7
Исаева Ирина Александровна (Alba18)
учитель информатики
МОУ СОШ №8, г. Люберцы М.О.
ТЕМА УРОКА: «Абсолютные ссылки в электронных таблицах»
Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
Развивающая: развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитание творческого подхода к работе;
развитие любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль.
База знаний и место урока
К этому уроку учащиеся знают:
— что такое «электронные таблицы», их назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
— минимальный объект электронной таблицы, форматы данных;
— правила записи формул;
— арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности — использования встроенных функций;
— правила копирования формул;
— относительные ссылки.
Основные умения:
— Умеют составлять и заполнять таблицы
— умеют использовать мастер функций;
— умеют изменять формат ячейки, размер, заливку;
— умеют копировать формулы;
— умеют использовать относительные ссылки.
Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:
— наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация презентации, карточки иллюстрирующие задачи);
— репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму);
— методы стимулирования и мотивации учащихся – эмоциональные (поощрения);
— методы контроля –фронтальный опрос (может быть тест на карточках);
— методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (диалог)
Тип урока: Урок – изучения нового материала, с применением современных компьютерных технологий.
Класс: 9.
Общее время урока: 45 минут
Место проведения урока: кабинет информатики, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением, карточки с заданиями.
Оборудование урока: программа Microsoft Excel, компьютеры с установленной на них программой Microsoft Excel, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, доска, маркер.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, беседа с дежурным. Отмечаю отсутствующих на уроке учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы)
Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.
Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок (Слайды 2 — 3).
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
1. Минимальный элемент электронной таблицы – это
ячейка
2. Адрес ячейки состоит из:
Имени столбца и номера строки
3. Что можно вносить в ячейку?
Числа, текст, формулы
4. С чего начинается формула?
Со знака =
5. Что может содержать формула?
Знаки арифметических операций, константы, ссылки на ячейки, функции
6. Сколько ячеек содержит диапазон А1: С3 в электронной таблице:
9 ячеек
7. Как называется выделенный диапазон?
B3:F7
Изучение новой темы.
Итак, формула может состоять из:
Ученики. констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки. А ссылки бывают разные.
Учитель предлагает решить задачу: Школьный завхоз покупает мебель в школу. Известны наименования товаров, количество и цена за ед. товара в евро, курс евро к рублю. Рассчитать цены по каждой позиции в евро и в рублях.
A | B | C | D | E | |
1 | Наименование покупки | Количество | Цена за ед. в евро | Общая цена в евро | Общая цена в рублях |
2 | Шкаф | 5 | 100 |
|
|
3 | Стол комп. | 10 | 45 |
|
|
4 | Кресло комп. | 10 | 35 |
|
|
5 | Стул | 10 | 20 |
|
|
6 | Полка для книг | 5 | 15 |
|
|
7 | Стол канц. | 5 | 43 |
|
|
8 | Итого |
|
|
|
|
9 | Курс евро | 40 |
|
|
|
Введем формулы для расчета стоимости товаров в евро в ячейку D2 и скопируем формулу в ячейки D3, D4, D5, D6, D7, D8. Теперь – формулу для расчета стоимости в рублях в ячейку E2 и скопируем формулу в ячейки E3, E4, E5, E6, E7, E8 (слайд 6)
Учитель: обратите внимание на формулы в столбце Е. Что происходит со ссылками при копировании.
Ученики: они меняются.
Учитель: Правильно, B9, B10 и т. д. а в ячейках B10, B11… ничего нет и поэтому в ячейках E3, E4, E5, E6, E7, E8 будут значения 0. (слайд 7). Ошибка! Посмотрите где и в чем ошибка.
Учитель: давайте посмотрим какие формулы должны быть записаны в столбце Е. Что мы видим?
Ученики: Во всех ячейках столбца Е должна быть ссылка на одну ячейку В9.
Ячейка В9 не должна меняться, т.е. она должна быть постоянной.
Учитель: Чтобы решить данную задачу необходима специальная ссылка. Как можно назвать такую ссылку?
Ученики: постоянной, неизменной, константой…
Учитель: абсолютной. Абсолютная ссылка — это ссылка которая не изменяется при копировании и переносе формулы, т.е. остается постоянной. В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Абсолютная ссылка получается из относительной. Для этого перед именем столбца и перед номером строки необходимо поставить знаки $. Примеры абсолютных ссылок: $F$5, $F$5. (слайды 9, 10)
Теперь если мы введем в формулу абсолютную ссылку, то при копировании формулы ссылка на ячейку В9 меняться не будет. (слайды 11, 12)
Первичное закрепление
На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее из ячейки С1 формулы, которая содержит абсолютную и относительные ссылки?
A | B | C | |
1 | 5 | 10 | =$A$1*B1 |
2 |
| 15 | = |
Ответ: =$A$1*B2 =75
2. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно?
A | B | |
1 | 3 | 4 |
2 | 5 | 6 |
3 | =А1+А2 |
|
4 | =$А$2+А2 |
|
Ответ: В3=В1+В2 =10
В4=$A$2+B2 =11
Вторичное закрепление.
Практическая работа на компьютере (Приложение 1)
Задачи дифференцированы по уровню сложности. Ученикам предлагается самим выбрать задачу для решения. Решить необходимо только одну задачу (две другие по -возможности).
Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel.
Приложение 1
Задача №1 Умение пользоваться абсолютными и относительными ссылками при составлении формул.
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 140.
У с л о в и е. Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение — 4 конфеты, за прочитанную книгу — 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги. З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
— сколько всего задач было решено;
— сколько всего книг прочитано и стихотворений выучено;
— сколько всего конфет получил каждый ученик школы;
— сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников;
2. Оформить электронную таблицу:
— внести заголовок;
— применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
Задача №2
Фамилия | Начислено, $ | Удержано | Выдать в рублях | |||
Оклад | Премия | Всего | Подоходный | П. Ф. | ||
Иванов И.Д. | 1200 |
|
|
|
|
|
Петров П.Л. | 800 |
|
|
|
|
|
Сидоров А.С. | 3000 |
|
|
|
|
|
Григорьев Г.Р. | 2500 |
|
|
|
|
|
Никитин Н. Р. | 1800 |
|
|
|
|
|
Алешин А.К. | 1000 |
|
|
|
|
|
Макаров М.Т. | 1200 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
Данную расчетную ведомость воспроизвести в программе Excel и произвести расчеты премии (10% от оклада), подоходного налога и налога в пенсионный фонд.
Подоходный налог = всего*0,13
П.Ф = всего *0,01
курс доллара внести в ячейку вне таблицы и использовать абсолютную ссылку
Оформить электронную таблицу:
— внести заголовок;
— применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача №4 Самостоятельная разработка таблицы и умение производить расчеты
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 141.
У с л о в и е. Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе — 2 монеты за км, на самолете — 4 монеты за км.
З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
— какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу;
— какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило;
— сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта.
2. Оформить электронную таблицу:
— внести заголовок;
— применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.