Тема урока : « К юбилею уральского поэта. Творчество К .Скворцова»
Целеполагание:
иметь представление о национально-культурных ценностях своего края
знакомство с творчеством уральского поэта К. Скворцова
знать особенности его поэтики и роль его творчества в общелитературном процессе страны
навыки работы с текстом художественного произведения
воспитание национальной гордости за литературу своего края
Оборудование и наглядность:
Компьютерная презентация, распечатки стихотворений, записи на доске, портрет поэта и распечатки его фотографий, на столе таблички с именами поэтов и писателей, интернет – информация о Скворцове , песня Родыгина «Уралочка»
Словарная работа, термины: (заранее на доске) драматургия, рефрен, цветопись, парцелляция
Ход урока
I/ Оргмомент. На экране заставка ( 1 слайд — Скворцов – уральский поэт. К юбилею поэта)
II/ Вступление (заранее подготовленный уч-ся выступает с Интернет-информацией «Уральские самородки»). . (2 слайд)
II/ Этап целеполагания. (3 слайд)
III/ Эпиграф к уроку (4 слайд)
IV/ Знакомство с биографией поэта с чтением стихотворения о Златоусте
(заранее подготовленный уч-ся) ( 5 – 9 слайды)
Итак, какие же темы в творчестве уральского поэта любимые? Назовите.
( на фоне слайда 10)
V/ Пресс – конференция ( игровой момент)
(за столом 4 человека, которые представляют Е. Евтушенко, Ф. Искандера, П. Проскурина и Ю. Грибова , они с микрофоном в руках).
Учитель:
Дорогие ребята, у нас в гостях люди, которые когда- то дружили с поэтом, хорошо его знали , общались с ним. (обращаюсь к героям) Скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к уральскому поэту и его творчеству.
Я, Евгений Евтушенко, поэт
Константин Скворцов заинтересовал меня. Знакомство с его творчеством прибавило мне поэтическую жадность к Уралу. Спасибо ему за это.
Я, Пётр Проскурин, писатель
По моему глубокому убеждению, Константин Скворцов — драматург милостью божьей. Его драматургия глубоко патриотична. Она не разрушает, а , наоборот – укрепляет нравственное здоровье народа.
Я, Юрий Грибов, журналист
Константин Скворцов – один из ведущих драматургов в стране. Его пьесы согреты любовью к истории Отечества, к народу. Пьесы хорошо встречаются зрителями, собирают полные залы.
Я, Фазиль Искандер, писатель
В творчестве К. Скворцова мы чувствуем поэтическую правду и наслаждаемся её величием. Произведения его талантливы и естественны.
VI/ Повторение и выборочная работа с текстами стихотворений
*** Литературные жанры (слайд 11)
*** Чем лирика отличается от прозы? Особенности лирики ( слайд 12 )
Чтение наизусть стихотворения « Матушка пела» :
С какой целью автором используется рефрен? ( распечатки на столах)
Учитель:
Воспоминания в жизни человека играют особую роль. Они как связующее звено между прошлым и настоящим, У Скворцова воспоминания тёплые, нежные они, будто пуповина, которая крепко держит его с родиной.
( 13 слайд – Таганай)
Наизусть отрывок из «Златоустье» ( распечатка)
***Роль цветописи в стихотворении ( синий, золотой – в том месте, где уста золотые и речи праведные, лгать не хочется)
«Лунная река» (отрывок). Парцелляция и её роль в стихотворении.
14 слайд — стихотворная драма.
Игра «Выбери меня» (для повторения)
(варианты для наглядности распечатаны )
1. «Мцыри» Лермонтова 5. «Борис Годунов» Пушкина
2. «Светлана» Жуковского 6. «Горе от ума» Грибоедова
3. «Евгений Онегин» Пушкина 7. «Демон» Лермонтова
4. «Ромео и Джульетта» Шекспира
(ответы: 4, 5, 6, 7 )
***Какие же стихотворные драмы принадлежат перу К. Скворцова?
( слайды 15 – 20 ) — перечислить пьесы
(Если есть время, то зачитать отрывок из пьесы о Достоевском)
Учитель:
перед тем, как мы с вами перейдём к следующему стихотворению поэта, давайте проведём терминологическую разминку ( слайд 22 и самопроверка 23)
*** Выбери правильное значение слова
Работа с сонетами Скворцова №15, №90
(чтение их наизусть, вспомнить сонет Шекспира «Её глаза на звёзды не похожи…, его строение, чтение сонета учителем наизусть)
Vii/ Заочное путешествие в Москву — 24 слайд
Viii/ Значение творчества Скворцова и общественное признание
(Слайды 25, 26 )
Обратить внимание учащихся на интернет – информацию о поэте
(оформлена стендом)
IX/ Фотоальбом . Представьте себе, что мы в гостях у поэта. Давайте вместе пролистаем его альбом. ( слайды 27 – 34 )
Листаем под музыку песни Родыгина «Уралочка»
X/ Рефлексия
Вот такие люди живут на Урале, талантливые, самобытные, как уральские самоцветы.
Интересуйтесь поэзией К.Скворцова, любите его стихи, следите за его творчеством.