Урок с использованием ИКТ
Конспект урока по литературному чтению
1 класс (1-4)
Тема: Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
Урок составлен и проведен
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ 1743 г. Москвы
Шурминой В. В.
Тема: Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
Цели:
— познакомить с рассказом Н. Артюховой «Саша-дразнилка»;
— развивать умение прогнозировать текст;
— учить разбивать текст на части;
— подбирать заголовки к частям рассказа;
— продолжать работу над выразительным чтением;
— воспитывать такие качества как доброта, уважение к окружающим, радость, благодарность.
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Сейчас вспомним, о чем вы читали дома.
— Из каких произведений взяты эти строчки и кто автор? (2, 3, 4 слайды) – на экране строчки из произведений:
— Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк. (Яков Тайц «Волк»)
— Мы решили, кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт. (И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»)
— Рразорву и ррастерзаю?
— Рразнесу и рраскидаю? (Г. Кружков «РРРЫ»)
Актуализация знаний. Постановка целей урока
На экране слова. Прочитайте, какие могут быть качества характера. (5 слайд)
Скажите мне, что хорошо, а что плохо. (5 слайд)
— Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном качестве характера. Подумаем, хорошее оно или плохое.
Изучение нового материала
Отработка навыка чтения. Ну, а сейчас небольшая разминка.
— Прочитайте слоги на одном дыхании. (6 слайд)
тру-тро-трри-тры-тра
про-пру-при-пра-пры
дра-дру-дро-дры-дре
— Прочитайте слова по слогам, а затем целыми слогами. (7 слайд)
обижалась | |
по-про-бо-ва-ла | попробовала |
за-сме-я-лась | засмеялась |
по-перх-нул-ся | поперхнулся |
дро-жа-щим | дрожащим |
про-го-во-рил | проговорил |
— Эти слова встретятся в рассказе, который мы будем сегодня читать.
Знакомство с рассказом Н. Артюховой «Саша-дразнился»
На экране портрет Н.Артюховой и название рассказа (8 слайд)
— Нина Артюхова – советская писательница, посвятила свою жизнь написанию книг для детей. Нина Михайловна старалась создавать такие произведения, которые учили ребёнка быть добрыми, справедливыми, смелыми и верными своему слову.
К сожалению, её уже нет в живых. Она умерла в 1990 г. Её было 89 лет.
— Посмотрите, на экране немного из тех книг, которые написала Нина Михайловна. (9 слайд)
— А теперь прочитайте название произведения, которое мы будем читать сегодня.
— Кто написал этот рассказ. (10 слайд)
— А теперь откройте учебник на стр. 9.
Чтение рассказа «Цепочкой»
I и III часть читают дети, II часть учитель.
Проверка понимания прочитанного.
— Почему Ляля обижалась и плакала?
— К кому обратилась она за помощью?
— Стал ли папа ругать Сашу?
— Воспользовалась ли Ляля советом папы?
— Как Саша отреагировал на изменение поведения сестры?
— Почему в итоге Саша заплакал?
Выборочное чтение.
— Прочитайте, что посоветовал Ляле папа.
— Прочитайте отрывок, в котором описывается перемена, отношение девочки к обидам брата.
— Прочитайте, чем был огорчён Саша.
Физминутка (музыкальная)
Закрепление изученного материала
Выразительное чтение рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
Пословицы на экране. (11 слайд)
● В каждой шутке есть доля правды.
● Умей шутить, умей и отшучиваться.
● Кто не любит шуток, над тем не шути.
— Какое качество характера детей описано в рассказе? (Обидчивость) (12 слайд)
— Обидчивость – это хорошее качество или плохое?
Подготовка к пересказу.
— как вы думаете, сколько частей в рассказе? Как начинается?
— А в третьей?
— Нам теперь надо придумать название к каждой части, то есть озаглавить. Это называется «составить план». А план нам нужен, чтобы проще было пересказывать текст.
На экране план (13 слайд)
Прочитайте его внимательно.
— Не допустила ли я ошибку? Правильно ли я составила план к тексту? Помогите мне пожалуйста.
Правильный слайд (14 слайд)
Детям раздаётся план:
● Обида Саши
● Совет папы Ляле
● Ляля разозлила Сашу
— Рассмотрите на стр. 11 Учебника «Родная речь» (Л.Ф. Климанова и др.) рисунок. К какой части рассказа он подходит?
— Какой совет вы бы дали плачущему Саше? (15 слайд)
«Умей шутить, умей и отшучиваться».
Итог урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Кто автор рассказа?
— Кто главные герои?
— Бывает ли такое, что вы становитесь похожи на Лялю или Сашу?
— Какое качество характера мы увидели в рассказе? (Обидчивость)
— Обидчивость это хорошо или плохо?
— Понравился ли вам урок? Что больше всего?
Молодцы (16 слайд)
Список использованной литературы:
Клюхина И.В. – Поурочные разработки по литературному чтению. М: 2008
Каландарова Н.Н. – Уроки речевого творчества. М: 2008
Климанова Л.Ф. и др. – Родная речь. Учебник для 1 кл. нач.шк. М.
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. – Учим азбуку, играя. М: 2009
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка. М: 1995
Интернет-ресурсы:
1) Фото писательницы — http://www.deti.spb.ru/writers_rus/?a_id=546
2) «Саша-дразнилка» — http://www.bookin.org.ru/book/75464
3) «Новые соседи» — http://www.libex.ru/detail/book348036.html
4) «Светлана» — http://posters.ec/cover/146053
5) «Трусиха» — http://www.libex.ru/detail/book442903.html
6) «Трудный вечер» — http://bouquiniste.appee.ru/
7) «Стихи и загадки» — http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=331