможностей здоровья ребенка, помогают достичь любому ученику значительных успехов в учебе.

Литература



  1. Дистанционное обучение в современном мире. Издательство ИНИОН РАН, ISBN 5-248-00123-4; 2002 г.

  2. Технология дистанционного обучения. А. Н. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович Издательство: Юнити-Дана, 2000 г.

  3. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. И. М. Ибрагимов Издательство: Академия, 2007 г.

  4. Дистанционное обучение и его развитие. Автор: В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев. Издательство: Дашков и Ко, 2006 г.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с., п.26




6



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: