Муниципальное общеобразовательное учреждение
Перхушковская основная общеобразовательная школа
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
(Проектно-исследовательская работа.)
Руководитель: Шарина Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов.
2011 год
Введение.
Как плохо жить, как больно жить на свете
Без стебелька, без листьев, без корней.
Марина Симонова
Главная цель воспитания детей — духовно – нравственное. Но воспитание духовной личности, считаю, возможно, только совместными усилиями семьи, школы и государства. Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо (дерево) рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
На уроках я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Проблема изучения истории своей семьи является одной из самых значимых. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
С учетом этого и была выбрана тема исследования « Моя родословная».
Основная идея проекта: познакомиться с детьми, их семьями, ценностями, на основе которых строится воспитание моих учеников в семье.
Тип проекта: информационно – исследовательский, по содержанию « ребёнок и его семья», ребёнок-субъект проектирования; внутри школы; при участии детей и взрослых; коллективный.
Срок реализации проекта: 12.09.2011 – 22.12.2011.
Объект исследования: учащиеся второго класса и их семьи.
Предмет исследования является родословная каждого ученика.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
— теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, поиск информации в Интернете, обращение к семейному архиву;
— вербально–коммуникативные: беседа;
— эмпирические: опросно-диагностические, анализ творческих работ, наблюдения;
— статистические: оценка статической значимости гипотезы.
Цель: становление личности детей младшего школьного возраста с помощью изучения родословной своей семьи.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи, узнать значение собственной фамилии. Изучить психологическую атмосферу в семье, влияющей на развитие личности ребёнка
2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, чувство ответственности к своей семье.
Гипотеза исследования: в результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2011 года)
2 этап – основной (октябрь – ноябрь 2011 года).
3 этап – заключительный (ноябрь – декабрь 2011 года).
В проектно-исследовательской деятельности принимало участие 8 учеников второго класса и их родители (9 матерей и 6 отцов).
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Проводимые мероприятия совместно с родителями, подготовка к ним представляет много возможностей для общения детей и родителей. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии, способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, сплочению класса, развитию творческих способностей. Любознательности и гордости за своих родителей, семью. Включившись в такую совместную работу, родители смогут понять, что постоянный контакт с учителем и с чужими детьми помогает им в воспитании собственного ребёнка.
Общие дела и интересы объединяют детей и родителей, помогают им найти общий язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
Содержание проекта.
Учебный проект состоит из 3этапов.
Подготовительный этап.
Выбор модели взаимодействия с родителями учащихся.
Подбор форм воспитательной деятельности, необходимого педагогического инструментария (анкетирование, социологические опросы).
Разработка сценариев мероприятий (классных часов, праздников, родительских собраний).
Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.
На этом этапе осуществлялось планирование учебно-исследовательской деятельности и при помощи учителя разработаны программы исследования. Все программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования.
2.Основной этап.
Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача — сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников.
Проведение классных часов с помощью родителей, праздников с приглашением родителей, тематических родительских собраний.
1) В классе прошёл классный час на тему: «История возникновения фамилий».
Цели классного часа:
— воспитывать уважительное отношение к своим предкам;
— познакомить учащихся с историей возникновения фамилий.
После занятия возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта «Моя родословная» определил интерес детей, его реализация оказалось возможной во внеурочной деятельности.
Параллельно детям было предложено написать сочинение «Моя Семья», «Традиции моей семьи»; изобразить свою семью в рисунках.
2) Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями. Было проведено родительское собрание. На данном собрании была проведена диагностика стилей семейного воспитания. Для этого использовался опросник «Ваш стиль семейного воспитания».
На данном этапе приняло участие 9 семей. Проведённая нами интепритация результатов тестирования, показала, что семей с авторитарным стилем общения -3, с демократическим стилем – 3, с либеральным – 2, а с попустительским – 1.
Д
иаграмма №1. Диагностика стилей семейного воспитания.
Для составления представления о семьях детей и изучения стилей взаимоотношений в семьях были использованы следующие методы:
— сбор информации о составе семей, профессиях родителей; образовательном уровне родителей;
— наблюдение за членами семей в ходе совместной деятельности;
— беседы с учителями и воспитателями учащихся;
— диагностика семейных взаимоотношений родителей и детей (анкетирование, «Кинетический рисунок семьи», Тест — опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.)
Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей семьи и определении места ребенка в ней был использован тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Нами было обследовано 9 детей младшего школьного возраста. Возраст детей 7 – 9 лет. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
Тест-опросник родительского отношения к детям Л..Я. Варга и В.В. Столина состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.
На данном этапе исследования приняло участие 18 родителей: 9 матерей и 6 отцов.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений. Типы родительских отношений к детям мы изобразили в виде диаграмм.
Диаграмма №2. Диагностика типов родительских отношений к детям (матери).
Д
иаграмма №3. Диагностика типов родительских отношений к детям (отцы).
4) Проведён урок: «Герб семьи». Цель данного урока: проанализировать семейные ценности, и на основе анализа разработать герб семьи. Результатом данного урока стало составление герба семьи.
5) Для того чтобы не было затруднений при построении генеалогического древа был проведён урок «Путешествие во времени». На этом уроке дети узнали, что родословная — это история рода. Родословной человека занимается наука генеалогия. В древней Греции и Риме происхождение определяло положение в обществе, степень его свободы и прав. Во времена рыцарства вопрос о чистоте крови был очень важен на протяжении всей его жизни. Родословная определяла в государстве наследование престола. В России родословные — росписи — появились в конце 15 века. При царе Петре Великом была создана специальная Герольдмейстерская контора. Она должна была следить за достоверностью всех данных, чтобы не присваивались незаконно родословные.
Графическое изображение генеалогических данных может быть представлено в виде таблиц и схем. Самой распространенной формой было генеалогическое дерево или древо жизни.
Человеку нужно изучать родословную, чтобы знать и чтить своих предков – родственников, которые жили задолго до нас и наших родителей. Это дань благодарности, дань памяти тех, кто дал жизнь нашим дедушкам и бабушкам, а те, в свою очередь родителям, а они — мне. Именно такой должна быть настоящая семья.
После проведения данного занятия дети вместе с родителями составили родословную семьи в виде древа родственных отношений.
6. На основе индивидуальных работ, коллективно было создано генеалогическое древо всех учеников класса.
7. Создание мультимедийной презентации «Моя родословная».
3. Заключительный этап.
Заключительным этапом проектной деятельности стал показ и защита презентаций
на семейном празднике «Моя семья – моё богатство».
Дети вместе с родителями делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и её традициях.
На данном этапе также была составлена диагностика детско-родительских отношений по результатам совместной деятельности. Разработка педагогических рекомендаций для взрослых и учителей.
Результаты проектно-исследовательской деятельности.
Заключительный этап исследования был проведён с 12.12.2011 по 22.12.2011 г. с использованием всё тех же диагностических материалов, что и на основном этапе.
Цель данного этапа работы заключалась в определении эффективности совместных мероприятий родителей с детьми.
Результаты повторного обследования были произведены и соотнесены с данными, полученными на подготовительном этапе исследования, что позволило определить динамику развития детско-родительских отношений в семье.
Родители, принявшие участие в совместных занятиях со своими детьми, ответили на вопросы анкеты иначе, нежели в первый раз.
Результаты анкеты показали, что благодаря совместным занятиям, совместному выполнению с ребёнком домашних заданий, консультациям с учителем взрослые осознали важность поднятой нами проблемы.
Если на подготовительном этапе исследования родителей, придерживающихся демократического стиля общения было 3, то на контрольном этапе их стало 5 (Кречетова И., Кречетов В., Никифоров С., Шакиров Э., Бордей С.); количество родителей с авторитарным стилем общения снизилось с 3 до 2 (Седова С., Шакирова А.); либеральный стиль общения по-прежнему выбрало 2 родителей (Никифоров Т., Лебедев Н.). Но очень важно отметить, что семья, придерживающаяся попустительского стиля общения (Кондрашова Е.), отказалась от него (диаграмма №4).
Д
иаграмма №4. Диагностика стилей семейного воспитания.
После повторного опроса родительского отношения к детям (тест-опросник Л..Я. Варга и В.В. Столина) также наметилась существенная динамика (диаграмма №5, диаграмма №6).
Диаграмма №5. Диагностика типов родительских отношений к детям (матери).
Д
иаграмма №6. Диагностика типов родительских отношений к детям (отцы).
Положительная динамика изменения стиля воспитания родителей отразилась и в рисунках младших школьников. Дети стали использовать больше ярких цветов в своих рисунках, на лицах появилось больше улыбок.
Если Валерии К. на констатирующем этапе эксперимента в своём рисунке изобразила только маму, то на контрольном этапе Валерия изобразила и маму и себя. Но и мама и Валерия находятся на рисунке на расстоянии, что может свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. Но то, что ребёнок изобразил и себя, может свидетельствовать о том, что родитель изменил своё поведение по отношению к ребёнку, пытается наладить с ним контакт.
Исследование рисунков детей на заключительном этапе показало снижение тревожность в семейных отношениях (36,6%), конфликтность уменьшилась с 13,3% до 9 % исследуемых. Дети меньше стали использовать штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, редко перерисовывали их.
Анализ рисунков показал, что из 9 семей на контрольном этапе к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести 4 семей (53,3%).
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 3 семьи (26,7%).
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 2 семьи (20%).
Таким образом, сравнительно краткая программа по результатам совместной деятельности родителей с детьми оказалась все же достаточно эффективной и информативной.
В результате проектно-исследовательской деятельности учитель пополнил и закрепил знания по истории, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.
Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
Работа над проектом позволила учащимся применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Таким образом, гипотеза нашего исследования: в результате изучения родословного древа семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях, подтвердилась.
Также наметились перспективы продолжения работы над данным проектом – продолжение изучения родословной своей семьи.
Педагогические рекомендации родителям и учителям.
После проведения проектно-исследовательской деятельности мы сформулировали рекомендации для успешной и результативной совместной работы не только родителей с детьми, но и учителей с учащимися.
Для эффективного взаимодействия взрослого и ребенка можно рекомендовать следующее:
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться и не выступайте в роли судьи.
2. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
3. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
4. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
5. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
6. Показывайте пример достойного поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, научите его этому своим личным примером.
Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Литература:
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1989
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., Просвещение, 1996 г.
Смирнова Е.О. Психология ребенка — М.: Школа-пресс, 1997.
http://www.lenagold.ru